А.А. Половцов

Сосницкая, Елена Яковлевна

Сосницкая, Елена Яковлевна, драматическая артистка, родилась в 1799 г., ум. 9 января 1855 г., дочь небезызвестного в свое время придворного оперного певца Я. Воробьева, переведенного в конце 1790 гг. в Петербург А. Л. Нарышкиным. Под руководством кн. А. А. Шаховского в театральном училище С. получила свое образование. В январе 1815 г. она выступила с большим успехом в опере «Жаконд, или искатель приключений», а в октябре того же года завоевала симпатии публики превосходным исполнением роли Алексея в опере Кавоса «Иван Сусанин». В январе 1817 г. С. вышла замуж за известного уже тогда молодого артиста Ив. Ив. Сосницкого и в том же году впервые играла, вместе с мужем, роль Аглаи в комедии Грибоедова «Молодые супруги». Громкий успех, вероятно, послужил поводом к ее переходу из оперы в комедию, хотя, почти до 1821 г., она не оставляла окончательно оперу, участвуя, между прочим, в «Красной Шапочке» Буальдье, «Волшебной Флейте» Моцарта и др. С 1821 г. С. переходит в комедию на роли субреток и бойких, светских барынь. К лучшим ее ролям этого времени относятся: Сусанна в «Свадьбе Фигаро», Дорина в «Тартюфе», Лельская в водевиле Шаховского «Ворожея», Троепольская в комедии H. Кyликова «Актеры между собой»; в 1831 г. она попробовала сыграть роль Софии в «Горе от ума», но исполнила ее недостаточно хорошо. Почти ни одна из комедий H. Хмельницкого, Кукольника, П. А. Каратыгина и других современных писателей не обходились без ее участия. С нарождением новой комедии Гоголя и Островского, С. перешла на роли пожилых женщин и комических старух: так в 1836 г. она играла роль жены городничего в «Ревизоре», в 1842 – Агафьи Тихоновны в «Женитьбе», в 1853 – Панкратьевны в «Бедной Невесте» Островского. В упомянутых ролях С. принадлежала к числу лучших их исполнительниц.

В конце 1854 г. по болезни она принуждена была уйти со сцены, а в январе следующего года – скончалась.

Пим. Арапов, «Летопись русского театра», стр. 235, 243, 244, 246, 252, 253, 264, 266, 276, 278–279, 292, 294, 297, 299, 301–302, 316–317, 320, 312, 355. СПб. 1861 г. – А. И. Вольф, «Хроника петербургских театров», СПб. 1877 г. т. I, стр. 3, 6, 18, 35, 49, 70, 89, 97, 100, 104, 125, 137, 145, 167, 177; т. II, стр. 74 и след. – Р. Зотов, «Е. Я. Сосницкая», «Пантеон», 1855 г., т. XIX, Январь, кн. 1, стр. 1–6. – Его же, «Театральные воспоминания», СПб, 1860, стр. 52, 72, 86, 87. – Н. И. Куликов, «Театральные воспоминания», «Русск. Старина» 1892, № 8, стр. 466–468. – Α. С. Пушкин, Сочинения (указ.). – И. Η. Божерянов, «Иллюстрован. история русского театра», СПб. 1903 г. т. Ι–II. – «Театрал», карманная книжка для любителей театра. СПб. 1853 г., стр. 37.

Комментарии для сайта Cackle