А.А. Половцов

Источник

Араия, Франческо

Араия, Франческо (Araja), композитор и капельмейстер придворного театра в С.-Петербурге, род. в 1700 г., в Неаполе, ум. в 1767 году, в Болонье. До приезда своего в Петербург Араия уже был известен в Италии, как даровитый оперный композитор, две оперы которого – «Berenica» и «Amore per regnante» – были поставлены: первая – в 1730 г., на сцене придворного тосканского театра, а вторая – в следующем году, в Риме. По словам Штелина, в 1734 г., в Италию был послан скрипач придворного оркестра, Пьетро Мира, впоследствии известный шут Императрицы Анны Иоанновны Педрилло, с целью отыскать и пригласить на службу в Россию, для пополнения итальянской оперной труппы и оркестра, новых певцов, певиц и музыкантов. Летом 1735 г. Педрилло возвратился из Италии, прекрасно исполнив поручение: вместе с ним приехали, во главе с капельмейстером Араия, несколько превосходных певцов и певиц, виртуозов-скрипачей и виолончелистов, балетных танцоров, декоративный живописец, машинист и другие специалисты театрального дела; все они были договорены по контракту на пять лет и в старом Зимнем дворце (построенном Петром Великим на месте нынешних казарм 1-го батальона Преображенского полка) получили бесплатные казенные квартиры. Сначала оперная итальянская труппа и оркестр, под управлением Араия, помимо участия в придворных празднествах, еженедельно, по четвергам и воскресеньям, должны были участвовать в придворных концертах, а по вторникам и пятницам, летом – в театре, находившемся в Летнем саду, а зимою – в театре Зимнего дворца давать комедии и итальянские интермедии; спектакли эти разнообразились балетом. который ставил танцмейстер сухопутного шляхетского корпуса Линде. Обязавшись управлять придворным оперным театром и оркестром, а также ставить старые и сочинять для придворной сцены новые оперы, Араия в 1737 году написал и поставил первую в Петербурге итальянскую оперу «Abiazare», имевшую большой успех и неоднократно повторявшуюся. В исполнении ее участвовали, кроме оперной труппы, огромный придворный певческий хор, оперный оркестр в 40 человек и четыре военных оркестра. В следующем году, поощренный успехом, Араия написал новую оперу «Semiramide ol fento Nino», которая всем понравилась еще больше первой и ставилась каждую неделю в течение двух лет. После смерти Императрицы Анны, во время годичного траура, Араия ездил в Италию ангажировать новых артистов и уже в царствование Елизаветы Петровны, осенью 1742 года, вернулся в Петербург; вместе с ним приехали: певец кастрат Салетти, гобоист Стацци, несколько скрипачей, стихотворец из Флоренции Бонеки, специально для сочинения оперных либретто, и декоративный живописец Валериани, который на афишах елизаветинского времени назывался «Ея Императорского Величества первым театральным живописцем и Санкт-Петербургския Академии художеств профессором перспективы». С новыми музыкальными силами 18-го декабря 1743 года была поставлена третья опера Араии – «Александр в Индии». Хотя либретто почти всех опер плодовитого композитора сочинялись по-итальянски, но к тексту обыкновенно прилагался перевод на русском, французском и немецком языках. Из многочисленных опер Араии, написанных им за время пребывания в России для придворного театра, только две на русском языке – «Цефал и Прокрис» и «Селевк». Текст обеих опер принадлежал А. П. Сумарокову. Первая из них – «Цефал и Прокрис», представленная 27-го февраля 1755 г., была, вместе с тем, первой оперой, написанной на русский текст. Исполнителями в ней явились: дочь музыканта девица Елизавета Белоградская, придворный певчий Сечкарев и пять человек певчих графа Разумовского. Как новинка, опера эта имела большой успех; композитору была пожалована Императрицею соболья шуба и 100 полуимпериалов, а певице и всем певцам – дорогие материи на платье. В следующем, 1756 г., появилась на придворной сцене вторая опера Араии на русский текст – «Селевк». Разумеется, в этих операх не было ни малейшего намека на местный, народный колорит музыки, которая, по тогдашним понятиям, имела в опере второстепенное значение: успех или падение пьесы зависело от сочинителя текста. Араия написал эти оперы под влиянием моды на русские и малороссийские мотивы, когда, благодаря главным образом А. К. Разумовскому, в придворную жизнь стал проникать русский национальный элемент. За неимением русских опер, репертуар наших певцов елизаветинского времени, по необходимости, состоял из переводных с итальянского, в числе которых, написанных Араией, было семь: «Сципион» (1745 г.), «Беллерофонт» (1750 г.), «Евдокия венчанная или Феодосий II» (1751 г.), «Антогон», «Митридат», «Царь-пастух» и «Александр в Индии», о которой уже упоминалось. На одном итальянском языке давались следующие оперы Араии: «Ложный труд или, не поя и не кормя, врага не наживешь» – «слезная драма в трех действиях на музыке» как значилось на афише 1744 года, когда эта опера была в первый раз представлена «сентября 5-го во всерадостный день тезоименитства Ее Императорского Величества Елисафет Петровны, Итальянскими придворными комедьянтами»; «Арзак» (1757 г.), «Оставленная Дидона» (1758 г.) и «Ифигения» – в том же году, в Москве. Таким образом, за 24 года своей службы в должности русского придворного капельмейстера Араия написал пятнадцать опер. При такой плодовитости нельзя, конечно, ожидать от них особенных музыкальных достоинств: оперный стиль Араии не выходил из тесных пределов итальянской рутины, угождавшей только концертной виртуозности певцов. О характере музыкального дарования Араии можно судить по увертюре к «Цефалу и Прокрису», напечатанной в приложении к сочинению В. Моркова: «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год». Нажив значительное состояние, Араия в 1759 году уехал в Италию и поселился в Болонье, где жил до смерти. В последние годы жизни он написал ораторию «La nativita de Gesù» и оперу «La Cimotea».

Johann-Joseph Haigold, «Beilagen zum neuverän derten Russland» («Stählins Nachrichten von der Musik in Russland»), zweiter Theil, Riga und Leipzig, 1770. – Вл. Михневич, «Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении», СПб. 1879, стр. 164–169. – В. Морков, «Исторический очерк русской оперы», СПб., 1862, стр. 2–4 и приложения. – П. Арапов, «Летопись русского театра», СПб., 1861, стр. 36–47. – Н. М. Лисовский, «Музыкальный календарь-альманах и справочная книжка на 1890 г.», стр. 1–36 («Музыкальный календари»). – П. Д. Перепелицын, «История музыки в России», СПб., 1888, стр. 92–93. – «Энциклопедический лексикон» 1835 г., т. II, стр. 476 и «Энцикл. словарь» Брокгауза-Ефрона, полутом III, стр. 5–6.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - [2], 796 c.

Комментарии для сайта Cackle