А.А. Половцов

Источник

Афанасьев, Александр Николаевич

Афанасьев, Александр Николаевич, известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11-го июля 1826 г., в гор. Богучаре, Воронежской губ., ум. 23-го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство Афанасьевых переселилось через три года после рождения сына. В 1837 году Афанасьев поступил в первый класс Воронежской гимназии, в которой окончил курс в 1844 г. и любопытную характеристику преподавания в которой сделал в своих воспоминаниях, появившихся после его смерти в «Русском Архиве» 1872 г. В гимназии Афанасьев обнаружил литературные способности, начав писать стихи, которые, впрочем, не были его призванием. Поступив в 1844 г. на юридический факультет Московского университета, он слушал, как и все тогдашние студенты-юристы, лекции словесности и всеобщей истории вместе со студентами 1-го отделения философского факультета, и был, таким образом, учеником Шевырева и Грановского. Еще будучи студентом, Афанасьев начал сотрудничать в журналах, поместив в «Современнике» 1847 г. (№ 6 и 7) большую статью о «Государственном хозяйстве при Петре Великом» а в «Отечественных Записках» 1848 г. (№ 6 и 7) свою монографию «О вотчинах и поместьях». Окончив в 1848 г. курс со степенью кандидата, Афанасьев в конце следующего года поступил на службу в московский главный архив Министерства Иностранных Дел, где в 1855 г. был уже начальником отделения, а вскоре за тем и правителем дел состоящей при этом учреждении комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служба Афанасьева в архиве продолжалась до 1862 г.; этот период времени (1849–1862 гг.) был самым плодотворным в его учено-литературной деятельности. В это время он начал печатать свои мифологические исследования, которые завершились в конце шестидесятых годов капитальным трудом «Поэтические воззрения славян на природу; в это время он предпринял издание и исследование русских народных сказок и легенд; изучал русскую литературу XVIII века и особенно тогдашние сатирические журналы; издавал в 1858–1859 гг. прекрасный журнал «Библиографические записки», где поместил ряд своих статей («Адская газета», «О царе Горохе», «Литературная полемика прошлого столетия», «Сатиры Кантемира» и др.) и много ученых материалов для истории русской литературы; занимался библиографическими работами, составив два указателя – к «Отечественным Запискам» Свиньина и «Северному Архиву» (по русской географии, статистике и русскому праву); поместил преимущественно в «Современнике» и «Отечественных Записках», а также «Русском Вестнике» и «Московских Ведомостях» множество рецензий на труды по русской истории и отчасти истории литературы (Подробный перечень трудов Афанасьева помещен в «Русском Архиве» 1871 г., кн. 11, стр. 1948–1955, с примечанием, что он найден в бумагах Афанасьева, составлен самим автором и имел надпись: «Мои статьи»; кроме того, перечень работ Афанасьева имеется в его биографии, составленной проф. А. Кирпичниковым и помещенной в «Словаре» Венгерова). Свои статьи по славянской мифологии Афанасьев начал в 1850 году, в «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачевым; здесь были помещены: «Дедушка домовой», «О значении рода и рожениц», «Мифическая связь понятий света, зрения, огня, металла, оружия и желчи»; затем, в «Современнике» (1851 в., № 4) появилось: «Колдовство на Руси в старину»; в «Отечественных Записках» (1851 г., № 6, 1852 г., № 1–3) – «Религиозно-языческое значение избы славянина» и «Зооморфические божества у славян»; в альманахе «Комета» 1851 г. – «Ведун и ведьма»; во «Временнике Общества истории и древностей» (1851 г., № 9) – «Языческие предания об острове Буяне»; в «Известиях Императорской Академии наук» (1853 г.) – «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями». Исследование о сатирических журналах 1769–1774 годов, до сих пор не утратившее своего историко-литературного значения, сначала было напечатано в «Отечественных Записках» (1855 г., № 3, 4 и 6), а затем вышло в 1859 г. отдельным изданием. «Народные русские сказки» появлялись выпусками, в числе восьми, с 1855 по 1863 год, а затем были изданы Солдатенковым в 4-х томах. Афанасьев воспользовался материалом, находившимся в этнографическом отделении Императорского русского географического общества, присоединив к нему сказки, собранные В. И. Далем. Издание свое он снабдил ценными примечаниями, с указанием сходных сказок у других народов. Весьма ценным предисловием сопровождалось также издание «Русских народных легенд» (1860 г.), которые вскоре после своего появления, по требованию митрополита Филарета, были изъяты из продажи. Значительно слабеет, хотя и не прекращается учено-литературная деятельность Афанасьева с 1862 года, когда он, замешанный по недоразумению в каком-то политическом деле, должен был оставить службу в архиве и распродать за бесценок свою обширную библиотеку. Только после долгих стараний удалось ему занять, ради некоторого обеспечения семьи, совершенно неподходящее его призванию место секретаря сначала в московской городской думе, а затем в мировом съезде. Усиленные служебные занятия надломили здоровье Афанасьева и способствовали развитию чахотки, которая 45-ти лет свела его в могилу. В последнее десятилетие своей жизни Афанасьев написал несколько статей, заметок и рецензий (статьи: «Разбор истории литературы Галахова», «Разбор «Живописца», «M. С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», «О юридических обычаях», «О радуге», «Сказка и миф» и др. Помещались они в «С.-Петербургских Ведомостях», «Библиотеке для Чтения», «Книжном Вестнике», «Филологических Записках» и «Древн. археолог. общ.». Но главное внимание Афанасьев сосредоточил на окончании своих семнадцатилетних изысканий в области славянских древностей. Собрав все свои многочисленные статьи по славянской мифологии, переработав и дополнив их, Афанасьев выпустил в 1856 г. первый том, в 1868 г. – второй и в 1869 г. – третий том «Поэтических воззрений славян на природу». Этот труд был увенчан двумя малыми уваровскими премиями в 500 руб. (в 1867 г. – десятое и в 1870 г. – тринадцатое присуждение уваровских наград). Рецензент, проф. А. А. Котляревский, справедливо заметил, что «Поэтические воззрения» – первый систематический труд в русской литературе по сравнительной славянской мифологии, для которого Афанасьеву приходилось и подготовлять материал, и обрабатывать его при помощи новых приемов науки. Афанасьев сделал крупный шаг в науке от случайных и отрывочных исследований в области народных преданий, от неопределенных сближений их и нетвердых заключений к систематическому рассмотрению всего запаса собранных им фактов мифологического и религиозного быта славян, по сравнению этих фактов с преданиями родственных славянских племен, с целью объяснения их затерянного древнейшего смысла и значения. Несмотря на некоторые недостатки (неточность основной мысли о происхождении мифов, ее несогласие со многими частями исследования, слабость самостоятельных лингвистических разысканий, отсутствие объяснений исторического значения мифических представлений, верований и обычаев), «Поэтические воззрения» являются богатым сборником сведений о древностях народного быта, необходимым для всякого, занимающегося славянскою археологиею. Последним трудом Афанасьева были «Русские детские сказки», появившиеся в двух частях, в 1870 г.

«Русский Архив», 1871 г., № 11 и 1872 г., № 3. – «Русская Старина», 1872 г., № 5. – «С.-Петербургские Ведом.», 1871 г., № 276 и 298. – «Иллюстр. Газ.», 1872 г., т. 29, № 21. – «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1871 г., № 10. – 10-е и 13-е присуждения уваровских наград. – С. Венгеров, «Критико-биогр. словарь», т. I, стр. 860–870; здесь приведены отзывы о главнейших трудах Афанасьева. –»Энциклопедич. словарь», Брокгауза-Ефрона, кн. 4, стр. 488.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - [2], 796 c.

Комментарии для сайта Cackle