А.А. Половцов

Источник

Баженины, Осип и Федор Андреевичи

Баженины, Осип и Федор Андреевичи, основатели коммерческого судостроения в России, двинские посадские люди, лично известные Петру Великому. Предок Бажениных, новгородский выходец, поселился в Холмогорах еще в XVI в., а отец их владел родовою деревнею Вавчугою, при реке того же имени, впадающей в С. Двину в 13-ти верстах выше Холмогор, где с давних пор существовала пильная мельница, приспособленная Бажениными действовать водою. Царь Петр I, в первый свой приезд в Архангельск, в 1693 г. посетил Вавчугу и, похвалив усердие Осипа и Федора Бажениных, дал им жалованную грамоту на беспрепятственное владение мельницею, и на отпускную лесную торговлю. В 1700 г. Баженины, согласно их просьбе, получили новую жалованную грамоту, предоставлявшую им право не только строить в Вавчуге торговые корабли, но и отпускать их за море с русскими товарами, держать на кораблях пушки и порох, вывозить беспошлинно из-за моря все предметы, необходимые для судостроения, нанимать шкиперов и рабочих людей, не испрашивая на то согласия воевод и бургомистров, чтобы «на то смотря – сказано в грамоте – иные всяких чинов люди в таком же усердии нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, служили и радение свое объявляли». При Вавчужской верфи тогда же были ими устроены прядильный и парусный заводы. Царь Петр, троекратно посещая Архангельск, всякий раз он забывал и Вавчуги, где в 1702 г. присутствовал при спуске двух военных фрегатов, и за хорошую их постройку пожаловал Осипа Баженина званием корабельного мастера. Первый торговый корабль с русскими товарами был отправлен Бажениными в 1703 г. в Англию и Голландию, и с того времени непрерывно отправляли они суда и в заграничное плавание, и для нужд местных морских промыслов. Осип Андреевич скончался в 1723 г. Его брат, Федор, деятельно продолжал начатое дело, исполняя в тоже время, по личному выбору Петра, с 1711 г. немаловажную должность экипажмейстера на военной Соломбальской верфи. – Он же в 1725 г. построил на своей верфи и три казенные китоловные корабля, предназначенные для морских промыслов у Шпицбергена. Скончался в 1726 г., оставив потомство, продолжавшее с честью судостроение и коммерцию у Архангельска в течение всего ХVIII и в первую половину текущего столетия. Суда Баженинской постройки были всегда предпочтительно принимаемы казною и частными лицами.

«Древняя и Новая Россия», 1877 г, № 9 и 10. – Полн. Соб. Зак. 1693 г. февраля 10-го, 1700 г. февр. 2-го и 1702 г. февраля 2-го. – Морск. Сборн. 1889 г. № 11, – Дела Главн. Морск. архива.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - [2], 796 c.

Комментарии для сайта Cackle