А.А. Половцов

Таннауэр, Иоганн Готфрид

Таннауэр, Иоганн Готфрид, живописец-портретист в службе Петра I, сын живописца, родился на 1680 г. в Саксонии; занимался сначала часовым мастерством и музыкой в Швабии, отсюда отправился для усовершенствования в своем ремесле в Венецию, но, познакомившись здесь с Себастиано Бомбелли, стал учиться у него живописи. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. По рекомендации живописца Купецкого Петр Великий, во время пребывания своего в Карлсбаде, пригласил Т. на службу в Россию, назначив его придворным живописцем. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра I в Прутском походе. Наряду с писанием портретов членов царской фамилии и других лиц он занимался и починкой часов. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T.: Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы); царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже); Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах); А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове); граф П. И. Ягужинский (там же); Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств); он же, конный (у Н. Д. Быкова); Петр I II Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате); царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже); крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Современник T., Берхгольд дает следующий отзыв о портретах, которые он видел в незаконченном еще виде в мастерской художника: «это были портреты императора, императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меньшиковых, все оригинальные, одинаковой величины, и один лучше другого. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако же всех похожее был портрет императора – совершенная натура». У графа Шереметева в Кускове имеется также собственный портрет T., гравированный черной манерой Купецким. Портрет этот принадлежит к сюите пяти чувств и представляет слух: Т. изображен на нем играющим на скрипке.

Умер Т. в 1737 г.

А. Сомов, «Картинная галерея Имп. академии художеств. Каталог оригинальных произведений русской живописи», СПб. 1872, вып. I, стр. 1–2 и 143. – Д. А. Ровинский, «Русские граверы и их произведения», Москва 1870, стр. 90, 117, 172, 173, 249. – Его же, «Подробный словарь русских гравированных портретов», СПб. 1889, т. 1, стр. 247, 291–292, 626–627; т. II, стр. 1325, 1387–1388, 1623, 1734, 1869; доп., стр. 223, 287, 247, 249–261, 265, 274, 279, 282–284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. – А. И. Новицкий, «История русского искусства», Москва 1900, т. II, стр. 3 и 28. – И. Божерянов, «Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого», СПб. 1872, стр. 4–5. – «Дневник каммер-юнкера Берхгольца», изд. Аммона, Москва 1858, изд. 2–е, ч. II, стр. 303–304. – J. Hasselblatt, «Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. Russischen Akademie der Künste, in Petersb.», СПб. 1886, стр. 30. – А. Wassiltchikoff, «Liste alphabetique de portraits russes», СПб. 1875, т. I, стр. 56, 107 и 423; т. II, стр. 111–132. – П. Н. Петров, «Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. в Москве», СПб. 3870, стр. 36, 222.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle