Тихон (Покровский), архиепископ Волынский и Житомирский
Тихон (Покровский, в миру Александр Павлович) – духовный писатель, архиепископ Волынский и Житомирский, сын священника села Ушакова, Кашинского уезда, Тульской губ., где и родился 21 февраля 1821 г.; среднее образование получил в Тульской духовной семинарии и высшее в Петербургской духовной академии, куда поступил в 1843 г. По окончании академического курса в 1847 г. со степенью кандидата и с правом на магистра по выслуге двух лет в духовном ведомстве, он занял место учителя в Петербургском Александро-Невском духовном училище, в котором прослужил до 1855 г.
12 ноября 1850 г. был рукоположен во священника к Преображенской церкви (что в Колтовской) и священнослужил при ней до 1869 г., последнее время, с 1865 г., состоя в сане протоиерея. К этому времени относится ряд жестоких ударов судьбы, постигших его в семейной жизни – смерть сначала жены, а затем и детей. Оставшись одиноким и не будучи чем-либо более связан с миром, он «обратился духом к монашеству» и 3 июля 1869 г. был пострижен с именем Тихона, а вскоре после этого (6 августа) возведен в сан архимандрита, 29 августа назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища и 10 сентября хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Петербургской митрополии. 16 августа 1871 г. он был переименован в епископа Ладожского, первого викария той же митрополии, и менее чем через два года, 13 июня 1873 г., назначен епископом Саратовским и Царицынским, которым оставался до 6 марта 1882 г., когда был возведен в сан архиепископа с назначением на Волынско-Житомирскую кафедру. В этой епархии и скончался 16 апреля 1885 г. – в Житомире, где и погребен.
Т. пользовался славой увлекательного проповедника, которую приобрел еще в звании священника при Преображенской церкви; своими общедоступными и ясными проповедями, произносимыми обыкновенно без всякой подготовки, он привлекал слушателей всегда в изобилии. Беседы его помещались в различных духовных журналах, преимущественно в «Духовной Беседе», в которой он был одним из постоянных и наиболее усердных сотрудников. Ряд помещенных в этом журнале духовно-нравственных статей снабжены подписью: Прот. А. Покровский. Таковы его: за 1862 г. – «Невольное повиновение твари суете людской», «Благие начатки и плоды в современных преобразованиях России», «Поучение по случаю заложения трехпрестольного храма в Котловской» (№ 26), «Празднование тысячелетия России в праздник Рождества Богоматери» (№ 45); 1863 г. – «Духа не угашайте» (№ 20), «Общественная благотворительность в С.-Петербурге», «Значение православной церкви в России» (№ 51); 1864 г. – «Слепота телесная и слепота духовная», «Житейские неудачи»; 1865 г. – «О христианской обязанности в отношении к болящим»; 1866 г. – «О происхождении физического зла на земле»; 1869 г. – «Попечения об одежде» и 1870 г. – «Попечение св. церкви о православных христианах в различных их нуждах и состояниях» (девять бесед). К характеристике этих статей и речей Т. вообще следует сказать, что, будучи в большинстве случаев просты по слогу, без излишнего книжества, часто для простых сердец утешительны, они в то же время изобилуют и даже страдают элементом духовного детерминизма, объясняемого в значительной мере тяжелыми ударами, перенесенными T. в личной жизни.
Кроме упомянутых статей в «Духовной Беседе», Т. издал также отдельную брошюру: «О церкви, как матери всех православных христиан, по долгу их назидания домашнего и общественного» (СПб. 1862), а в «Христианском Чтении» за 1869 г. (ч. II) была напечатана его «Речь св. синоду при наречении во епископа Выборгского». Многочисленные обязанности, связанные с саном епископа и затем архиепископа, не позволяли уже Т. уделять время на писание журнальных статей; с этого времени в печати, в официальных органах различных епархий, главным образом в «Саратовских Епархиальных Ведомостях», появляются лишь его речи и слова, произнесенные по разным поводам. В бытность архиепископом Волынским Т. поощрял и поддерживал издательские начинания Почаевской лавры; с его благословения изданы лаврой следующие духовно-нравственные книжки: «Повесть о Почаевской иконе Божией Матери», «Путеводитель к горе Почаевской», «Православие и уния в лицах», «Пчела почаевская», «Службы и акафисты в честь иконы Почаевской...» и др.
«Волынские Епархиальные Ведомости», 1885, №№ 12, 13, 14. – «Воронежские Епарх. Ведом.», 1885, № 11. – «Донские Епарх. Ведом.», 1885, № 10, – «Киевские Епарх. Ведом.», 1885, № 10. – «Костромские Епарх. Ведом.», 1885, № 19. – «Подольские Епарх. Ведом.», 1885, № 19. – «Саратовские Епарх. Ведом.», 1885, № 11. – «Смоленские Епарх. Ведом.», 1885, № 11. – «Тульские Епархиальн. Ведом.», 1886, № 9. – «Голос Москвы», 1885, №№ 111 и 116. – «Московские Ведомости», 1885, №№ 111, 114 и 116. – «Новь», 1885, кн. 13, стр. 62. – «Церковный Вестник», 1885, №№ 16 и 19. – «Церковно-Общественный Вестник», 1885; № 37. – Строев, «Списки иерархов», СПб. 1877, стр. 268, 269, 1024. – «Девятисотлетие русской иерархии», Москва 1888, стр. 21, 22, 69 и 73. – Хойнацкий, «Почаевская лавра», стр. 186 и дал. (с портретом). – Д. Д. Языков. «Жизнь и труды покойных русских писателей», вып. V, СПб. 1889, стр. 139–140. – А. Родосский, «Биографический словарь студентов первых 28-ми курсов Петербургской духовной академии, 1814–1869 г.», СПб. 1907, стр. 490–491.
