А.А. Половцов

Фиркович, Авраам Самуилович

Фиркович, Авраам Самуилович, род. в 1786 г. в одной из караимских семей, проживавших в г. Луцке, умер 27 мая 1874 г. в Евпатории. Воспитанный в строгом духе сектантской замкнутости он, сделавшись в 1818 г. хазаном (вероучителем) в родном городе, вступил в горячую полемику с евреями-раббанитами, главным образом по поводу разногласия обоих учений относительно календаря. В 1820 г. он побывал в Бердичеве и имел случай ближе познакомиться с умственными стремлениями раббанитов, но сильные нападки одного из них заставили Ф. написать первое свое сочинение для обличения этого учения. Оно было окончено в 1838 г. и озаглавлено «Маса у мериба», т. е. «Покушения и споры».

Но еще до окончания печатанием этой книги Ф. принял участие в учреждении и занятиях общества, задачею которого было изучение караимской письменности и издание древних караимских сочинений. С целью отыскать древние памятники этой литературы он в 1830 г. посетил Палестину, где нашел важные рукописи; отправившись оттуда в Константинополь, Ф. остался там до мая 1831 г. Его учительские способности побудили тамошних караимов пригласить его к себе в качестве главы их общины. Ф. согласился и поселился на два года в Константинополе, где ему удалось составить богатую коллекцию рукописей. Вернувшись оттуда, он поселился в Крыму. Во все это время, приблизительно до 1838 г., он не прекращал своей борьбы с талмудистами, о чем свидетельствуют разные сочинения и издания на еврейском языке. Но около этого времени в направлении деятельности Ф. происходит замечательный переворот. Интерес, возбужденный в нем к памятникам караимской древности, и изучение их расширили его кругозор настолько, что он сделался менее резким относительно других отраслей иудейства и памятников их письменности. Он отказался от полемики и стал ревностно отыскивать скрытые сокровища древности, сохранившиеся у его единоплеменников. Начиная с 1839 г., Ф., в течение многих лет, путешествовал по Крыму, по Кавказу, Египту и Святой земле, открывая и собирая повсюду в синагогах и «генизах» (местах, где евреи прячут испорченные рукописи и бумаги) остатки письменных памятников, причем ему нередко приходилось прибегать к хитрости или к содействию властей. Результатом этих неустанных и продолжительных странствований и поисков были богатые коллекции караимских книг и надгробных надписей, найденных в Чуфут-Кале, рукописей Ветхого Завета с особою («вавилонскою») пунктуациею еврейского текста, замечательных произведений столь мало еще известной литературы самаритян, отчасти написанных на арабском языке, и образцов еврейско-персидской письменности. Большинство этих рукописей ныне хранится в Имп. Публичной библиотеке, для которой еврейские были приобретены в 1862–63 гг., самаритянские в 1870 г. и третья, самая драгоценная коллекция еврейских и арабских рукописей – в 1876 г. К концу жизни, на 85 г. от роду, Ф. предпринял последнее свое путешествие в западную Европу, с целью познакомиться с европейскими учеными, и был везде встречен с большим почетом. Как ни высоко оценивается польза, принесенная науке открытиями неутомимого путешественника, тем не менее, нельзя обойти молчанием одну сторону в его деятельности, бросившую тень на его память и наделавшую много шуму среди специалистов. Стараясь установить коренную разницу между караимами и остальными евреями-талмудистами и доказать, что выделение первых из общего иудейства состоялось уже в самое древнее время – до Рождества Христова, Ф. не только не удержался в своих сочинениях от односторонних и бескритичных суждений и утверждений, но это стремление побудило его даже делать поправки, изменения и подделки в найденных им памятниках, особенно относительно их датировки. Отрицаемые на первых порах его сторонниками, подобные поступки Ф. уже более не подлежат сомнению: таков вывод из многолетней полемики специалистов, литературу которой можно найти в нижеприведенных сочинениях.

Ф. Ливанов: «А. С. Фиркович» («Церковно-обществ. вестник», 1874, № 89). – А. Фиркович: «Abnê zikkarôn», Вильна, 1872 (на евр. яз.; введение содержит автобиографию). – Ad. Jellinek: «Abraham Firkowitsch, das religiöse Oberhaupt der Karäer. Ein Gedenkblatt», Wien, 1875. – Abr. Geiger: «Abr. Firkowitsch», в «Jüdische Zeitschrift für Wissenschaft und Leben», XI (1875), 142–155. – А. Я. Гаркави: «Описание рукописей самаритянского Пятикнижия, хранящихся в Имп. Публ. библиотеке», СПб., 1874. – A. Harkavy und H. L. Strack: «Catalog der hebräischen Bibelhandschriften der K. Oeffentl. Bibliothek in St. Petersburg», St.-P., 1875. – Страк и Гаркави: «О коллекции восточных рукописей А. С. Фирковича, находящихся в Чуфут-Кале» («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1875, ч. 178, отд. 4). – A. Harkavy: «Altjüdische Denkmäler aus der Krim». St.-P., Акад., 1876. – H. L. Strack: «A. Firkowitsch und seine Entdeckungen. Ein Grabstein der hebräischen Grabscbriften der Krim», Lpz., 1876. – А. А. Куник: «Тохтамыш и Фиркович», СПб., Акад. наук, 1876. – Д. А. Хвольсон: «Сборник еврейских надписей», СПб., 1884. – См. также «Систем. указатель литературы о евреях на русск. яз.», СПб., 1892, ст. 39 и 40.

Комментарии для сайта Cackle