А.А. Половцов

Источник

Юркевич, Памфил Данилович

Юркевич, Памфил Данилович, ординарный профессор Московского университета; был сыном сельского священника Полтавской губернии, родился около 1827 г. Пройдя семинарский курс в Полтаве, он поступил в 1847 г. в Киевскую духовную академию. Здесь, по окончании курса в 1851 г. с причислением к первому разряду воспитанников, по особому распоряжению местного начальства он введен был в назначенную ему академической конференцией должность наставника по классу философских наук, а следующем году возведен был на степень магистра и переименован в бакалавры академии. В 1853 г. «за отлично усердные и весьма полезные труды» объявлено было ему благоволение св. Синода. В следующем году он определен был помощником инспектора академии, но, вероятно, эта должность не пришлась ему по душе, потому что через два года он, согласно прошению, был от нее уволен. В 1857 г., сверх философии, ему поручено было преподавание немецкого языка, а через год он возведен был в звание экстраординарного профессора. В 1861 г. «определением св. Синода за примерно усердную службу, обширные сведения и отличное преподавание возведен был в звание ординарного профессора». Труды его, отчасти напечатанные в ученом журнале академии, обратили на себя внимание не одного духовного начальства: в том же 1861 г. он был приглашен на вновь открывшуюся при Московском университете кафедру философских наук и в октябре этого года был с Высочайшего соизволения перемещен ординарным профессором. Здесь читал он логику, психологию, историю философии и педагогику. Трудно было Ю. после долгого отсутствия кафедры философии в Московском университете расположить слушателей к своему предмету, особенно в ту пору, когда задорная известная часть петербургской критики и тоже младенчески задорнейшая журнальная quasi–критика имела столько обаятельной силы для отвлечения молодежи от действительного строгого и разумного учения; еще более трудным казалось завоевать себе сочувствие у молодежи, воспитавшейся на легких журналах, такими лекциями, в которых воззрения профессора в существе были противоположны почти всем тогдашним умственным и нравственным веяниям. Ю. вполне понимал возмутительное умственное рабство большинства русских юношеских умов, понимал преходящие причины этого рабства и глубоко верил в пробуждение и освобождение молодой духовной силы. Возражатели энергично осаждали Ю. своими вопросами вне аудитории, а иногда в самом университете во время промежутков между лекциями, и он серьезно выслушивал их и, в свою очередь, с разумной сдержанностью оспаривал их, порой курьезные, доводы. Между тем лекции его, излагавшиеся свободным изящным языком и устно, т. е. не чтением по тетрадке, делали свое хорошее дело. Вскоре по его инициативе студенты усердно занялись даже сторонней работой по его предмету, результатом которой был перевод с немецкого на русский язык курса «Истории философии» Швеглера. Этот перевод студенческий, тщательно редактированный Ю., был напечатан. Ю. не довольствовался, однако, деятельностью в стенах университетской аудитории: он читал также лекции педагогики на учительских курсах в Московской военной семинарии, и здесь возбуждал большой интерес к своим лекциям. Нужно сказать, что педагогика составляла одно из любимейших занятий Ю.; обширный курс ее, читанный в университете, издан П. Даниловичем в 1865 г. «Педагогика» Ю. по ясности и солидности мысли, живости и оригинальности некоторых воззрений, наконец, по достоинству изложения представляет ценный вклад в небогатую сокровищницу серьезной русской литературы. Большой интерес вызывали в многочисленных слушателях публичные лекции Ю. против научной состоятельности материализма, в которых он на основании научных данных и строгой логики выставил сокрушительные удары quasi–философии в ее научных претензиях. В последние годы жизни Ю. в своих лекциях энергически боролся против крайностей пресловутого позитивизма в лице Милля и Конта. В 1873 г. Ю. лишился жены, которая умерла в Крыму после долгой болезни. Это несчастье и соединенные с ним тревоги совершенно расстроили здоровье Ю. Он серьезно заболел и уже более не поправлялся. 4 октября 1874 г. он скончался в Москве от рака желудка и похоронен в Даниловом монастыре.

Ю. принадлежат следующие труды:

1) «Идея» («Журнал М. Н. Пр.», 1859 г., кн. 10, стр. 1–35; кн. 11, стр. 87–125).

2) «Материализм и задачи философии» (там же, 1860 г., т. 108, стр. 1–53).

3) «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» («Труды Киевской Духовной Академии», 1860 г., № 1, стр. 63–113).

4) «По поводу статей богословского содержания, помещенных в Философском лексиконе» (там же, 1861 г., № 1, стр. 73–95; № 2, стр. 195–228).

5) «Доказательства бытия Божия» (там же, 1861 г., № 3, стр. 327–357; № 4, стр. 467–496; № 5, стр. 30–64).

6) «Мир с ближними как условие христианского общежития» (там же, 1861 г., № 3, стр. 316–326).

7) «Из науки о человеческом духе» (там же, 1860 г., № 4, стр. 367–511).

8) «Язык физиологов и психологов» («Русский Вестник», 1862 г., № 4, стр. 912–934; № 5, стр. 373–392; № 6, стр. 733–766; № 8, стр. 661–704.

9) «Педагогическая литература» («Современная Летопись», 1864 г., № 9, стр. 6–9; № 10, стр. 4–7; № 11, стр. 3–7).

10) «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» («Моск. Унив. Известия», 1865–1866 гг., № 5, стр. 321–392).

11) «Игра подспудных сил, по поводу диспута проф. Струве» («Русский Вестник», 1870 г., № 4, стр. 701–755).

12) «Чтения о воспитании», М.,1865 г.

13) «Общие основания методики» («Педагогический Сборник», 1865 г., кн. 13, стр. 1060–1096).

14) «Курс общей педагогики с приложениями», М., 1869 г.

15) «План и силы для первоначальной школы» («Ж. М. Н. Пр.», 1870 г., № 3, стр. 1–29; № 4, стр. 95–123).

16) «Идеи и факты из истории педагогики» (там же, 1870 г., № 9, стр. 1–42; № 10, стр. 127–188).

17) «Будущность звуковой методы» (там же, 1872 г., № 3, стр. 1–32).

Кроме того, перу Ю. принадлежат: а) заметка («Домашняя Беседа», 1860 г., вып. 14, стр. 201–210) на статью В. Шульгина: «Несколько слов по случаю открытия Фундуклеевского женского училища в Киеве» («Киевский Телеграф», 1860 г., № 4); б) статья: «О ходе выпускных экзаменов в Московской 2–й гимназии» («Моск. Унив. Известия», 1865–1866 гг , № 5, стр. 450–456), вызвавшая отповедь на нее директора гимназии, Королева. На эту отповедь последовало письмо Ю. к О. М. Бодянскому («Моск. Унив. Известия», 1866 г., стр. 554–559); в) обстоятельный разбор русского перевода книги г–жи Неккер–де–Соссюр: «Постепенное воспитание, или Изучение целой жизни» («Русский Вестник», 1866 г., № 10, стр. 688–708); г) разбор «Учебника уголовного права», составленного В. Спасовичем («Современная Летопись», 1864 г., №№ 9, 10, 11) и д) ряд статей, помещенных в «Современной Летописи» о Польше в отношении к западной и южной России.

«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1874 г., декабрь, стр. 294–318. – «Московские Ведомости», 1863 г., № 56; 1874 г., № 278. – Киевские Епархиальные Ведомости», 1874 г., № 21. – «Гражданин», 1874 г., №№ 21, 278, 292. – Отчет и речь Имп. Московского университета, 12 января 1875 г., стр. 48–50. – «Православное Обозрение», 1862 г., № 1, стр. 46–48. – «Домашняя Беседа», 1862 г., вып. 5, стр. 129; вып. 6, стр. 135; 1863 г., вып. 30, стр. 79–85. – «Сын Отечества», 1862 г., № 18. – «Современник», 1863 г., № 4, стр. 357–361. – «Современное Слово», № 60. – «Христианское Чтение», 1874 г., кн. XI, стр. 429–432.

М. Курдюмов.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 24. : Щапов - Юшневский. - 1912. - [2], 365 с.

Комментарии для сайта Cackle