А.А. Половцов

Источник

Брошель, Александра Карловна

Брошель, Александра Карловна, известная драматическая актриса; род. в Риге 19 октября 1844 г., ум. в Петербурге 22 апреля 1871 г. В октябре 1855 г. Брошель поступила казеннокоштной воспитанницей в С.-Петербургское Императорское театральное училище, откуда и была выпущена через 8½ лет. Здесь главною руководительницею Брошель была известная артистка Мичурина (Вера Васильевна Самойлова), имевшая, как об этом можно судить по некоторым письмам Брошель, значительное влияние на развитие ее драматического таланта. 9 февраля 1864 г., еще числясь воспитанницей училища, Брошель дебютировала в драме М. Ф. Каменской «Лиза Фомина» в заглавной роли и имела крупный успех, несмотря на недостатки пьесы. Непосредственно по выходе из училища, Брошель 12 марта 1864 г. была принята на Императорскую Александринскую сцену, где, после нескольких выходов, заняла место первой актрисы на драматические и характерные роли и сделалась любимицей публики. Ее второй дебют в драме Н. Н. Куликова «Семейные расчеты» (в роли Анны Петровны) был еще удачнее первого, а появление ее в драме А. Н. Островского «Бедная невеста» (в роли Марьи Андреевны) окончательно упрочило за ней репутацию выдающейся артистки. Брошель с одинаковым успехом выступала как в драме, так и в комедии. Кроме пьес, приведенных выше, в состав ее разнообразного репертуара входили следующие: комедия А. А. Потехина «Мишура» (Дашенька), драма Соловьева «Таня» (Дуня), драма Кафтырева «Статья доходная» (Надя), комедия А. Н. Островского «Шутники» (Верочка), комедия В. А. Дьяченко «Гувернер» (Мата), комедия Н. А. Чаева «Сват Фадеич» (Татьяна) драма Прохорова «Жизнь без труда» (Верочка), «Гамлет» (Офелия), драма В. Крылова «Против течения» (Маша), комедия Я. П. Полонского «Свет и тени» (Сара), комедия Ф. Н. Устрялова «Разрыв» (Ляговская), комедия А. А. Потехина «Отрезанный ломоть» (Наташа) и комедия А. Н. Островского «На бойком месте» (Аннушка, – последняя из ролей, игранных Брошель). Кроме этих пьес, Брошель играла в Красносельском театре в прологе из «Псковитянки» Мея и сцену из «Русалки» Пушкина. Сценическая деятельность Брошель продолжалась лишь два сезона: переутомление и обострившаяся болезнь сердца заставили ее в октябре 1866 г. навсегда покинуть сцену, хотя, впрочем, она до самой смерти числилась в составе Императорской драматической труппы. Оставив сцену, Брошель не переставала следить за театром и посещала каждое первое представление новой пьесы; многие надеялись, что она вновь вернется на сцену, но ранняя смерть не дала осуществиться этим надеждам.

Н. А. Селиванов, «Александра Карловна Брошель. 1844–1871 гг.» (1-я книга приложений к «Ежегоднику Императорских театров» сезона 1896–1897 г.). – Л. Н. А(нтропов), «Г-жа Брошель» («Библиотека для Чтения», 1865 г., № 1, стр. 115–134). – «Три любимицы (из личных воспоминаний)» П. Д. Боборыкина («Артист», 1890 г., № 11). – А. И. Вольф, «Хроника петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 г.» (стр. 29–32). – Некрологи: в «Голосе», 1871 г. (№ 115), в «Иллюстрированной Газете», 1871 г. (№ 17) и в «Русском Календаре» Суворина на 1872 г. – Отд. «Петербургская сцена» в «Библиотеке для Чтения» 1864 и 1865 гг. (отзывы об игре Брошель в разных отдельных ролях). – Г. М. Максимов, «Свет и тени петербургской драматической труппы (1846–1876)». – «С.-Петербургские Ведомости», 1871 г., №№ 145 и 146 (письмо г-жи Волковой и ответ на него П. Д. Боборыкина). – В. А. Крылов, «Сестры Самойловы», в «Историческом Вестнике», 1898 г., № 2, стр. 539.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 3. Бетанкур-Бякстер. - 1908. - 699 с.

Комментарии для сайта Cackle