А.А. Половцов

Кунст, Иоган, актер

Кунст, Иоган, актер, ум. после 1704 г. В 1702 г. прибыл в Москву с труппой из девяти человек, приглашенный устроить в Москве театральные представления. По контракту он обязывался «царскому величеству всеми вымыслами потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти»; за все это Кунст должен был получать по 5000 ефимков в год и из этой суммы сам обязан был удовлетворять своих служащих. Немедленно по прибытии Кунста начата была да Красной площади постройкой «театральная храмина», «а в ней театрум, и хоры, и лавки, и двери, и окна»; «внутри ее потолок подбит и кровля покрыта, а снаружи обита тесом». Представления начались немедленно, еще до окончания «храмины» – в доме Лефорта; сам царь нередко их посещал. Представления давались по два раза в неделю, по понедельникам и четвергам. Известны названия следующих пьес, исполненных у Кунста: «Арцук Фридрих фон Поплей или честный изменник», комедия в 7 действиях, сочиненная Яганом Сплавскими, актером, который именно и пригласил Кунста по поручению Петра; две пьесы самого Кунста: «Фронтонель король Эпирский, Мирондон сын его», комедия в 8 д., и «Пресыщенный любящий», комедия в 7 д., «Дон Педро, почитаемый шляхта, и Амарилис, дочь его», драма в 4 д., «Катон в Ливании», драма в 2 д, и другие, всего числом до 10; между ними «Доктор присужденный» – переделка Мольеровской комедии. В конце 1703 г. готов был театр и открыт большим героическим представлением: «Александр Македонский и Дарий». Кунсту отданы были в научение актерному делу двенадцать русских молодых людей, выбранных из разных приказов; Кунст должен был «их всяким комедиям учить с добрым радением и всяким откровением»; он просил себе за эти труды особой прибавки и ему назначено еще 500 руб. Но Кунст был не особенно доволен ни своими немецкими актерами, ни русскими учениками, ни зрителями даже; на первых и вторых он жаловался, что они ленивы, а относительно публики – в прошениях. Посольскому приказу выражал негодование, по поводу упреков, за то, что костюмы у актеров не настоящие шелковые, а кумачные, что мечи и вооружения не настоящие, а картонные и т. п. – он говорил, что и на 100000 руб. нельзя было бы всего этого сделать настоящим. 1 апреля 1704 г, Кунст позволил себе довольно странную выходку: было объявлено большое представление, и когда собралась многочисленная публика, занавес взвился – и предстала декорация с надписью: «Сегодня 1 апреля», – затем занавес опустился и этим представление кончилось. По-видимому, опасаясь дурных последствий этой шутки, Кунст вскоре бежал из Москвы; оставшиеся после него принадлежности театральных представлений были продаваемы с аукциона. В 1705 г. место Кунста заступил Отто Фиршт; у него играли одни и те же пьесы его актеры по-немецки и выученные Кунстом подьячие по-русски.

«Музыкальн. и театр, вестник», 1856, 70–72; «Современник», 1858, № 2 – ст. Пекарского, 185–198, Арапов, «Лет. русск. театр.», 21–27.

Комментарии для сайта Cackle