составитель Терещенко Т. Н.

КНИГИ

Приноси покаяние в исповедуемых тобой согрешениях и полагай начало исправления. Начало же всего добра есть смирение и самоукорение, которому научаться из одних слов нельзя, а надо, во-первых, читать отеческие книги, научающие монашеской жизни и борьбе со страстями и прилогами вражиими, и, читая, подвизаться посильно на делание заповедей Божиих с самоукорением, прося помощи Божией (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты пишешь, что хочешь спастись, но гордостное твое устроение много тебе мешает, а святые отцы пишут, что гордость и совсем лишает спасения; для того-то и книги нам написаны, чтобы мы отвергали гордость и стяжавали смирение, и каким образом это делать – учат нас и вразумляют. Читая книги, внимай более сему: как прогнать гордость и как приобретать смирение. А Бог подаст тебе случай к тому, например: тебя оскорбляют, укоряют, причиняют тебе досаду. Как же они могут сами собой это делать, ежели бы Бог им не попустил сего? И потому они суть орудия, которыми действует Бог в деле твоего спасения (прп. Макарий, 20).

* * *

Они [святые отцы] не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни и нам оставили – как богатое наследие и как хранилище надежды – богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая благодарение Господу, даровавшему нам этот дар, будем поучаться в них и в случае нужды прилагать к язвам нашим как целительный бальзам (прп. Макарий, 20).

* * *

Kниги читать сестрам, смотря по устоению каждой, но более надо давать читать деятельные, а не умозрительные, как то: святых Ефрема, аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, Пролог и жития святых отцов; и смотреть от них плода – познания своей немощи и смирения, а не того, что – все знаю и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжавается от смирения; и сколько оное приносит пользы, столько, напротив, возношение повреждает, что видели сами на опыте многих (прп. Макарий, 20).

* * *

Kниги читать нравственные, то есть деятельные, относящиеся до жизни христианской, можешь столько, сколько время позволит при занятиях общежительных; умозрительные, т.е. созерцательные, нам еще недоступны; созерцательная жизнь бывает по очищении себя заповедями Христовыми, а оной сама благодать научает. В отеческих учениях называется: «деяние и видение». Деяние – заповеди, а видение – созерцание умом Таинств, не подлежащих чувствам; искать сего отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести (прп. Макарий, 20).

* * *

Ну какую же нам принесут пользу книги, если мы будем только читать, а на дело не подвигнемся (прп. Макарий, 20).

* * *

Вы поверяйте свою совесть и руководствуйтесь учением святых отцов, прошедших путь иноческой жизни и житием и учением своим оставивших нам пример. В учении их мы видим, как поступать и проходить путь жизни, иметь борьбу со страстями (прп. Макарий, 20).

* * *

Пишешь, что некоторых мест из книги Иоанна Лествичника не понимаешь; довольствуйся тем, что понимаешь, и старайся об исполнении, а далее и прочее откроется (прп. Макарий, 20).

* * *

Kниги эти дела требуют. Всеблагой Господь всем хотяй спастися и в разум истины приити, да подаст нам всесильную Свою помощь книги духовного содержания не только читать, но по силе своей и исполнять, что в них говорится, к пользе нашей душевной (прп. Амвросий, 1).

* * *

Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего можешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Сперва можно дать ей авву Дорофея, а потом Марка Подвижника. Принимать же можешь с условием, только не говори: если будет тебя слушать. А говори так: если хочет принимать отеческое учение, то может приходить, а если учения святых отцов не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой бесполезны (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Оттого не любишь [свято]отеческих книг, что они обличают тебя (прп. Амвросий, 4).

* * *

Kниги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают – ничего, только по разбору, кто читает (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Какие книги читать тебе? Ты не памятлива? Ну, нечто затверди покрепче, например: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем… и ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39). И из другой также, но не ради того, что, дескать, мы знаем, но мы исполняем. Сила не в слове, а в деле.

Начнем сначала. Приведем на память: как звать Бога! И будем детски звать Его, пока Он Сам не придет и научит всякой истине. Вижу, что ты много читала – и это тебе не помогло. Попробуй – начни читанное, по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву – и узришь милость Божию. Чтоб ты туне не ретилась145 и не смущалась тем, что читаешь, читаешь, а в остатке нет ничего, скажу тебе секрет, добытый долголетним опытом: приступая к книге, прицеливайся прежде всего улучить ту мету, которой, как ты говоришь, нет у тебя, но которая во всякой добродетели неизбежна, т.е. терпеливо ждать милости Божией в разумении, ибо Бог – разумов Господь (см. 1Цар. 2, 3), даяй146 премудрость и разум.

Второе – книга не есть существо и сущность ведения: она – одно из средств к нему. А потому может человек знать тайны Царствия без книги, может, и прочитав возы книг, не знать тех тайн. Кто подготовил себя делом, тот не крепко нуждается в книге. Говорю это не к тому, чтобы отвращать тебя от книг, но чтобы предостеречь, чтобы ты не возненавидела их, если, зубря их, не обретешь желаемого. Третье и главное скажу к ободрению твоему: Вопросившу о мудрости мудрость вменится (Притч. 17, 28)147 (прп. Анатолий, 18).

* * *

И так как ты в своем письме жалуешься на свои неисправности, то на первый раз вот тебе мой совет – достань книгу «Поучения аввы Дорофея"… Эту книгу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные старцы называли книгу эту азбукой монашеской жизни (прп. Иосиф, 19).

* * *

Что книгу аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там все удобопонятно, и если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому, что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать. Хотя теперь и не исполняешь, но всетаки читай. Также полезно прочесть и «Лествицу» преподобного Иоанна, а на недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше (прп. Иосиф, 19).

* * *

Почаще читай святоотеческие книги – тогда они тебя многому полезному научат. Старайся читать каждодневно сначала авву Дорофея, после «Лествицу» святого Иоанна Лествичника, а потом Ефрема Сирина (прп. Иосиф, 19).

* * *

Авва Дорофей – это азбука монашеской жизни, хотя, читая ее, можно открывать все новое и новое, и для каждого она является сообразной его состоянию… Она имеет берег, а от берега можно ходить сначала по колено, потом глубже и глубже. Иной раз сразу в глубину (прп. Варсонофий, 20).

* * *

<Батюшка сказал… что о. Макарий, великий старец, через каждые три года перечитывал авву Дорофея и «Лествицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос духовно (прп. Варсонофий, 20).>

* * *

Это хорошо вы сделали, что стали читать эту книгу ["Отечник» Игнатия Брянчанинова]. Она составлена так: епископ Игнатий выписывал то, что отвечало на волнующие иноческие вопросы. С этой стороны этот труд его незаменим. Многие недоумения, долго волновавшие кого-нибудь, сразу разрешаются какой-нибудь выпиской (прп. Варсонофий, 20).

* * *

Есть прекрасная книга, описывающая действие молитвы148. Происхождение ее таково. В Старом Афоне жил один старец по имени отец Дисидерий. Когда там поднялись волнения и жизнь русских иноков стала слишком тяжела, и им грозили выселением с Афона, тогда произошло совещание русских афонцев о том, что делать. Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к английской королеве с просьбой продать им земли в Австралии для устройства там новой обители. Но это предложение было отвергнуто, а остановились на другом, а именно – переселиться на Kавказ. Здесь император Александр II пожертвовал бесплатно участок земли, и здесь основан был «Новый Афон». В числе других иноков, переселившихся сюда, был отец Дисидерий. Но скоро шум общежития стал его тяготить, и он удалился в горы Kавказа для безмолвия, удалился не самочинно, а с благословения старцев. Здесь он проводил поистине равноангельскую жизнь. Чем он питался, трудно сказать, был, кажется, у него огород – значит, овощи служили ему пищей и питьем. Здесь познал он истинное счастье, которое состоит в общении души человека с Богом и которого напрасно ищут люди, гоняясь за скоропреходящими радостями мира сего.

Отец Дисидерий имел одного ученика, с которым и вел беседы о внутреннем делании, т.е. об Иисусовой молитве. Когда отец Дисидерий умер, ученик похоронил его святое тело. Беседы их он постепенно записывал, и когда к нему пришел третий афонец, отец Венедикт, то нашел все эти беседы в рукописях. Ему пришло в голову издать их, и с этим предложением он приехал к нам в скит. Не имея средств, достаточных для этого предприятия, я направил его к великой княгине Елизавете Федоровне, которая и доставила ему возможность издать эту прекрасную книгу (прп. Варсонофий, 29).

* * *

<- Другие хвалят авву Дорофея, а я не понимаю в нем ничего.>

Неужели ничего не понимаете? Вероятно, что-нибудь да понимаете. Вот благодать Божия одному отпускает 10 пудов, другому 2 пуда, а третьему, хоть вам, например, один золотник, и за это благодарите, и то хорошо. Старец батюшка о. Макарий говорил: «Когда я был послушником, мне казалось, что я понимаю авву Дорофея, а теперь, когда читаю, многого не понимаю». Если о. Макарий, ангельский ум, не понимал эту книгу, то что же удивительного, что вы не понимаете. Недаром эта книга прошла двенадцать веков и все ее читают, и не только у нас, но и на Западе, в тамошних монастырях. Она составляет основу для монашеской жизни. Вот какая глубина в этой книге, ибо она написана от Духа Святого (прп. Варсонофий, 32).

* * *

Я очень утешаюсь сочинениями епископа Игнатия. Не знаю, как благодарить Господа и батюшку, что имею такое сокровище… Удивляюсь ангельскому уму епископа Игнатия, его дивно глубокому разумению Священного Писания… Я чувствую особенное расположение к его сочинениям. Они просвещают мое сердце, мой разум истинно евангельским светом (прп. Никон, 21).

* * *

Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные, одежда страстного человека может повлиять (прп. Никон, 20).

* * *

Творения преподобного Исаака Сирина лучше читать в русском переводе. Его сочинения с весьма глубоким содержанием надо читать с осторожностью. То, что там сказано для новоначальных, в наше время доступно только преуспевшим в духовной жизни, а многое и совсем нельзя применить. Такие книги, как творения преподобного Исаака, надо читать не для того, чтобы применять к себе, а для настроения. Иначе может быть очень плохо. В самомнение, в прелесть можно впасть и повредиться. И надо целиком брать все сочинение или статью, смотреть надо на целое. Так и сказано у Исаака Сирина, что его учение в целом надо брать… Лучше читать что проще, понятнее, например: авву Дорофея, «Лествицу», Феодора Студита, Kассиана Римлянина и другие (прп. Никон, 21).

* * *

145

Зря не горячилась.

146

Даяй – дающий.

147

В синодальном переводе: И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.

148

Имеется в виду книга бесед о. Дисидерия о молитве Иисусовой «На горах Kавказа».


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle