Гонения на христиан
В отличие от иудейских преследований, которые имели религиозную основу (богохульство), целью Г. н. х. в Риме было не подавление религии, а поддержание обществ. порядка и охрана рим. государств, культа. В 1 в. христиане, вероятно, находились под защитой привилегий, которые полагались евреям. Первоначально происходили лишь местные гонения; из них наиболее известны Г. н. х. при Нероне (64) в Риме и при Домициане в Риме и М. Азии. Во 2 в. после обмена письмами между Плинием Младшим и императором Траяном (111–113) принадлежность к христианству запрещалась под страхом наказания, хотя христиане специально не преследовались. Наместники и магистраты могли действовать по своему усмотрению. Обособление христиан и таинственность их обрядов вызывала среди населения враждебность и подозрительность. К этому времени относятся прежде всего преследования в Антиохии и Вифинии при Траяне и в Лионе и Виенне (177). Тем временем христианская церковь становилась всё более важным идеологич. и политич. фактором в гос-ве, поэтому Септимий Север законом 201 запретил переход в иудаизм и христианство. Императоры добивались в 3 в. н. э. идеология, сплочённости в целях борьбы с обострившимся кризисом империи (обеспечение милости богов через государств, культ). Претензии на религиозную исключительность привели к отказу христиан от императорского культа, что дало повод клеймить их как врагов гос-ва. Преследования стали более широкими при Деции (250–251); Валериане (257–258); высшей точки они достигли при Диоклетиане и Галерии (303–313). Тем не менее церковь успела окрепнуть настолько, что отправление единого государств. культа стало невозможным. В 313 христианство было признано в т. н. Миланском эдикте о религиозной терпимости в качестве равноправной религии и вскоре стало государств. и господствующей религией.
