Трагедия
(греч. tragodia, лат. tragoedia – песнь козлов). Предшественником Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н. э. дифирамбы исполнялись в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актёра-декламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав т. о. предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввёл второго, а Софокл третьего актёра-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независимое от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актёром пролога следует вступительная песнь хора – парод (parodos), затем отдельные сцены – эписодии (epeisodia), отделяемые друг от друга стасимами (stasimon). Вслед за последним эписодием хор исполняет заключительную песнь – эксод (exodos). Т. включала в себя около 1.400 стихов. В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись Т. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трёх Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифология, мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестаёт являться необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра иск-ва явилась демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творчество которых представлено лишь отдельными фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характёрно глубоко гуманистич. толкование актуальных проблем и событий, которые под прикрытием мифология, сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содержании дошедших до нас драм отразилось также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич. Благодаря этому в отличие от произведений других многочисл. трагиков 6–5 вв. до н. э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но всё же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существовал и в 4 в. до н. э., однако сохранились лишь явно подражательные Т., среди которых и приписываемая Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н. э. городские власти Рима на всех праздниках организовывали театральные представления. Немногочисл. дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидетельствуют о том, что большинство их представляло собой свободную обработку произведений греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочтение отдавалось драмам, сюжеты которых были заимствованы из легенд троянского цикла. В отличие от греч. рим. Т. включали в себя множество музыкальных вставок и вокальных партий актёров, в то время как хоровые партии утрачивали свои ведущие позиции; в эпоху правления Суллы к каждому представлению Т. присоединялась ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливий Андроник в 240 до н. э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. – претексту (fabula praetexta), в основу которой был положен сюжет из рим. мифологии и истории. Гл. действующими лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды которых – тога претекста (toga praetexta) – и получил наименование этот вид Т. Вслед за этим появились многочисл. драмы Энния, в т. ч. на рим. темы. Своих наиболее значительных представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В качестве сюжета оба использовали греч. и нац. мотивы. Начиная с 1 в. до н. э. публика постепенно начинает терять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Всё меньше появляется новых Т., хотя некоторое время сохраняется мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В конце 1 в. были написаны знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоёвывает исполнение отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произведений, а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъём, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, некоторые рим. Т. сохранились полностью, среди них есть одна пре текста, авторство которой сомнительно. Произведения Сенеки оказали большое влияние на классиков и тал., франц. и англ. драмы. Из всех лит. жанров античности Т. оказала самое большое влияние на мировую лит-ру. Формы освоения трагедийного драматич. наследия античности включают в себя макс. приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гёльдерлин), заимствование сюжета (Гёте) и использование драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и музыкальное переложение (Мендельсон).
