Водочерпальное колесо
Согласно лит и археология, источникам, В. к. появилось в сельском х-ве и горном деле во времена эллинизма, однако возможно, что оно имеет и более др. происхождение. Так, уже при первых рим. императорах были известны самые различные конструкции В. к. Простейшая из них представляет собой В. к. с 8–16 вёдрами или ящиками, закрепл. в точках сцепления спицы с ободом. Из этих сосудов вода наверху выливалась, с определ. потерями, в жёлоб, располож. сбоку; высота подъёма была равна диаметру колеса. Боковой груз затруднял вращение и обусловливал помехи. Избавиться от них помогла конструкция, основанная на использовании пустого пространства между внешним и внутр. ободами колеса, где сбоку имелись отверстия для черпания воды. Это уменьшало также потери воды при выливании, т. к. скорость вращения В. к. была постоянной. С 3 в. до н. э. напор воды стал использоваться в качестве двигателя в водочерпальных системах, где ряд сосудов был укреплён на бесконечной цепи.

Водочерпальное колесо.
Слева: колесо с ручным приводом. Водочерпальные ёмкости расположены в ободе колеса, а сточный жёлоб находится сбоку (применялось на рудниках в Дакии).
Середина: ступенчатое колесо, приводившееся в движение человеком, переступавшим с одной перекладины на другую, причём водочерпальные ёмкости находились сбоку (по Витрувию).
Справа: водоподъёмное самодвижущееся колесо, по Филону, ок. 230 до н. э., реконструкция Х. Вильсдорфа.
Колесо с ложковидными лопастями (1), вращающее нижний барабан (2), жёстко соединённый цепью (4) с верхним барабаном (3). На цепи укреплены ведра. При движении вверх (5) они наполнялись водой, которая выливалась в сточный жёлоб (7), находившийся в верхней точке устройства. Т. о.. вниз вёдра двигались пустыми (6), чтобы вновь зачерпнуть воду из реки (8)
