Восток
(лат. oriens (sol) – восходящее солнце), для Зап. Средиземноморья область восходящего солнца – это Передняя Азия. Соперничество между Азией и Европой, между варварами и эллинами – основная мысль историч. труда Геродота, и в более позднее время оставалась в силе, несмотря на критику его труда. Первый период азиатско-эгейских контактов относится ко 2 тыс. до н. э. – эпохе средней и поздней бронзы. Эти контакты были не столько военно-политич., сколько торговыми. Они осуществлялись по Средиземному и Эгейскому морям, а также через М. Азию. Торговля между В. и Эгеидой велась через портовые города сирийско-киликийского побережья – конечные пункты азиатских караванных путей. Археологии, находки свидетельствуют об оживл. торговле между Египтом и Критом (позднее Микенами) с 2-го тыс. до н. э. Торговые связи Эгеиды с В. устанавливаются уже в среднеминойский период; в сирийском Угарите (Рас-Шамра) был обнаружен особый квартал крито-микенских торговцев. Наряду с эгейским импортом здесь находят также отдельные подражания егип. образцам. Крито-микенское влияние заметно в архитектуре дворцовых сооружений и гробниц зап. пайонов Передней Азии. В архивах Угарита найдены таблички с манойско-киприским письмом и записанные в 14 в. до н. э. угаритские и ханаанские мифы и легенды, позволяющие обнаружить целый ряд новых точек соприкосновения с эгейским миром в области мифологии и религии. Борьба юного Ваала против бога моря Йамму, действовавшего по приказу отца богов Эля, соответствует отношению Зевс – Кронос, а легенда об Акхате – мифу об Орионе. Через Сирию распространялись также малоазиатские мифы; можно сравнить, напр., Иллуянка с Тифоном. После распада микенской цивилизации, дорич. переселения и вторжений «народов моря» (ок. 12–10 вв. до н. э.) финикийцы благодаря своей мор. торговле и колонизации Средиземноморья становятся основными посредниками между В. и античным миром, причём финикийские купцы торговали в Месопотамии (Ассирии) и Армении (Урарту). Вероятно, в 9 в. до н. э. греки заимствовали финикийский алфавит. В греч. иск-ве контакты с В. нашли отражение в утверждении т. н. «ориентализирующего стиля». В 8–6 вв. до н. э. связи Греции с В. осуществлялись через посредство Фригии и Лидии. перс. агрессия на зап. побережье М. Азии вылилась в первое крупное военно-политич. соперничество между В. и античным миром (греко-перс. войны). Наконец, с завоеванием Переднего В. Александром Македонским началось объединение Передней Азии и Египта с греч. миром. При этом вост. божества были или включены в Пантеон (Исида, Осирис (Адонис), Таммуз, Митра, Атаргатис), или отождествлены с греко-рим. богами (Эль – Кронос – Юпитер, Астарта – Иштар – Афродита, Эшмун – Асклепий – Эскулап, Решеф – Нергал – Аполлон, Мелькарт – Геракл и т. п.). Символ месопотамского бога-спасителя – змея, обвившая жезл, – был заимствован греками (жезл Асклепия) и доныне остаётся символом медицины. Вост. космогонич. мифы нашли отражение в греч. космогониях, вавилонский миф о потопе был передан по-гречески вавилонским жрецом Беросом (3 в. до н. э.), отзвук эпоса о Гильгамеше прослеживается у Элиана. вост. басни послужили образцом для античных. В греко-рим. античности ценились вавилонская медицина, математика, астрономия, астрология, а также эллинистич. религиозные культы, элементы коптско-христианского иск-ва.
