Высшее образование

третья ступень античного воспитательного процесса, следовавшая за элементарным и средним звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа). В эллинистич. время философия и риторика соперничали – обе дисциплины претендовали на то, что способны дать человеку всестороннее образование. Но постепенно наметилось перемирие, благодаря которому философы частично включили в свои учебные программы риторику, а риторы – философию. Нередко обе дисциплины изучались параллельно, причём в Греции преобладало философское, а в Риме – риторич. направление В. о. Практич. целью его в Греции была медицина, а в Риме – правоведение. В известной мере это служило профессиональной подготовке. В классич. период В. о. было полностью частным и в основе его лежали личные отношения учителя и ученика, что, однако, не исключало очень высокой платы за обучение (напр., у Исократа). Продолжительность В. о. могла быть самой различной и колебалась от года до десяти лет. Выпускных экзаменов не было. Со 2 в. н. э. наряду с частным постепенно начинает развиваться обществ. В. о. Его центрами становятся Рим, Афины, позже Константинополь, Александрия, Верит (ныне Бейрут) и Антиохия, где были основаны государств. кафедры риторики и философии. Здесь изучались также грамматика и юриспруденция. В этих городах возникла своеобразная студенч. жизнь с твёрдыми правилами и обычаями, которые частично дошли до нашего времени.


Источник: Словарь античности : Пер. с нем. / Сост. Й. Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне ; Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : «Прогресс», 1989. - 704 с., [30] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle