Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга Иисуса Навина

(Joshua, book of)

В Книге Иисуса Навина с помощью ярких образов описываются ключевые события ранней истории Израиля. В их число входят такие дела, как переход реки Иордан (Нав.1–5), завоевание земли (Нав.6–12), распределение наделов между коленами (Нав.13–21) и обучение поклонению Богу в качестве единого народа (Нав.22–24). Некоторые образы, например, борьба Бога на стороне Израиля, получают развитие в других библейских книгах. Образы в книге производят столь яркое и сильное впечатление, что они часто лучше всего запоминаются из чтения детских библейских рассказов. Их выразительности как средству демонстрации Божьих путей работы со Своим народом способствует использование трех литературных приемов:

1) повтор в книге ключевых слов и выражений,

2) яркие и выразительные образы

3) упоминания о каменных памятниках, жертвенниках и названиях городов.

Пример повтора ключевого слова встречается уже в начале книги. В Нав.1–5 тема перехода подчеркивается повторением корневого слова ʿbr («переходить») тридцать один раз. Разные группы людей проходят через стан (Нав.1:11; 3:2), другие проходят пред народом (Нав.3:6) или пред Яхве (Нав.4:13). Но все это служит лишь фоном для впечатляющего перехода реки Иордан, при описании которого глагол (ʿbr) встречается чаще (Нав.1:2; 2:23; 3:1, 4, 11,14, 16, 17; 4:1, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 22, 23 дважды; 5:1). По сути, это один из примеров того, что Мартин Бубер назвал Leitwort («ведущим словом») в Ветхом Завете, – корневым словом, повторяющимся в разных формах и контекстах для подчеркивания важной мысли в тех местах, где она встречается. Итак, Израиль, его вожди, трансиорданские колена, соглядатаи, священники, ковчег и двенадцать представителей колен перешли реку Иордан.

Центральное место в описании перехода занимает эффектная картина вод Иордана, чудесным образом остановивших свое течение. Воды встали каменной стеной у города Адама, и священники с ковчегом (символизировавшим Божье присутствие) вошли в русло реки. Впечатление от перехода усиливается изобразительными образами. В центре рассказа о переходе стоит описание чуда в Нав.3:14–16. Само это событие и специфическая терминология (напр., «стеною» в Нав.3:16) напоминают читателю исповедание Раав о произошедшем ранее чуде при переходе Красного моря (Нав.2:9–10) и рассказ об этом переходе в Исх.14 –15. Но и сам рассказ не лишен символики. В нем выражается мысль о необходимости передачи воспоминания о нем с помощью собственного образа – возведения памятника из двенадцати камней, перенесенных из русла реки в Галгал, где Иисус Навин объяснил, как надо рассказывать об этом чуде (Нав.4:1–8, 19–24).

Помимо этого центрального образа в книге немало других значительных образов. Для поколения Иисуса Навина это обрезание острыми ножами и новая пища на первую пасху в обетованной земле (Нав.5:2–12). Для самого Иисуса Навина это встреча с вождем воинства Господня (Нав.5:14) как прелюдия всех битв, в которых он вскоре будет участвовать. Для Раав это червленая веревка, сохранившая жизнь соглядатаев (позволившая им скрыться из Иерихона, Нав.2:18, 21) и спасшая ее семью при захвате города (Нав.6:16–17, 22–25). Эта веревка служит связующим звеном между первым разделом книги и вторым, в котором подробно описывается завоевание земли (Нав.6–12). Но это не единственный образ, придающий книге единство. Тот же самый глагол, с помощью которого описан переход Израилем реки Иордан, используется при описании покорения врагов: сначала Иерихона (Нав.6:7–8), а затем народов, объединившихся для противодействия ему (Нав.10:29–34).

Главы с описанием военных действий Израиля относятся к разряду живописнейших картин Библии. Можно ли забыть шествия вокруг Иерихона в течение семи дней и семь раз в последний день, после чего вострубили трубы, раздались боевые крики и стены города чудесным образом рухнули (Нав.6:14–15, 19)? Или же вспомним о завоевании Гая, когда в разгар битвы (и композиционно в середине Нав.8) жители этого города, будучи уверенными в своей второй победе, ринулись в погоню за израильтянами, но Иисус Навин простер копье, заблиставшее на солнце и давшее знак засаде выйти из укрытия и повернуть ход сражения в пользу израильтян (Нав.8:18). Столь же памятна картина участия Бога, Небесного Воителя, в битве Израиля против южной коалиции, когда Он бросал с небес камни града и «остановил» солнце в ответ на молитву Иисуса Навина. Это событие автор прославил включением поэтического отрывка в описание битвы (Нав.10:11–14).

Наряду с этими картинами чудесных побед, есть и ужасные образы суда и погибели: истребление войска и жителей Иерихона (Нав.6:20), Гая (Нав.8:22–25) и городов южной и северной коалиций (Нав.10:28–41; 11:12–20); избиение части первого израильского отряда, выступившего против Гая (Нав.7:4–5); побитие камнями и сожжение Ахана и его семьи за кражу вещей, посвященных Богу (Нав.7:24–26); захват, казнь и повешение пяти царей в Македе (Нав.10:16–27).

Третий раздел (Нав.13–21), посвященный распределению наделов между коленами, можно рассматривать с точки зрения исследования одного из самых значительных библейских образов – земли Израиля. Здесь приводится подробная информация о городах и поселках, а также пределах участков и заметных ориентирах земли, данной Богом Израилю по завету. Рассказ перемежается яркими картинами примечательных событий, связанных с приобретением земли, такими как просьба Ахсы к отцу дать ей источники вод в южной пустыне (Нав.15:16–19) или расчистка коленами Ефрема и Манассии заросшей лесом горы для обитания (Нав.17:14–18).

В последнем разделе (Нав.22–24) рассматривается вопрос о надлежащем поклонении Богу, и здесь мы видим три ярких образа: жертвенник, прощальная речь и завет. Возведение жертвенника стало причиной разногласий между коленами, жившими к западу от Иордана, и коленами, соорудившими жертвенник на своей земле на восточном берегу реки. За пределами обетованной земли пользоваться жертвенниками было нельзя. Восточный берег реки Иордан находился за ее пределами, хотя там и поселились колена Рувима, Гада и половина колена Манассии. Возведение ими жертвенника привело Израиль на грань гражданской войны, но эти два с половиной колена заверили своих соплеменников на западном берегу, что не будут пользоваться жертвенником для принесения жертв и что он будет служить им самим и их потомкам образом или напоминанием их принадлежности Богу Израиля.

В Нав.23 изложена прощальная речь Иисуса Навина. Как и в случае с Иаковом (Быт.49) и Моисеем (Второзаконие), выслушать последние наставления своего вождя собрались колена Израиля. Он призвал их к верности Богу и к завершению задачи освоения земли, обещанной им самим и их потомкам. В Нав.24 описан завет, который Иисус Навин заключил между Богом и Израилем. Вслед за жертвенником, возведенным для напоминания о завете в Нав.8:30–35, был поставлен камень подле святилища Господа в Сихеме – еще один зримый образ, напоминавший народу о его обещаниях.

Книга завершается сообщением о смерти и погребении Иисуса Навина и первосвященника Елеазара и еще одним последним штрихом: возвращением костей Иосифа из Египта и захоронением их в Сихеме с Иаковом, отцом Иосифа и всего Израиля (Нав.24:29–33). Этим образом заканчивается великий период истории Божьего народа от дней, проведенных в Египте, до овладения обетованной землей. Он предваряет также рассказ о жизни последующих поколений в период судей, которые будут неоднократно призывать народ вернуться к вере времен Иисуса Навина.

См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ЖЕРТВЕННИК; ЗАВЕТ; ИОРДАН, РЕКА; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ.

Библиография:

R.S.Hess, Joshua (ТОТС; Downers Grove, IL; InterVarsity Press, 1996).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle