Лазутчик, соглядатай
(Spies, spying)
Лазутчики, или соглядатаи, представители «второй древнейшей профессии», были важным инструментом в политических играх с самого начала истории. Израильские вожди со времени Моисея (Чис.13) регулярно использовали лазутчиков, чтобы следить за передвижениями и намерениями врага. Ветхозаветные рассказы о лазутчиках выглядят поразительно современными и удивительно пристрастными: лазутчики изображаются героями или злодеями в зависимости от того, на какую сторону они работают.
Всеобщая неприязнь к иноземным соглядатаям хорошо показана в драматической и одновременно иронической сцене встречи Иосифа со своими братьями в Египте. Иосиф обвинил их в том, что они пришли «высмотреть наготу земли». Не зная, кто он такой на самом деле, братья запротестовали: «Мы люди честные, рабы твои не бывали соглядатаями» (Быт.42:9–11). Соглядатайство представлено здесь в явно неприглядном свете.
Но если соглядатаи работают на Божий народ, образ становится откровенно романтическим. Соглядатаи Иисуса Навина стали народными героями, спрятавшись под крышей Раав, занимавшейся самой древней профессией, проституцией (Нав.2). Израильтяне уничтожили всех жителей Иерихона, но Раав, которую закон осуждал, была избавлена от общей участи (Нав.6:20–23).
К числу других зигзагов в лабиринте моральных ценностей относится Есфирь, удостоившаяся восхищения за то, что скрыла свою еврейскую национальность и стала классическим агентом влияния в качестве персидской царицы (Есф.2:20). Судья Аод стал народным героем, когда проник в горницу царя Еглона с «тайным словом» и с искусно спрятанным мечом (Суд.3:19–23).
В Новом Завете соглядатайству уделяется мало внимания. Есть только два мимоходом сделанных упоминания, причем оба носят негативную окраску. Соглядатаи были посланы, подобно полицейским осведомителям, для записи слов Иисуса в надежде «уловить» Его (Лк.20:20–26). А Павел пишет «а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились» (Гал.2:4).
Кроме того, в Новом Завете показано, что двуличные и лживые дела соглядатаев не могут приниматься за чистую монету ходящими в истине и праведности людьми, которые отвергли «скрытные постыдные дела» и «не прибегают к хитрости» (2Кор.4:2). Это несовместимо с исповеданием Евангелия; оружия христианского воинствования не такие, как ими пользуются в мире (2Кор.10:4).
См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ИСТОРИИ О ЛАЗУТЧИКАХ; ОБМАН.