Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Плата

(Wages)

В Библии плата – сложное понятие, обозначающее возмещение времени, сил или навыков, затраченных для служения. Плата может представлять собой удовлетворение физических, финансовых, общественных и политических потребностей и нужд, и может выплачиваться деньгами (Мк.14:5; см. также Ин.12:5), пищей (Чис.18:31), имуществом (Быт.30:32) или другими подобными дарами (напр., Египет описывается как плата Навуходоносору, Иез.29:19–20).

Читая упоминания о плате, мы обращаем внимание на разные качества подобной компенсации. Во-первых, она должна быть справедливой. В Библии сказано, что за работу следует платить (Лк.10:7; Рим.4:4; Флп.4:18; 1Тим.5:18) и что выплата должна регулироваться определенными законами, чтобы защитить работника от эксплуатации (Лев.19:13; Втор.24:15). Во-вторых, иногда компенсация бывает неадекватной. Пророки осуждают эксплуатацию (Иер.22:13; Мал.3:5), а Иаков жалуется на нее (Иак.5:4). В-третьих, плата может быть оскверненной. В пример здесь можно привести плату блуднице (Втор.23:18; Мих.1:7): греховная деятельность не может вознаграждаться чем-то совершенным (см. 2Пет.2:15, любовь Валаама к греховным заработкам). Любовь Израиля к «блудодейным дарам» символизирует его неверность Богу (Ос.9:1). Согласно Притч.10:16 и Притч.11:18, качество платы имеет вечные последствия; пример этого – плата Иуды за Предательство Христа (Мф.26:15).

Новозаветная идея платы имеет и переносное значение, как в случае, когда Иисус дает задание Своим последователям. В Ин.4:36 Иисус утверждает, что «жнущий» участвует в работе, имеющей вечные последствия, за которую получит «награду». Исходя из образного языка этого отрывка, награда может быть вечной, однако в Мф.20:1–16, в притче о винограднике, где все работники получают одинаковую плату, независимо от количества проработанных часов, плата, по-видимому, упоминается для указания на значение выполненной работы (см. 1Кор.3:8–14). Новозаветные образы платы указывают также на отношения Бога с человечеством в благодати. В Рим.4:4–5, где плата выступает в символическом значении, обязательства платить за работу противопоставляются Божьему добровольному решению наградить тех, кто поверил в Него. Наконец, Божья кара за грех иногда изображается как плата. Ключевой стих здесь – Рим.6:23, где плата символизирует вечную погибель как подобающее вознаграждение за грех или вечную жизнь как безвозмездный дар Бога.

В Библии в целом требование справедливой оплаты человеческого труда лишь подчеркивает духовную истину о том, что справедливая оценка человеческой жизни неизбежно ведет к осуждению. Только Божья благодать способна спасти человека.

См. также: НАГРАДА; РАБОТА, РАБОТНИК.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle