Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Подбирание остатков урожая

(Glean)

Образ подбирания колосьев может вызывать в воображении романтическую картину неба с кучевыми облаками, высоких снопов и веселых крестьянских девушек, но фактически этот библейский обычай уходит корнями в практическую необходимость заботы о бедных. По Моисееву закону, хозяева должны были разрешать нуждающимся собирать остатки зерна на полях после жатвы (Лев.19:9–10; 23:22; Втор.24:19–21).

Тогда как романтическая картина может выглядеть слишком сентиментальной, яркий пасторальный образ вполне соответствует библейскому представлению о сборе колосьев. Предписания Книги Левит и Второзакония воплотились в истории Руфи, которая, придя в Вифлеем со своей свекровью Ноеминью, сыграла там многогранную роль чужестранки, служанки, помощницы и спасительницы, собирая колосья на полях Вооза.

Поля представляются подходящей пасторальной обстановкой для предков царя Давида, но дело происходило во времена судей, в период, отмеченный неповиновением Богу и насилием на земле, когда женщина, собиравшая колосья на полях Израиля, подвергалась реальной опасности оскорбления (Руф.2:22). Тем не менее Руфь подтвердила верность своим словам, что «народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом» (Руф.1:16), и начала обеспечивать питанием себя и Ноеминь, в соответствии с законом. Вооз тоже проявил себя благочестивым человеком и великодушно отнесся к чужестранке на земле (Руф.2:8–16). Центральное положение образа сбора колосьев, который во второй главе книги повторяется не менее одиннадцати раз, подчеркивает мысль о вхождении Руфи и Вооза в заветные отношения.

Образ сбора остатков урожая используется также при изображении суда и страданий. В Иер.6:9 с его помощью описывается завершение Божьего суда над народом. В данном случае речь идет о винограде, потому что его легче полностью собрать с виноградной лозы. В Ис.24:13 и Мих.7:1 сбор жалких остатков урожая символизирует нищету, а в Книге Иова мы видим жестокую иронию в образе праведного, собирающего плоды в винограднике нечестивого (Иов.24:6).

См. также: ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle