Часть первая: вера
Первый член символа веры
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
Тексты
«В начале сотворил Бог небо и землю... И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. Так совершены небо и земля и все воинство их». (Быт.1:1,31; Быт.2:1).
«Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть». (Втор.6:4).
«Можешь ли ты изследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он – велик силою, судом и правосудием. Он никого не угнетает». (Иов.11:7; Иов.37:23).
«На чем утверждены основания земли, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:6–7).
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их». (Пс.32:13,15).
«Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твоя, и душа моя вполне сознает это». (Пс.138:1–4,6–14).
«Премудрость взывает: у меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду». (Притч.8:14–15).
«Все дела Господа весьма благотворны и всякое повеление Его в свое время исполнится. В повелениях Его – все Его благоволение, и никто не может умалить спасительность их. Он прозирает из века в век и нет ничего дивного пред Ним». (Сир.39:21,24,26).
«Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены». (Ис.7:9).
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, говорит Господь». (Ис.55:8–9).
«Иисус тотчас простер руку, поддержал его (Петра, сошедшего с лодки в озеро) и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31).
«Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак.2:26).
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1Ин.4:8).
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша». (1Ин.5:4). Сравни Евр.11:1–38.
«Невидимое Его (Бога), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы». (Рим.1:20).
«Вера – от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим.10:17).
«Кто думает, что он знает что-нибудь,тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». (1Кор.8:2–3; 1Кор.13:12).
«Видимое – временно, невидимое вечно. Мы ходим верою, а не видением». (2Кор.4:18; 2Кор.5:7).
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний». (Откр.22:13).
Изречения
«Я чувствую, что всею моею жизнью управляет вера, которой у меня уже нет. Вера имеет ту особенность, что продолжает действовать даже, когда она умерла». (Ренан).
«У верующего всегда есть основания сомневаться, а у неверующего – верить, так что верующий заслуживает награды за веру, а неверующий – наказания, за неверие». (Формула схоластиков).
«Блаженнее, не изыскивая, обрести Тебя (Бога), нежели не обрести, изыскивая». (Бл. Августин).
Неверующие говорят, будто религиозным познаниям не достает определенности, свойственной познаниям опытным. «Определять» значит указывать границы. Но Бог безгранично велик, поэтому и не может быть познан по подобию предметов видимых. Нельзя сказать: мы не видим океана, потому что не видим его границ. Точно так же неправильно утверждать, будто мы не знаем Бога, потому что Он превосходит наше разумение. Мы не знаем Бога совершенно, но знаем частию, в меру нашего разума.
Неверие бывает двух родов: озлобленное против отвергаемого. Это – самопротиворечиво, оно само себя выдает: нельзя сердиться на то, чего нет. Это – и недобросовестно, как малодушный отказ от той работы ума и от того подвига воли, которые необходимы для постижения истин, лежащих за пределами очевидности. Иного рода – неверие добросовестное, ищущее, основанное на свойствах ума и чувства. Таково – неверие Фомы. Оно отрицается полуверы и хочет увериться окончательно и навсегда. Такие мнимо неверующие предварят в Царстве Небесном многих мнимо верующих. (По В. С. Соловьеву †).
«Истина не запирается, что она дает людям заповеди не такие легкие, как детские игрушки». (Филарет, м-т Московский).
Наш ум Эвклидовский трехмерный. Он только может предчувствовать широту истины.
«Видимое, когда не на него единственно смотрим, но стараемся проникать далее, становится зрительным стеклом для созерцания невидимого». (Филарет, м-т Московский).
«Если бы Божество проявилось нам с еще большей ясностью, чем теперь, я уверен, что люди, противные Богу, придумали бы новые тонкости, чтобы отрицать Его. Ум всегда подчиняется тому, чего требует сердце». (Руссо).
Борьба знания с верою явление ненормальное не только потому, что начала знаний утверждены на вере, но и потому, что область истины безгранично шире области познанного.
«Наблюдения и вычисления астрономов научили нас многому, достойному удивления; но самый важный результат их исследований, пожалуй, тот, что они обнаружили пред нами бездну нашего невежества». (Кант).
«Когда я был молод, я сказал себе: хочу познать всю науку. И я узнал почти все, что знали люди; но когда я состарился и взглянул на все то, что я узнал, то я увидел, что жизнь моя прошла, и я ничего не знаю». (Персидский мудрец).
«Отчасти» – это удел всех наших познаний, удел, неизбежный не только для земного бытия, а, по всей вероятности, и для вечного». (Иннокентий, арх. Херсонский).
«Разум человеческий, кроме ограниченности своей, еще поврежден в нас прародительскими грехами, и более, и более омрачается нашими собственными грехами. Как же надеяться, чтобы разум сам собою (без усилия воли) мог принять истины Откровения, особенно непостижимые?» (Макарий, м-т Московский).
«Истины веры отвергаются здесь заранее не по грубости ума, а по лукавству воли». (В. С. Соловьев).
Неверие происходит из страха пред наказанием Божиим за нечестие. (Минуций Феликс, не буквально).
«Когда люди, живя дурною жизнью, говорят, что нет Бога, они правы: Бог есть только для тех, кто глядит в Его сторону и приближается к Нему». (Л. Т.).
«Добродетель делает богословом, а грех удаляет и отчуждает человека от Бога». (Св. Иоанн Лествичник).
«Невозможно, подлинно невозможно, чтобы проводящий нечистую жизнь не колебался в вере» (св. Иоанн Златоуст).
«Кто к Богу, к тому и Бог». (Пословица).
«Человеческое нужно познать, чтобы возлюбить, Божеское нужно возлюбить, чтобы познать». (Паскаль).
«Орган духа нашего, которым усвояется вера, есть сердце». (Амвросий, арх. Харьковский).
«Я не знаю, возможно ли вообще существование какой-либо доверенности, какого-либо человеческого общества и самой справедливости, если прекращается вера в Бога». (Цицерон).
«Везде, где находится государственная жизнь, необходима религия. Законы бодрствуют над общественными правами, а религия над частною жизнью». (Вольтер).
Но «и законы имеют свою высшую гарантию в вере». (Гегель).
«Некоторые хотят основать добрую нравственность на простом разуме, но я не вижу никакого прочного основания для нравственности, кроме религии. Добродетель, говорят, есть собственно любовь к справедливости. Прекрасно! Но обязан ли я жертвовать своим счастьем этой справедливости?» (Руссо).
«Правоверие наше есть, кажется, пробный камень, который мы из камня спасения обращаем в камень преткновения, основывая на нем беспечность нашу». (Иннокентий, архиеп. Херсонский).
Ле-Дантек, профессор биологии в Сорбонне, в 1907 г. выпустил книгу «Атеизм». Будучи сам атеистом, он не скрывает, что атеизм – ужас, обезценивание жизни, проповедь бессмысленности мирового процесса. По мнению Ле-Дантека, научно жить при атеизме можно, но жить нравственно и социально, в полной последовательности положениям атеизма, невозможно.
«Только любовь надлежащим образом уравнивает путь истины». (Амвросий, арх. Харьковский).
«Единственной и глубочайшей темой всемирной истории остается собственно борьба веры с неверием. Все эпохи, когда господствует вера, в каком-либо виде, блестящи, возвышенны и плодотворны для современного и последующего поколения. Наоборот, все эпохи, когда неверие, в какой бы то ни было форме, утверждает свое жалкое победное знамя, хотя бы они на мгновение и ослепляли видимым блеском, бесследно проходят для потомства». (Гете).
«Творят жизнь люди веры. Это – те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми. Они же – пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества». (В. С. Соловьев).
«Веровать – значит иметь Бога в себе, иметь Его началом жизни, разсуждения, чувств и воли. Вот почему истинная вера сильна. Кто может противостоять Богу?»
«Бог говорит: для возлюбленного Мною Я – слух, которым он слышит. Я – зрение, которым он видит. Я – рука, которою он берет, и ноги, которыми он ходит». (Магомет).
«Самое могущественное в мире – то, что не видно, не слышно и неосязаемо». (Лао-Тсе).
«Природа – живое одеяние Бога». (Гете).
«Бог заботится не только о целом мире, но и о тварях. Британия видит мало солнца, но температура ее смягчается теплотою моря. Сухость Египта умеряет Нил. Евфрат вознаграждает Месопотамию за недостаток дождя. Инд оплодотворяет восточную страну. Не правда ли, если при входе в дом вы замечаете чистоту, порядок и украшения, то говорите: в доме есть хозяин, который много лучше своего хозяйства? Также и во вселенной». (Минуций Феликс).
«Природа имеет совершенства, свидетельствующие, что она – образ Божий, и имеет недостатки, удостоверяющие, что она не более, как образ». (Паскаль)
Язычники: – Разве может Бог каждому в отдельности служить, когда Он занят одновременно всеми?
Арновий: – Мы верим, что Бог должен все слышать, как если бы Он присутствовал видимо среди нас. Он должен даже знать все, что каждый думает втайне. Иначе Он не был бы истинным Богом. Он наполняет все собою, присутствует везде.
«Всяк про себя, а Господь для всех». (Пословица).
«Люди с лихостью, а Бог с милостию». (Послов.).
«За вдовою и Бог с сумою; за сиротою и Бог с калитою». (Послов.)
«Плывем по реке, живот в Божией руке». (Послов.).
«Не так отец до детей, как Бог до людей». (Посл.)
«Куда Бог несет?» (Поговорка).
«Якорь – надежда кораблю на море; вера – якорь человеку на земле».
«Душа моя в Боге, как рыба в воде или птица в воздухе, со всех сторон, во всякое время окружена Им; Им живет, Им движется, в Нем покоится, в Нем имеет простор свой». (Прот. И. И. Сергиев).
«Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе моей жены, отца, матери, дочери, сына, друга. Я Им живу душевно и телесно, Им дышу, Им мыслю, чувствую»...(Прот. И. И. Сергиев).
«Для зрения духов и душ нет увеличительного стекла. Тут место не знанию, а вере». (Иннокентий, архиеп. Херсонский).
«Облеченным плотию нельзя постигать духовных предметов без примеси телесного». (Св. Григорий Богослов).
«Если гордость некоторых ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов». (Св. Иоанн Лествичник).
«Я вкушаю яствы, но как они обращаются в мокроту, в кровь, в соки, в желчь, – не знаю. Того, что мы каждый день видим и вкушаем, мы не разумеем: как же мы хотим исследовать существо Божие?» (Св. Иоанн Златоуст).
«Человек не может постичь Бога, как стакан воды не может вместить в себя моря».
«Желаешь ли ты, человек малый, обрести жизнь? Ходи перед Бюгом в простоте, а не с пытливостью ума. Простоте сопутствует вера, а за утонченностью и изворотливостью помыслов следует самомнение, а за самомнением удаление от Бога». (Преп. Исаак Сирианин).
«Я не знаю никаких здравых выводов науки, которые противоречили бы христианской религии». (Проф. математики в Кембриджском унив. Джордж Стокс).
«Среди ученых вы найдете лишь очень немногих, нападающих на теологию и на религию. Нападки, приписываемые им, исходят, главным образом, от людей, очень мало знакомых с наукою и пользующихся не фактами ее, а только самыми отдаленными умозаключениями из фактов». (Пэджет, хирург и патолог).
«Материалистическая концепция мира является характерным показателем убеждений ученых 3-го или 4-го разряда; наиболее же даровитые представители науки склонны скорее к идеализму, нежели к материализму. Они – или благоговейно верующие люди, или, по меньшей мере, почтительно осторожные в догматических приговорах касательно религии». (Окулист Коллинс).
«Ученые – не более иррелигиозны и не более враждебны христианству, чем неученые. Я бы сказал даже: менее, чем последние». (Эбней, президент Физического Общества).
«Неверие есть обыкновенно результат лени, часто предразсудка, но оно никогда не может быть признаком достоинства человека».(Проф. Ромэнс).
«Пускай будет вражда между наукой и религией; не настало еще время для союза: исследуйте каждую отдельно, тогда познается истина». (Шиллер).
«Хотя бы и люди создавали всемирную историю, но оглавление в ней надписывает Бог». (А. Толюк).
«Пока человек служит Господу чем-либо чувственным, дотоле образы сего чувственного отпечатлеваются в помышлениях его, и Божественное представляет он в образах телесных. Когда же получит он ощущение внутреннего, тогда, по мере ощущения его, и ум, от времени до времени, будет возвышаться над образами вещей». (пр. Исаак Сирианин).
«Вера – это часовая пружина, которая приводит в движение все колеса. Вера – это меч для самозащиты. Вера – золотой ключ, которым мы отпираем двери неба. Вера – могила забот. Вера дерзает пускаться в моря, глубина которых недоступна для разума». (Родемейер).
Примеры
Значение веры. Не было на земле ни одного чуда, которое не истекало бы из веры. Нет в мире ничего благородного, прекрасного и величественного, что не имело бы корня в вере. Если есть что добродетельное, есть какая похвала, то это – от веры. Леонид при Фермопилах был силен мирскою верою, Навин – божественною, Ксенофонт веровал в свою опытность, сыновья Маттафии в правоту своего дела. Вера – сильнейший между сильными деятелями. Она – монарх в царстве духа. Нет существа, которое одолело бы веру насилием. Нет твари, которая не преклонила бы главы пред Божественною отвагою веры. Недостаток веры делает человека презренным. Безверный человек так съеживается, что может поместиться в ореховой скорлупе. Но придайте ему веру, он сделается подобным левиафану, ныряющему в безднах морей; он будет подобен боевому коню, бросающемуся в пыл битвы; он будет подобен великану, захватывающему народы своей ладонью, собирающему скиптры мира в один пучек и короны царей в одну горку. Дайте нам веру, и для нас возможно будет все.
Непостижимость Божества. По Платону Тимей на вопрос Сократа, что такое Бог, ответил:
– Что не Бог, я знаю, но что – Бог, не постигаю.
Такой же вопрос предложил царь Сиракузский Хирон мудрецу Симониду. Этот попросил сутки на размышление, затем попросил двое, четверо суток и более, все удваивая. Удивленный царь спросил о причине отсрочек. Симонид отвечал:
– Чем я более обдумываю, тем менее понимаю.
Так называемые безбожники, если они – люди с достаточно широким кругозором, не могут быть устойчивы в своем неверии. Ученый 18-го века Дидро, издатель известной энциклопедии, скептик и материалист, встретился однажды на прогулке с своим другом Гриммом. Дидро в эту минуту разглядывал цветущий колос.
– Чем заняты, – спросил Гримм.
– Слушаю, – отвечал Дидро.
– Кого?
– Бога.
– Что Он говорит вам?
– Речь Его мне также непонятна, как еврейская. Сердцем она чувствуется, но ум не стоит на должной высоте.
В согласии с этими словами мудреца стоит ответ одного ученика воскресной школы, который на вопрос: «где нет Бога», ответил:
– Его нет в уме нечестивого.
Бог или природа? На внебогослужебном собеседовании один вольнодумец повторял, что он не видит надобности в Творце и Промыслителе мира: с него довольно и природы. Священник попросил возражателя объяснить народу, что такое природа.
– Да это всякий знает, – ответил спрошенный.
– Тем легче ответить на вопрос, – настаивал священник.
Тогда поклонник природы, поморщив лоб, начал:
– Природа... природа, собственно говоря, есть естество...
Такое объяснение вызвало дружный смех, и умник поспешно скрылся.
Наука и вера. Одною из важных причин отрицательного отношения к религии является распространенное мнение, будто между наукою и религией существует непримиримая вражда. Есть люди, которые прямо утверждают, что все желающие сохранить веру в Бога, должны опасаться научного образования, как огня. Но так ли это? Истинная наука никогда не высказывалась в смысле отрицания Бога. Напротив, чем глубже знание человека, тем определеннее у него понятие Божества. Ньютон сказал: «чем дальше проникает человек в тайны природы, тем яснее перед ним открывается единство предвечного плана». Большинство выдающихся ученых – люди, глубоко верующие в Бога и загробную жизнь, и это не в одни давние времена, но и в недавно минувшем девятнадцатом веке3. Обыкновенно, по выражению Бэкона, отрицает бытие Бога тот, кому выгодно, чтобы не было Бога.
Ложная мудрость. Упомянутый сейчас английский философ еще сказал, что нужно ум свой приспособлять к величию божественных тайн, а не эти втискивать в тесные рамки ума. Гениальный французский ученый Паскаль в этом же смысле высказался, что высший подвиг разсудка – признание существования безконечного множества явлений, превосходящих человеческий разсудок.
Поверхностная ученость не постигает этого и хвалится своим неверием, как подвигом ума. В присутствии Шлейермахера один молодой человек выставлял на вид свое свободомыслие. Богослов прислушивался к этому хвастовству с добродушной улыбкой. Наконец, молодой человек, с явным намерением изумить Шлейермахера полетом своего ума, произнес:
– Я не признаю Бога, потому что я Его никогда не видал.
– Здравое ваше разсуждение, шутливо отвечал Шлейермахер. С равным основанием можно отвергать и ваш разсудок, потому что его никто еще не видал.
Отрицание привлекает многих не только потому, что оно иногда разсматривается, как признак ума и даже душевного благородства, но еще потому, что оно ослабляет сознание ответственности за дурное в нашей жизни.
Во время так называемой великой французской революции (1789-й г.) французы отменили религию и стали поклоняться богине разума. Но скоро здравомыслие взяло верх, и всюду стали поговаривать о почитании верховного Существа. В это время жестоко проворовался один мальчик; опечаленная мать стала допытыватья у юного преступника, что его побудило к низкому проступку.
– Я положил себе задачу украсть безотлагательно, ответил мальчик: потому что все начали поговаривать о возвращении Бога, а уж, когда Бог воротится, воровать нельзя будет, – я это знаю.
Среди безбожников. В среду молодых людей, разсуждавших о Боге, о Его существе, о состоянии человека после смерти, попал набожный человек. Прослушав несколько выходок отрицательного характера, случайный гость в обществе молодых людей, с гордостью называвших себя безбожниками, попросил позволения сказать несколько слов.
– Милостивые государи, начал он. Мне любопытно знать, к какому разряду безбожников вы себя причисляете. Я знаю три разряда. Первые сделались безбожниками, благодаря внимательному изучению древних и новых философов. Таково ли происхождение вашего безбожия?
Молодые люди признались, что они мало знакомы с философией и даже пренебрегают этой наукой.
– Вторые, продолжал гость, – люди без самостоятельных убеждений, подобные флюгерам, вертящимся по направлению ветра, или обезьянам, перенимающим действия людей без понимания цели действий, или же попугаям, повторяющим чужия слова. Я полагаю...
Молодые люди не дали кончить гостю и решительно заявили, что они ценят самостоятельные убеждения.
– Третий разряд безбожников состоит из людей, ведущих жалкую и без-нравственную жизнь. Им не желательно, чтобы существовал Бог, справедливость и вечная жизнь. Четвертого разряда безбожников нет, закончил гость и раскланялся с смущенными вольнодумцами.
Духовная слепота. В религиозном собрании поднялся слушатель и сказал:
– Я не верю тому, что здесь говорилось. Не верю ни в ад, ни в вечный суд, да и Бога я никогда не видал...
И еще в этом роде говорил несчастный отрицатель. За ним встал другой слушатель и сказал:
– Вы скажете, будто недалеко отсюда течет река. Это – неправда. Вы думаете, что это здание окружено зеленью и деревьями. Ничего этого нет. Вы уверены, что здесь много людей. Ложь! я Здесь совершенно один. Не дивитесь моим речам: я от рождения слеп и никогда не видал тех вещей, о которых мне говорят. Но я их существование сейчас отвергаю только потому, что я их не вижу, по слепоте. И если ранее меня говоривший человек отвергает истины веры, то это свидетельствует только о слепоте его души.
Мир – хотя не полное – откровение Бога. Цепенеет в камне, дремлет в растении, озирается в животном, сознает себя в человеке, торжествует в ангелах – сила любви, начаток жизни божественной. Все это Божии следы. Яснейший и поразительный след Бога – в Иисусе Христе, Сыне Бога живого.
Мы не решаемся всматриваться в солнце, но мы чувствуем его действия: свет, теплоту, оживление природы. Так и Бога мы познаем в действиях Его.
Раскаяние Гейне. Гейне известен, как невер и насмешник, для которого не было ничего святого. Яд, Который он вливает в сердца незрелых юношей, был бы менее вреден, если бы читатели Гейне знали о происшедшей в нем в последние годы жизни перемене. Гейне заражал и заражает своих читателей не только религиозным вольномыслием, но и цинизмом своих речей об отношениях полов. Между тем в §7 своего завещания он пишет: «Четыре года уже прошло, как я отбросил всякую философскую гордость и вновь пришел к религиозным идеям. Я умираю с верою в вечного Бога, Творца мира, и призываю Его милосердие на свою вечную душу. Я скорблю, что я непочтительно отзывался о святых вещах, но я к этому увлечен был не столько внутренним расположением, сколько духом времени. За то, что я почти бессознательно оскорблял добрые нравы и целомудрие, Боже, прошу Тебя и всех людей, простить мне»!
Об этом параграфе завещания умалчивают заграничные и русские издатели сочинений Гейне.
Все к добру. Богобоязненный английский углекоп твердо верил слову Писания, что любящим Бога Богь во всем содействует к добру. Из этого изречения у нашего углекопа образовалась поговорка, которою он отмахивался от насмешек людей маловерных.
– Все к добру!
Однажды он с товарищами должен был спуститься в шахту, имевшую свыше 1000 футов глубины. Но в это время собака ухватила его узелок с дневной провизией и убежала. Углекоп бросился за собакой, а тем временем товарищи стали спускаться в шахту, и, посмеиваясь над оставленным, говорили:
– У него все к добру.
Через несколько минут спуска веревка оборвалась и партия углекопов, кроме убежавшего за собакой, разбилась о дно шахты.
Пути Господни. На Востоке благочестивый путник поздно вечером подъехал к воротам городка и нашел их запертыми. Недостучавшись, он голодный расположился под открытым небом и утешал себя тем, что Бог все устраивает к лучшему. Поставил путник близ себя осла и зажег фонарь ради безопасности. Но порыв ветра загасил фонарь. «Что Бог ни посылает, все к лучшему», повторил путник и улегся спать. Во время сна прибежал лев и разорвал осла, но во мраке он не приметил спавшего хозяина. Этот, проснувшись утром и поняв, от какой он избавился опасности, с сильнейшим чувством благодарности сказал: «что Бог ни посылает, все к лучшему». Ворота города были растворены. Войдя в город, путник узнал, что отряд разбойников ночью напал на город и перебил почти всех граждан немноголюдного городка.
– Во истину, сказал с чувством благодарности путник, Господь и на крыльях беды посылает избавление. Если с вечера мы в том не уверены, подождем утра.
В 16-м веке во Франции был проповедник, также любивший пословицу: «кто знает? может быть, и это к добру». Ночью его позвали к умирающему. При возвращении обрушилась под ним гнилая лестница, и его искалеченного принесли домой. «Кто знает? сказал проповедник: может быть, и это к добру». Он еще лежал больной, когда разразилась Варфоломеевская ночь. Все население дома обратилось в бегство, верный его слуга пал мертвым, и злодеи подошли к ложу больного. «Доканчивайте, кричит им проповедник: кто знает? может, это к добру». Этот ли возглас или вид больного подействовал на убийц, только у них не поднялась рука убить пастора, и он был спасен «к добру» своих единоверцев.
Пастор Фляттик на прогулке встретил женщину, которая жаловалась ему, что кресты один тяжелее другого падают на нее и скорбям ее не видится конца.
– Это бывает полезно, сказал Фляттик.
– Но не для меня, возразила женщина.
– Будьте разсудительны, сказал пастор. Вы вон видите пастуха со стадом. Вон овечка отбилась от стада. Пастух свистит ей, она слышит, останавливается на минуту, но потом идет дальше. Пастух бросает в нее комом земли и попадает. Она вздрогнула, но не переменила своего намерения уйти. Теперь он спускает с привязи свою собаку. Собака догоняет упрямицу, треплет ее за шерсть и возвращает к стаду. Так точно небесный Пастырь поступает с нами, если мы перестаем покоряться Ему. Сначала Он дружески зовет нас. Если это не помогает, то мы получаем удар беды. Если же мы и этим не вразумимся, то нас догоняет лихая беда, цель которой не погубит нас, но возвратить Христу.
Защита. Фома Пляттер, во второй половине жизни знатный и ученый человек, в юности своей был пастушком. Однажды из его стада сбежала коза. Он проискал ее в горах до полных сумерек. В темноте он хотел пробраться чрез один терновый куст, но, обезсиленный поисками, не преодолел цепкого и густого кустарника и уснул около него. Проснувшись утром, он увидал, что кустарник рос на самом краю глубокого ущелья. Не ангелу ли Господь заповедал сохранить отрока?
Лукавые собеседники. Молитва – беседа с Богом. Но как между собою люди иногда беседуют лукаво, так и с Богом собеседуют они не всегда во спасение. Иные молятся без внимания, другие – лукаво, третьи – грубо. Примеры невнимательной молитвы многочисленны, ими богата и наша жизнь. Приведем два примера лукавой молитвы и один грубой.
В 1872 г. плыл из Европы в Америку почтовый корабль. Для осмотра местности один матрос получил приказание залезть на мачту. Когда он был на вышке мачты, внезапный порыв ветра сломал мачту. «Спаси, Господи», вскрикнул падающий матрос. В ту же минуту ветром подкинуло ему парусную веревку. Крепко уцепившись за нее, матрос успокоился и сказал: «Ну, теперь Твоя помощь не нужна более». Только что произнесены были эти слова, веревка, оборвалась, матрос упал и расшибся о палубу.
В одном из поселков Канады жил пастор, любивший размышлять при вечерних прогулках. Однажды он увидел в лесу огонек и, идя на него, набрел на лесную поляну, где на грубо сколоченных подмостках «оратор» говорил речь нескольким десяткам слушателей. Речь была богоборного содержания, оратор, еще молодой человек, вызывал Всевышнего на состязание, проклинал Промысл, осмеивал надежды на вечную жизнь. Слушатели внимали речи с напряженным вниманием и, по окончании ее, выразили шумное одобрение.
Пастор подумал, что он не вправе оставить речь без ответа, и хотел взойти на подмостки. Но его опередил человек средних лет.
– Друзья, начал он: и у меня есть к вам слово. Я разскажу один недавний случай и предоставлю вам сделать из него выводы. Вчера я шел по берегу реки. По ее волнам мчалась утлая лодочка с молодым человеком. Не легко было юноше справиться с лодкою; река была быстрая, а юноша плохо работал веслами и не умел направить лодку к берегу. В безвыходном состоянии, измученный и работой и страхом, он оставил весла и в отчаянии заломил свои руки. Потом он опустился на колена и воскликнул в глубокой скорби: «О, Боже! умилосердись над моею дущею! Если мне не суждено сохранить жизнь, то спаси мою душу!» При этом юноша называл себя богохульником и обещал исправиться, если останется жив. Мне стало жаль юной жизни, я бросился в реку, достиг лодки и направил ее к берегу. Я спас жизнь того самого молодого человека, который ныне пред вами клял Творца.
Можно себе представить смущение молодого оратора и удивление слушателей, только что понявших, как легко, находясь в безопасности, хулить Вседержителя.
Теперь случай грубой беседы с Богом. Кожевник, промывавший кожи на реке, неожиданно был застигнут сильным дождем. Разсерженный промышленник остановился, протянул кулак к небу и воскликнул: «Пристало ли Тебе там, наверху, пускать дождь на землю, когда в этом нет никакой нужды?» Отрывистый удар грома и молния были как бы ответом грубому человеку. Кожевник остался жив, но его рука, поднятая к небу, была неизлечимо опалена молнией.
Великое в малом. Ученый открыл новый вид моха и с интересом разсматривал его в микроскоп. Пастух, с позволения ученого посмотревши на мох в микроскоп, спросил: «ужели это только мох?» На утвердительный ответ он задумался, вздохнул и сказал ученому:
– Уж лучше бы, сударь, вы мне этого не показывали.
– Почему так? спросил ученый.
А потому, что я каждый день топтал эти чудеса Божии, не обращая на них внимания.
Урок о вере. Учитель разсказывал детям о рождестве Спасителя. При этом он пожелал выяснить детям, что такое – вера, и почему не все веруют. Он поднял свои карманные часы и сказал: «кто желает получить эти часы, подходи, я подарю». Дети переглядывались друг с другом, но не трогались с места. Наконец, малютка-девочка, дочь самого учителя, подошла, протянула руку и получила часы. Учитель тогда сказал:
– Вот каковы люди. Небесный Отец делает нам щедрые предложения. Для нас Он отпускал на землю Своего Сына. Нам Он обещает Своего Духа, лишь бы попросили. Но немногие верят, что эти обещания – не слова, а дело. Вот и вы не поверили моему обещанию, думая, что это – «невзаправду»...
Вековечное разделение. Девочки наблюдают закат солнца. Анюта говорит:
– Долгий ныне с утра совершило путь солнышко.
– Нет, возражает Оля: отец сказал, что солнце – неподвижно.
– Не поверю, говорит Анюта. Я сама утром просыпалась и видела, как там вон солнце взошло, а теперь оно спускается на другой стороне. Как оно, не двигаясь, может пройти такой путь по небу? Если мы с тобой с утра уговоримся не трогаться с места, то до вечера и пробудем на одном месте.
– Но отец сказал, что движется наша земля.
– Слыхала это и я, равнодушно возразила Анюта: но я и этому не верю. Мы сейчас обе на земле стоим и чувствуем, что земля не движется.
Этот разговор детей напоминает ту рознь между людьми, которая началась с незапамятных времен и продлится до водворения царства Божия в людях. Это – борьба веры с неверием. Вера ссылается на Божие слово («Отец сказал»), а неверие опирается на свой чувственный опыт, на очевидность, на логику. Правда, истина христианская подтверждается и совестью, и опытом уверовавших, и историею человечества, но все же она часто идет наперекор очевидности. Главное наше доказательство похоже на Олино: «Христос сказал».
Сила добра. Закоснелый преступник за несколько дней до казни спас утопавшего ребенка. Благодарность и внимание, оказанные ему родителями, произвели на преступника благотворное действие. Подобные ему люди на эшафоте высказывают хулу против веры и Бога, а этот спокойно произнес:
– Умираю с верой в Иисуса Христа.
Что делает Бог? В Сент-Галле славился ученый монах Ноткер за свои познания и благочестие, но в то же время он был человеком робким и стыдливым. Надменный капеллан Карла Толстого при посещении Сент-Галле сказал свите короля:
– Этот монах во всем государстве считается умнейшим. Но я своим вопросом поставлю его в тупик.
Подойдя к Ноткеру, капеллан сказал ему:
– Преподобнейший отец! Я знаю, что для вашей учености ничто не остается сокровенным. Хотелось бы мне знать, что теперь делает Господь?
– Он возвышает смиренных и уничижает гордых, ответил монах.
Капеллан с краской стыда на лице отошел от монаха.
Затрубили к отъезду; капеллан вскочил на коня, чтобы с знаменем предшествовать королю; но конь поднялся на дыбы и сбросил всадника. Капеллану пришлось с переломленной ногой остаться в монастыре, а Ноткер ухаживал за больным.
Нечаянная встреча. На берегу Великобритании близ Норвича алкоголик отец бросил в море четырехлетнего сына за то, что тот просил есть. Ребенок взобрался на доску, а отец, не заметя этого, вне себя убежал. Ветер пригнал доску к стоявшему на якоре военному кораблю. Один из матросов спустился в море и спас ребенка. Спасенный мог только сообщить о себе, что его зовут Яшей. За свою ласковость Яша сделался общим любимцем, и офицеры позаботились о его образовании. Лет через 20 Яша состоял хирургом в военном корабле. Между ранеными пленниками ему пришлось пользовать одного старика, раны которого не поддавались лечению. Чувствуя приближение смерти, больной выразил желание подарить хирургу Библию, полученную им от одной доброжелательной дамы. Эта книга, по словам больного, избавила его от распущенности и дурной жизни. Даря книгу, больной раскрыл врачу тяготевший на его совести грех утопления сына. Врач в волнении стал разспрашивать больного об обстоятельствах утопления и о имени утопшего. Услыхав свое имя, врач поник головой пред постелью больного и воскликнул:
– Отец, благослови твоего сына!
Уверившись, что грех его имел последствия не худые, а добрые, больной умер спокойно, а его сын, оставив медицинское поприще, сделался проповедником слова Божия. Когда ему приходилось проповедывать в новом месте, он разсказывал описанное здесь дело Промысла и добавлял: «Я – этот Яков».
Провидение. Яркий случай Божьего попечения о младенце встречаем в одной немецкой газете. Когда пароход Франк Чермен вышел из Миссури и поплыл по Миссисипи, на палубе его стояла колясочка с младенцем, и около нее мать. Когда пароход дошел до середины реки, спавший младенец проснулся и закричал. Чтобы успокоить малютку, мать взяла его на руки. В то же мгновение сильный порыв ветра сбросил колясочку в реку.
Дивное спасение. Близ ст. Корсовки, Витебской губ., кум с кумою везли покрестить младенца. За подводой погналась стая волков. Кум, не убедив куму бросить младенца для отвлечения волков, столкнул с повозки и куму и младенца, и они попали в канаву. Но волки не обратили внимания на брошенную им добычу и продолжали бежать за подводой. И лошадь, и кума они растерзали, а кума с младенцем пришла в ближайшую деревню невредимой. (Свет. 1903 г. № 52).
Дом Отца. В Англии на коронации был предводитель бедного племени африканцев. Ему показывали дворцы и спросили его: «не правда ли, прекрасно здесь?».
– Здесь прекрасно, отвечал бедный вождь, но дворец Отца моего еще прекраснее.
Услыхав такой ответ, образованные европейцы засмеялись. Они не поняли дикаря. Он был христианин и говорил о вселенной.
Первопричина. Астроном Афанасий Кирхнер имел друга, который решительно отвергал Божие бытие и не слушал никаких доводов. Однажды, когда Кирхнер был занят, к нему пришел его неверующий друг и начал разсматривать новинку в комнате Кирхнера: замечательной работы глобус с изображением светил небесных.
– Чей этот глобус и чья это работа? спросил гость.
– Глобус никому не принадлежит и никто над ним не работал.
– Неумный и досадный ответ, воскликнул гость.
– Да? Ты не веришь, что эта маленькая и неважная вещица могла возникнуть сама собой? Как же я могу поверить тебе, что необъятно великая вселенная могла появиться сама собой?
Дело Божие и человеческое. Ефиопской царице, прибывшей испытать мудрость Соломона, этот предложил две розы – искусственную и натуральную. Царица пустила пчелу и пчела без затруднения отличила тварь Божию от произведения искусства.
Суеверие вольнодумцев. В 1765 году Вольтер предложил Фридриху Великому основать в Клеве колонию французских философов, чтобы они там могли провозлашать истину, не страшась министров, священников и двора. Император ответил философу: «я уверен, что подобная колония, сделавшись значительною, посеет в мире новое суеверие. Старик князь Г., с которым вы знакомы, в Бога не верит, но если ему на охоте встретятся три старухи, он возвращается назад: дурная-де примета! Он в понедельник ничего не предпринимает, считая этот день за несчастный. О Гоббсе разсказывают, что он днем хвастался своим вольномыслием, а по ночам не спал от страха пред привидениями».
Ангелы В 1660 г. проповедник Гедингер обличил своего государя, герцога Вюртембергского, в тяжком и соблазнительном грехе сначала наедине, а потом публично. Герцог предписал своему обличителю придти во дворец, где решил чувствительно его наказать. Проповедник безтрепетно явился, чувствуя, что с ним – Бог. Посмотрев в сторону проповедника, герцог сказал: «Гедингер! почему вы пришли не один, как я приказал?» – «Ваша светлость, я пришел один». «Нет, вы – не один». – «Извините, ваша светлость, я шел один». Герцог взволновался. Тогда Гедингер сказал ему: «Не сомневайтесь, я никого с собой не приглашал. Но, если Богу было угодно послать мне ангела спутником, то я этого не знал».
Герцог отпустил проповедника, не нанеся ему никакой обиды.
Ограниченная власть. «Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего!» (Соф.3:15). Сатана, лишенный неба, нашел лазейку в душу человеческую. Сатана может нам досаждать и вредить, но мы ему не принадлежим. Сатана возстановляет брата против брата, но наше противление с помощию Божиею вовсе обезвреживает наветы врага. Он прокрадывается временами в наше сердце, но уже, как тать, а не как господин. Он внушает постыдные мысли и чувства, но при мужественной обороне убегает, как наказанный пес.
В открытой борьбе он неминуемо потерпел бы поражение. Поэтому он прячется, скрывает самое свое существование. В наше время считается признаком отсталости говорить об нем. Недаром апостол называет его «князем власти воздушной» (Еф.2:2). Как тело наше нередко чрез вдыхание воздуха заражается тлетворной болезнию, так точно и духовная атмосфера, окружающая человека, полна тонкого яда.
В исключительных случаях влияние злых духов проявляется в форме одержимости, которую не следует представлять, как поселение злых духов в человеке. Дух – не материален и не нуждается в месте. Удобнее представлять действие духов на человека в форме внушения или гипнотического влияния, при котором человек утрачивает свою волю.
Виновник зла. Один индийский брамин высокомерно перебил речь миссионера к народу вопросом:
– Откуда мог появиться грех, если не Бог создал его?
Миссионер ответил на этот вопрос в приточной форме. «В сад, сказал он, ворвался бык и перепортил многое, что стоило трудов и расходов. Хозяин пришел в ужас от опустошения, остановился среди сада и стал разсуждать, как и где мог проникнуть бык; начал выражать сожаление, что он не предвидел этого и не принял мер... Тогда прибегает жена хозяина и кричит мужу:
– Умник ты записной! Чем разсуждать да умствовать, скорей бы выгонял быка, пока он еще не все попортил.
Брамин, понявши соль разсказа, скрылся. Миссионер растолковал индийцам, что главная задача человека – при помощи Христа отделаться от греха; потом уже можно будет размышлять, как грех проник в мир. Диавол ночью сеет плевелы. Это значит, что грех зарождается в тайне, недоступен наблюдениям в своем начале. Он подобен проказе: когда она начинается, ее не узнают; а когда обнаружится, считают неисцелимой.
Источник неверия. Еще Минуций Феликс, писатель II в., сказал: «не верят в Бога те, кто Его боятся, как Судии. Не верят в Бога те, кому хочется жить по желаниям похоти своей без помехи».
Человек, которого стесняет, напр., христианское учение о браке, об отношениях полов, станет отвергать христианство.
«Меня, разсказывает Муррей, попросили говорить с одним неверующим. Он открылся, что причиной отпадения его от христианства послужило одно затруднение, встреченное в Библии: он не может понять, откуда была у Каина жена. Я спросил его: будет ли веровать, если я скажу, откуда у Каина жена. – «Ого! воскликнул отпадший: этого я хочу вам обещать». Исследовав дело, я узнал, что собеседнику мешала верить не Каинова жена, но жена его товарища, с которою отступник от веры находился в незаконной связи».
Так в комедии Аристофана желающий жить по своей воле юноша уверяет, что любовь к отцу – предраcсудок.
* * *
См. в журн. «Вера и Разум» наши статьи: «Суждения замечательнейших естествоведов XIX в. В защиту христианской веры» (1901 г., №№ 8 и 9) и «Суждения философов XIX в. в защиту христианской веры» (1903 г. № 20-й).