Азбука веры » Православная библиотека » святитель Целестин I

святитель Целестин I

святитель Целестин I

святитель Целестин I (†432)

День памяти: 8 (21) апреля

 

Общие предварительные сведения

Папа Римский Целестин I (Келестин I) почитается Церковью как святитель, богослов, ревностный защитник Православной веры.

О детстве и юности будущего главы Римской Церкви, папы Целестина, и даже о его молодости история почти не сохранила никаких сведений. Некоторые данные о его биографии, отмеченные в современной исследовательской литературе, могут быть приняты лишь на уровне гипотез и не встречают единодушного научного одобрения.

Судя по высокому образовательному уровню святителя Целестина, можно предположить, что в своё время он прошёл обучение у хороших учителей.

Ревность о Господе, добродетельность, хорошие организаторские способности отца Целестина не остались незамеченными со стороны верующих и в 422 году он был удостоен возведения на Римскую епископскую кафедру — занял папский престол, освободившийся после кончины Бонифация I.

Деятельность Целестина на посту главы Римской Церкви

За время управления Римской кафедрой папа Целестин прилагал много усилий, направленных на улучшение организации церковно-приходской жизни, благословлял и содействовал возведению новых храмов, боролся за повышение уровня нравственной жизни среди духовенства и мирян, ратовал за чистоту веры.

Время его служения на посту главы Римской Церкви совпало со временем распространения на Востоке опаснейшей христологической ереси: несторианства.

Сторонники этого учения, во главе которых стоял Константинопольский Патриарх, Несторий, отрицали Божественное достоинство Иисуса Христа, и как следствие, достоинство Пресвятой Богородицы как Матери Сына Божьего по человеческому естеству.

Собственно, ведущую роль в борьбе с главным Патриархом-ересиархом играл глава Александрийской Церкви, святитель Кирилл. Между тем и Западная Церковь, возглавляемая папой Целестином, и лично папа Целестин, принимали активное, деятельное участие в предохранении верующих от новых заблуждений и изобличении еретиков.

Поскольку изначально Римская Церковь не была напрямую втянута в этот конфликт, постольку и Несторий, и святитель Кирилл, стремились заручиться поддержкой со стороны Рима.

В этой связи Несторий отправил папе послание, в котором стремился выказать себя жертвой недобросовестных обвинений. Но папа Целестин не встал на его сторону.

Примечательно, что до этого Несторий принял изгнанных из Рима пелагиан, проявив к ним не только внимание, но и сочувствие. Между тем, эта ересь была осуждена Западной Церковью как крайне опасная.

Пелагиане минимизировали роль благодати Святого Духа в деле достижения человеком личного спасения. Главный акцент они ставили не на помощи Божьей, а на внутреннем желании и личных усилиях самого человека.

Уже одним только этим шагом Несторий вызвал негодование со стороны Римского духовенства. Кроме того, составляя послание к Целестину, он назвал его братом, что, в общем, не встраивалось в традицию Римской Церкви считать пап не столько равными среди равных (в отношении глав иных Поместных Церквей), сколько епископами над епископами.

В результате, послание Нестория осталось без надлежащего своевременного ответа (формальным ответом послужило объяснение, что послание было составлено на греческом, и поэтому не могло быть прочитано и исследовано в сжатые сроки).

В свою очередь святитель Кирилл изложил собственную точку зрения на предмет спора с Несторием, перечислил ряд основных пунктов его заблуждения, выразил отношение к вопросу о Божественном достоинстве Христа. Понимая деликатность ситуации и важность задачи, он, в отличие от Нестория, не преминул воспользоваться дипломатическим тактом и назвал папу «отцом отцов».

На запрос святого Кирилла Александрийского папа Целестин отреагировал своевременно. В 430 году в Риме состоялся Поместный Собор, на котором учение Нестория было признано ересью и осуждено.

Руководствуясь собственным мнением и определением Римского Собора, папа Целестин потребовал от Константинопольского Патриарха отречься от заблуждений, обозначив время для исправления и принятия верного решения десятидневным сроком.

Несмотря на то, что предупреждение папы носило ультимативный характер, Несторий не отнесся к нему с должной серьёзностью. Он вовсе не считал мнение папы решающим, полагая, что тот просто поддакивает святителю Кириллу.

Конечно, святитель Целестин не был настолько авторитетным лицом, чтобы его богословское мнение априори имело авторитет непререкаемой истины (таким авторитетом обладает Господь и Вселенская Церковь, рассматриваемая в полноте). Однако на этот раз правда была на стороне Кирилла и поддержавшего его папы.

Богословские доводы Кирилла Александрийского, подкрепленные определением Римского Собора, шаг за шагом склоняли на сторону Истины всё больше и больше людей, как из числа сомневавшихся, так и из числа нейтрально расположенных верующих.

Когда спор достиг крайнего предела и возникла необходимость в его оценке со стороны Вселенской Церкви, в 431 году в Ефесе был созван III Вселенский Собор. Отцы Собора, внимательно разобрав предмет спора, осудили учение Нестория, утвердили учение о Божественном достоинстве Христа, догмат о Божьей Матери.

В последующее время святитель Целестин продолжал отстаивать Православную веру, в том числе — учение о Лице Господа Иисуса Христа. Его живая, пламенная проповедь не ограничивалась пределами Римской Поместной Церкви, но распространялась и далеко за пределами Рима.

Папа Целестин почил о Господе в 432 году. День памяти святителя торжественно отмечается Церковью 8 (21) апреля.