иерей Вадим Коржевский

Утренняя звезда

Посвящается Кашниковой Евгении1

Радостную весть принес с неба ангел человечеству в ту самую ночь, когда родился Спаситель человечества. Воссияла звезда на Востоке, осветив лучами своими путь ко Христу. Руководствуемые сим светом волхвы, пришли и поклонились потомку Давидову, звезде светлой и утренней (Отк. 22:16). С того времени она стала восходить в сердце каждого искренне уверовавшего в ее бытие и силу (2Петр. 1:19). Вифлиемская звезда – символ радости и веселья непрестающего. В дни Рождества Христова с нею ходят по домам и поют веселые рождественские песнопения. И ныне звонкий смех разливается повсюду, заражая своею бодростью и радостью окружающих. Только невесело мне сегодня. Закрыты двери сердца моего для шумного веселья; поселились там грусть и печаль – гости не любящие суеты. Заражаемый их настроением не хочу петь, не хочу смеяться, не хочу говорить; хочу укрыться от людей и уединившись, предаться грустному молчанию.

Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма и встретили меня дни печали (Иов. 30; 26–27). Ополчился враг рода человеческого; ополчился через людей, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою (Ис. 5:20). Орудия употребляемые им те же: злословие и клевета. С бесстыдностью употребляет он орудия сии. Клевещет застарелая злоба на свет, называя его тьмою. «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1Ин. 2:10),говорит Писание. Но соблазняются этим люди, возлюбившие тьму паче нежели свет (Ин. 3:19). Соблазняются этим ненависть и лицемерие, ибо тот находится во тьме, кто ненавидит ближнего своего (1Ин. 2:11) и кто богат темной праведностью падшего естества. Наклонность к соблазну – тяжкий недуг души, свидетельство помрачения очей душевных и доказательство отсутствия света Божественного.

Внимательно присмотримся к нраву родившегося в мир сей Богочеловека. Мы увидим, что Он никогда не соблазнялся на грешников, какими бы тяжкими не были их грехи. Нет примера соблазна на грешников и святых учеников Его. Соблазнялись одни лишь фарисеи. «Для чего, – сказали они однажды ученикам, – Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками» (Мф. 9:11)? Ответ Господа на это осуждение был таков: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:11). В другой раз придирались они к самим ученикам, выказывая свой соблазн на них такими словами обращенными к Иисусу: «Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мф. 12:2). И опять услышали в свой адрес грозное замечание Бога: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 13:7).

Фарисей слепой и жестокосердный, услышь, что сказал тебе Господь: «Милости хочу, а не жертвы» – любви, а не мелочного исполнения форм закона. Ты любуешься собственным исполнением наружных правил закона, а потому презираешь и осуждаешь ближнего своего, у которого замечаешь нарушение некоторых обрядовых мелочей, но при этом не замечаешь у него исполнения великих и сокровенных добродетелей, незнакомых твоему жестокому сердцу. Что осуждаешь ты в ближнем своем – тьму? Нет! Ты оклеветываешь свет, называя его тьмой. Этот свет неприятен тебе. Он обличает тебя, обличает зло живущее в тебе и за это ты ненавидишь его (Ин. 3:20). Преследуешь носителя его, вымышляя ему казнь за мнимое преступление его. Неужели ободряет тебя молчание его? Забыл ты, как молчал перед тобою Христос – Свет истинный? Несчастный! Устрашись этого таинственного молчания Иисусова и его верного ученика. Это молчание осудит тебя в день страшного, всеобщего Суда, ибо Свет пришел в мир, но ты не увидел ослепительных лучей Его, закрыл глаза свои и обратился от света во тьму кромешную, избрав ее местом будущего жительства своего. Плачет о несчастии твоем ученик Христов получивший повеление любить врагов своих (Мф. 5:44) и молится об открытии очей твоих, дабы обратился ты от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18). «Господи! – взывает он от сердца своего, – как помиловал ты меня первого грешника, испытавшего всякий плотской и душевный порок и просветил во тьме сидящего Светом лица Своего, так призри милостивым оком Своим на подобного мне грешника и избави его от тьмы, огня и вечных мучений. Взойди как прекрасная утренняя звезда в сердце его и, соделавшись великим солнцем, не имеющим ни меры, ни веса, ни предела величине своей, заполни все пажити его сердца неизреченным светом славы Твоея, изгони оттуда неприязнь, зависть и сатанинскую злобу, мешающие видеть свет лица твоего и ходить во свете светлых заповедей Твоих»! Аминь.

г. Тобольск, Рождество Христово, 2001г.

* * *

1

Бывшей студентки иконописной школы при Тобольской Духовной семинарии, несправедливо отчисленной из нее в 2001 году. После этого она проживала в г. Рубцовске с мамой, пела на клиросе в Храме Михаила Архангела. Умерла 5.02.2022 от последствий короновирусной инфекции.

Комментарии для сайта Cackle