протоиерей Валентин Амфитеатров

В Неделю Торжества Православия

Вера для человека составляет величайшее, ни с чем не сравненное сокровище. Она – дар живой и небесный. Тысячекратно счастлив тот, кто сохранил веру; жалок и беден тот, кто ее расточил, потерял или легкомысленно уничтожил. Чтобы не потерять веру, для этого требуется от человека зоркая осторожность.

Люди, у кого есть сокровища и драгоценности земные, обыкновенно прячут их от похищения в безопасном месте, берегут за надежными замками. Запорами и оградой веры служат разнообразные христианские установления, правила и обычаи. Отцы и деды наши соблюдали веру; они берегли и набожно хранили православные установления. Мы же, их потомки, на разные христианские обычаи или смотрим холодно до пренебрежительности, или же совсем их зачеркиваем, как необязательные, вовсе бесполезные для нашей нравственной цели.

Укажем на некоторые довольно поразительные в этом случае явления.

Прежде всего укажем на общественное богослужение в дни воскресные и праздничные. В не очень далекие времена, на нашей памяти, не быть за обедней в воскресный и праздничный день считалось не только грехом, но стыдом и позором. В праздник все шли в церковь, не только взрослые, но и немощные старцы; младенцев несли на руках туда. Присутствие в храме Божием для наших предков составляло обязательнейшее из дел. Но теперь совсем иное. Не многие семьи могут заявить, что они безопустительно присутствуют на воскресных и праздничных богослужениях. Напротив, множество семейств может признаться в том, что под воскресенья и накануне праздников их члены совершенно свободно посещают целонощные зрелища, игры и забавы, после которых, разумеется, физическая усталость не позволяет даже и мысли об участии в общественной молитве. Да и что пользы такому богомольцу, который, не освободившись от груза всякого рода чувственных наслаждений, явился бы в церковь, где молитвы и песнопения полны задушевно умилительными просьбами о помиловании, о спасении души, об исцелении душ озлобленных, бедствующих и нуждающихся в Божией милости и Божией помощи? В храме Божием идет воскресная служба, к которой зовет громкий призыв колоколов, но этот призыв глухо отзывается в сердце беззаботных... Обычай пропускать воскресные и праздничные службы вошел в такую силу, что наше молодое поколение к нему привыкло. В глазах большинства это не кажется преступным, а между тем на самом деле с этим обычаем сломалась значительная ограда нашей веры. Не в диковинку встретить у нас так называемых ученых людей, которые позабыли уже главный состав наших общественных богослужений. Они путают молитвы литургийные с молитвами всенощной, путают числа праздников, забывают значение праздников. Таким образом, в делах православной веры некоторые бояре стали на одну линию с неграмотными простецами; и тот и другой в области Православия как в темном, безвестном лесе.

Другое учреждение церковное – посты. Тягостно даже говорить, во что они обратились во многих православных христианских семьях. Образовалось разделение столов и трапез: обеды скоромные, обеды рыбные, безрыбные. Это разделение само по себе уже есть раздробление взглядов и убеждений на установление поста. В суждениях об установлении поста слышится то явное, нескрываемое негодование на пост, который будто бы несовместен с духом свободы христианства, то какое-то снисходительное отношение к посту: одни не признают поста, другие измышляют свое деление поста, дают ему свой устав, третьи, желая не оскоромиться, пускаются в истинное сластолюбие – множеством разнообразных блюд стараются облегчить немощи свои... Трудно даже сказать, много ли найдем лиц, которые твердо держатся убеждения православно-христианского, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Легкомысленные воззрения на пост расшатывают его установления в православном обществе. Расшатывая пост, ослабляют самую веру. Известно, что, если неприятель, осаждая крепость, заметит в ней хоть маленькую брешь, он усилит все свои средства, чтобы нанести чрез это слабое место возможно больший вред всей крепости. Так и в делах веры: враг нашего спасения чрез ослабление поста в христианском обществе не преминет сделать более успешные нападения. После ослабления и нарушения нами поста что может препятствовать нам нарушить и евангельские заповеди и так далее? Ведь все преступления начинаются с "малого" и уже потом опытностью доходят до большего и ужасного: в морозный холодный день в несколько часов через открытое малое отверстие можно остудить самое теплое помещение. Так в тяжелое, смутное время постепенно совершается утрата религиозных начал: сперва отрицается малое, а потом больше, а потом уже все святое, благочестивое и священное.

Говорят, что хотя в наше время народ мало ходит в церковь, хотя мало или совсем не постится, зато в нашем обществе более, чем прежде, развит «дух христианства»; евангельские заповеди, проповедуемые Церковью отвлеченно, вошли в дух, цели и деятельности общества! Где же и в чем состоят плоды этой веры? Мы видим, что общественные и частные силы погружены в заботы о жизненных удобствах: всюду широкое требование, широкие и безграничные потребности, а отсюда – ненасытная жажда корысти, прибыли, барыша, всюду погоня за богатством, за добычей... Между тем заповедь евангельская ясна и проста: что пользы человеку, хотя бы он, если бы то было возможно, приобрел целый мир, а душу свою потерял (Мк. 8, 36), душу, которую ему ничем не выкупить из вечных мук адских?

Далее, всюду нынче проповедуют гражданскую честность, а между тем то и дело слышится про лихоимство, про кражу общественных, государственных и казенных сумм! Христианство проповедует общую честь человеческую, оно просто говорит: живи своим, не бери чужого, не завидуй имущему, будь доволен тем, что имеешь по закону Божию и человеческому.

Далее, кому же неизвестны у нас расточительность и мотовство? С каждым ветром меняются моды платьев, уборов и нарядов. Кому неизвестно у нас искажение вкуса в забавах и развлечениях?! Это, разумеется, не признак усвоения нами веры, а те тусклые факелы, видя которые мы знаем, что сзади их шествует погребальная, печальная процессия...

Как бы ни было, а нам, православным христианам, не следует забывать и оставлять благочестивых обычаев своих отцов. Для этой цели теперь время самое благоприятное. Пост святой Четыредесятницы только что начался: можно попривыкнуть к добрым делам, если захотим. Пост – дело святое; в это время Церковь все свои меры употребляет для того, чтобы оживотворить нас верою и возбудить в нас чувство раскаяния и исправления. Аминь.

Поучение 2

Бодрствуйте! Вам говорю всем: бодрствуйте! (Мк.13:37)

Такими словами Господь наш Иисус Христос указал на великое значение человеческой жизни. Жизнь – дар небесный и прекрасный, и с тем вместе тайна великая. Она требует от всякого разумного существа осмотрительности и внимательности.

Боголюбивые Отцы Церкви, чтобы уяснить великое назначение человеческой жизни, сравнивали ее с морем, воздвигаемым бурею напастей. Всякому известно, сколько нужно внимания и осмотрительности, чтобы корабль не разбился о подводные камни и не погиб, пока не достигнет, после благополучного плавания, безопасного берега. «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве».

Другие боголюбивые Отцы и учители сравнивали человеческую жизнь с полем брани, на котором человек ведет беспрестанную борьбу с сильными и хитрыми неприятелями. О, сколько нужно на войне зоркости, чтобы иметь успех, сколько надо забот, труда, чтобы не уступить врагу господства над собой!

Третьи из богоносных Отцов и учителей сравнивали жизнь человеческую с богатым домом, благосостояние которого подвергается опасности быть окраденным злыми людьми. Такой дом требует бдительной охраны, трезвой и надежной стражи днем и ночью. Но внушительнее всего изрек отеческое завещание нам наш Спаситель: Бодрствуйте, вам говорю всем: бодрствуйте! Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк.13:37; 14:38) греха и смерти. От невнимательности нашей к Богу, ко всему, нас окружающему, усиливается грех. Он ослабляет последние наши душевные и телесные силы. Взяв нас в плен, грех мучит нас страстями, ужасает нас, как лютый тиран издевается над нами, берет у нас дорогое, любимое, разбивает скрижали добра в нашем уме, чувстве и сердце.

А за грехом идет смерть. Если бы она явилась доброй светлой сестрой, закрывающей глаза наши своей любящей рукой, если бы она явилась заботливой матерью, старающейся дать своему чаду спокойный отдых, если бы она явилась блаженным сновидением, которое столь часто услаждает душу бедняка страдальца, делая его обладателем во время сна того, чего он не имеет в действительности, но чего так настойчиво желает! Увы, нет! Смерть грешников бедственна (Пс.33:22), по словам псалмопевца. Она, отнимая у грешника жизнь с ее надеждами и любовью, отнимает безвозвратно на целую вечность. Не пугать нас хочет Господь, вразумляя нас и говоря о необходимости самовнимания и самопознания, но – чтобы нас спасти. Настоящее время поста опытными в благочестии людьми считается благоприятным временем для самонаблюдения, для самоизучения. Бодрствуйте. Вам говорю всем: бодрствуйте! – вещает Спаситель. Не попускайте входить в разум хульных, преступных помыслов для нарушения нашей святой веры.

Бодрствуйте. Вам говорю всем: бодрствуйте! – на страже своей воли. Не позволяйте рождаться в ней преступным желаниям. Десятая заповедь: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17). Бодрствуйте. Всем говорю: бодрствуйте на страже своего сердца. Оно, наше сердце, может быть храмом Святаго Духа, но сердце преступное, страстное может быть притоном разбойнических зол, жилищем неопрятности, нечистоты, сладострастия, сокращающего и убивающего человеческую жизнь.

Бодрствуйте. Вам говорю всем: бодрствуйте! – на страже своего воображения. Не допускайте ему выступать из среды благочестия, не запятнайте его сумраком, затемняющим образ и подобие Божие, нам всем прирожденные. Бодрствуйте. Вам говорю всем: бодрствуйте! – на страже своей памяти. Все, что каждому из нас внушали наши матери, хорошие учителя, бескорыстные и любящие не словами, но и делом, духовные отцы,– да сохранится в ней. Все, чему нас учило и учит Евангелие и святые Апостолы, Св.Библия, Св.Отцы Церкви, – да напечатлеется в ней. Все, что мы знаем благородного, величественного, высокого, поднимающего душу, и все, что должны знать, пусть входит в двери памяти подобно кадильному фимиаму жертвы Святой, подобно утренней заре, выводящей нас восходом солнечного света из тьмы ночи!

Бодрствуйте. Вам говорю всем: бодрствуйте! – на страже своего тела. Не попустите, чтобы оно властвовало над духом. Пусть оно будет верным слугой, приятным учеником нашей души. А если оно станет своенравным, смирить его – как оно ни близко нам, как оно нам ни дорого; смирить свое тело молитвой, постом и трудами.

Итак, еще раз откроем свои сердца и примем в них незабвенные слова нашего Человеколюбца-Христа: Бодрствуйте. Вам говорю всем: бодрствуйте! Аминь.

18 февраля 1895 г.



Источник: О Кресте Твоем веселящеся : Проповеди / Протоиер. Валентин Амфитеатров. - М. : Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2002. - 348, [4] с. ISBN 5-88904-024-3

Вам может быть интересно:

1. Небесный дар любви – СЛОВО о воплощении Сына Божия протоиерей Валентин Амфитеатров

2. Письма и статьи – РОЖДЕСТВЕHСКОЕ ПОСЛАHИЕ ЦЕРКВИ ОДЕССКОЙ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

3. К монаху Агафию – О том, что страждущие при жизни беспечностнои во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе,прилагают старание о том,... преподобный Нил Синайский

4. Торжество Православия в первую неделю Великого поста в Киеве и в Малой России в конце XVII и в начале XVIII столетия профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 187. Иероним – толкователь Свящ. Писания. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Поучения – 1. Новый год (перед новогодним молебном). Время и его значение протоиерей Александр Ветелев

7. Силою Креста Животворящего святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

8. Душеполезные поучения – ОТЧАЯНИЕ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово в день святителя Николая 9-го мая (перед началом экзаменов) архиепископ Феодор (Поздеевский)

10. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – Слово по случаю введения инвалидов в дом, устроенный князем П.А. и графом Д.А. Зубовыми святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Комментарии для сайта Cackle