протоиерей Василий Бандаков

114. Поучение о помощи Божией при исправлении грешника

Пусть соберутся мудрецы со всего мира и уверяют меня в том, что человек – грешник собственной своей силой, собственным своим желанием может отстать от греха, переменить свою жизнь греховную на благочестивую, я никому не поверю. Я не говорю, что человек не может не отстать от всякого греха. Не ко всякому греху он одинаково привыкает, не каждый может обратиться ему в привычку, в природу; я говорю о грехах смертных, которые вкореняются в человека, в которых он долго пребывает, говорю о грехах любимых, которые обращаются в навык, в привычку человеку, в природу. Пусть, например, пьяница сам собой, по своей воле, отстанет от пьянства, особенно такой, который пьет запоем; пусть распутный отстанет от распутства, без помощи благодати Божией, когда в нем все члены, все силы души пропитаны страстями и похотями; пусть сребролюбец и любостяжатель раздаст все имение нищим; пусть смирится гордец, пусть откажется от почестей честолюбец. Нет! без помощи благодати Божией ни один такой грешник не может перемениться. Вот почему, христианин, в таком случае ты должен обращаться с пламенной молитвой к Богу, Его просить, умолять, – и притом не раз, не два; но часто и всегда, дотоле, пока почувствуешь в сердце своем великое действие благодати Божией, великую перемену. – Подумай: когда у тебя откроется какая-либо тяжкая болезнь, или большая и опасная рана, угрожающая тебе смертью, – ты тотчас ищешь врача; и когда найдешь его, то о помощи умоляешь его со слезами, просишь и кланяешься ему, и никого не стыдишься, – близкая смерть тебя к тому побуждает; а когда чувствуешь в себе закоренелый грех, и знаешь, что один Бог может освободить тебя от греха; – ты не прибегаешь к Нему за помощью: или потому, что не чувствуешь тяжести греха, или не хочешь с ним расстаться, или надеешься еще долго на свете жить, будто бы еще время не ушло для исправления. Бог готов помочь всякому; но ожидает от нас прошения, молитвословия, желания освободиться от греха. Он указал нам на врачебное средство в своей Божественной благодати, которая ниспосылается чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Его святых, чрез Таинства, чрез молитву и пост. Церковь святая есть хранительница этой благодати; здесь Христос Господь раздает оную всякому верующему и просящему у Него. Но если грешник не ходит в церковь, Богу молиться перестал, к таинствам не прибегает, святых на помощь не призывает – скажите: как он может получить врачевание от грехов? Кто его исцелит? Кто его защитит на суде Божием? Кто оправдает? Один Господь может его исцелить, один Господь наш Иисус Христос может его оправдать, защитить на том страшном суде Божием, на котором будет судить весь мир, всю вселенную. Проси, моли Господа, что бы Он открыл тебе душевные очи, и ты увидел бы свою греховность; прибеги к Тому, Кто за тебя пострадал, Кто оставил небо и сошел на землю для искупления тебя, очищения и спасения.

Господи, спаси нас погибающих! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle