Источник

13. Поучение в понедельник первой седмицы святой Четыредесятницы17

«Бремя всяко отложше и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг». (Евр. 12:1)

Благодарение Господу Богу, святый пост настал, наконец... Пора за дело приняться, за дело важное, за спасение души. В минувшие дни нельзя было и начинать сего дела: встреча гостей и их проводы, посещение соседей и знакомых, лишняя пища, лишнее питье, лишние слова, много лишнего скоплялось тогда и тяжким бременем ложилось на тело, на душу и на совесть. Сегодня не то, ночь прошла, и настал день, пора подумать о спасении. Что ж нам делать для сего? Для сего, по словам св. Апостола Павла, необходимо: «бремя всяко отложше и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг».

Какое бремя мы доселе несли? Такое бремя, тяжесть которого трудно даже представить, не только описать. Не одно бремя мы несли и не два, и не три, а всякое, какое только налагалось на нас временем, обычаями, людьми, привычками и обстоятельствами. Лежали тяжкие бремена на теле нашем, лежали и на душе. По заведенному ли людьми порядку, или по обычаю, или по привычке, в минувшие дни мы только ели, пили, искали собраний, искали удовольствий. Некогда было тогда и Богу помолиться по-христиански, некогда было пойти в церковь Божию и подумать о спасении. В кухне с утра до вечера огонь, варение, печение, суета и бесполезные труды всем и каждому. Тогда у многих голова помрачалась, и стези были стропотны, тело стонало под бременем яств, страсти кипели, ноги слабели, деньги сыпались, язык утомлялся от многоглаголания. Что же бедная душа делала в эти дни, чем занималась? Она была подавлена бременем суеты и забот, так что не могла даже мыслить правильно, ни чувствовать, ни рассуждать, ни думать о Боге и о своем спасении. Мысли ее были в беспорядке, чувства – во мраке, рассуждения – в темноте. Что, если бы это многомятежное время продолжилось еще на несколько недель, месяцев? Думаю, что тело наше не выдержало бы такого бремени. А что было бы с бедной душой? О, как мудры, как благодетельны уставы нашей православной церкви! Ныне все, от богатого и знатного до последнего бедняка, вдруг как бы встрепенулись, пробудились, стали на ноги, сбросили с себя разом всю тяжесть суеты и забот. Все почувствовали некую перемену и в теле, и в душе. А что будет, когда пройдет день, два, три и больше! Тогда настанет светлое торжество: восторжествует душа над телом, добродетель над грехом, дух над плотью. Тогда воссияет свет, прояснятся наши мысли, возблистает светильник совести, мы уразумеем смысл и значение заповедей Христовых. Тогда воцарится мир и тишина и внутри нас, и вне нас, а паче в бедной совести нашей. Доселе не было мира в костях наших и в душах наших: тревога, шум, заботы, суета. Теперь все это прошло: мрак душевный рассеялся, гласы замолкли, крики прекратились, все мирно и тихо в домах наших, как в обителях пустынников. Чтобы посодействовать сему спокойствию, спасительному для души и приятному для Бога, необходимо с нашей стороны отложше все, все дела недобрые, все разговоры бесполезные, всю суету, приняться с радостью за святый пост. А дабы пост наш не был фарисейским, лицемерным постом, для нас бесполезным и Богу неприятным, надобно держаться устава Св. Православной Церкви как в отношении строгого соблюдения воздержания в пище и питии, так и в отношении хождения во храм Божий на молитвословие. В уставе написано: «в первый день первой недели четыредесятницы, т. е. в понедельник, отнюдь не ясти, такожде и во вторый. В среду же, по совершении преждеосвященных ядим хлеб тепл, и от снедий овощных теплых дается укроп с медом. Не могущие сохранити двух дней первых ядят хлеб и квас по вечерни во вторник. Подобне же и старые творят. Могущий же да пребудут постящеся до пятка. В субботы же и воскресенья разрешаем на елей точию и вино. В прочих же седмицах постимся пять дней до вечера и ядим сухоядение, кроме суббот и недель. Рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения пресвятой Богородицы и Вербного воскресения». Так ясно сказано в уставе нашей церкви о св. посте. Сколь же должны быть упорны и недобросовестны те, которые разрешают себе в пост такую пищу, которая запрещена уставом православной церкви! Не значит ли это, сбросивши с себя бремя, опять возлагать на себя оное? Не значит ли это кривить душой и фальшивить совестью? Ведь нам предстоит борьба не только со врагами плотскими, но и с духовными, с демонами, которые, особенно во дни покаяния, восстают на нас. Враги эти побеждаются только постом и молитвой, и ни чем другим. Сказал сам Господь наш Иисус Христос: «Сей род ничим же может изыти токмо молитвою и постом» (Мк. 9:29). Моисей молитвой победил Амалекитян, так и мы молитвой, несомненно, одолеем, победим и прогоним от себя всех наших супостатов видимых и невидимых. Присоединим же к св. посту св. молитву. Во время говения будем чаше и усерднее молиться дома и неопустительно с усердием ходить в Божий храм на все службы церковные и здесь со умилением и слезами молить Господа, да отверзет Он нам двери покаяния и очистит нас от всякой греховной нечистоты. Возлюбите же, возлюбите, братие мои, спасительный пост и св. молитву и для Господа, и для спасения своей души, охотно и с любовию потрудитесь в сих св. добродетелях. Аминь.

* * *

17

Это поучение отпечатано в «Журнале для сельских пастырей», – за 1870 год. Том 1-й.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle