протоиерей Василий Бандаков

154. Поучение по возвращении в г.Таганрог

Мир вам! успокойтесь сердца, растерзанные горестью! умолкните уста многоречивые! перестаньте литься слезы! пастырь ваш, который мертв бе и оживе, изгибл бе и обретеся100, теперь пред вашими очами. В этот час, в эту радостную минуту мне надлежало бы обнять и облобызать каждого из любезных чад моих и поклониться до земли каждому врагу моему и сказать: «Господи! прости им, они сами не ведят, что творят». Знаю, что друзья мои возрадовались о моем возвращении; а враги пришли в уныние. О, как желал бы я, чтобы и сии пришли в истинный разум. Знаю, что они не по своей воле бросали на меня камни злоречия, но по воле Бога, чтобы смирить душу мою. Когда я удалялся на страну далече, и слезами орошал пути мои, мне казалось, что я был уже во чреве китове, подобно пророку Ионе, что я снишел уже в преисподняя земли, ея же заклепы вечны101; – казалось, я стоял уже на скале и готов был броситься в водоворот моря и во глубины морские; но рука Божия, рука крепкая и мышца высокая, схватила меня и на крыльях орлих подняла меня и принесла пред ваши очи. Теперь остается нам только возблагодарить милосердого Господа за Его отеческое попечение о нас: «вмале придал Он печаль нашему сердцу, и радостью великой утешил нас». После тучи чище бывает воздух; после мрачного дня – приятнее погода, отраднее сияние солнца, после бури – сладостнее тишина. О чем же с вами на первый раз станем беседовать? Кажется, ближе всего поговорить с вами о пользе скорбей и несчастий, встречающихся с нами в жизни. Хочешь узнать, кто тебе враг и кто друг? Это ты узнаешь тогда, когда впадешь в несчастье. Когда тебя посетит горе, несчастье, болезнь, – посмотри тогда вокруг себя: – одни бросают на тебя камни злословия, а другие простирают к тебе руку помощи, – одни отвращают от тебя очи свои, а другие проливают слезы; одни прячутся от тебя, а другие чаще ходят к тебе и утешают тебя; – одни затворяют пред тобой двери дома своего, а другие просят к себе, предлагают тебе пищу, одежду и дом для твоего убежища; одни всячески стараются утешить тебя, а другие говорят: «это еще мало для него, он еще не такую беду заслуживает». И ты удивляешься, что между недоброжелателями твоими оказываются и такие, которым ты не только никакого зла в жизни не сделал; но были случаи, когда ты им еще услуги оказывал. – ядый со мною хлеб возвеличи на мя запинание102, – как сказал пророк. Так и ты, – впади в несчастье, тогда узнаешь и друзей и врагов, и любящих и ненавидящих тебя. – В благополучии мы не дорожим благополучием, в здоровье не ценим здоровье, а когда посетит горе, постигнет болезнь, тогда только мы начинаем понимать, как дороги для человека дары Божии; как полезно наше здоровье, которым мы не дорожим, не ценим, не щадим? Но какая же польза в несчастье? Несчастье смиряет человека, вразумляет, очищает от грехов; срывает покров лицемерия, приучает к терпению, укрепляет в духе; несчастье показывает, как мы слабы, как мы прихотливы, как мы ленивы, как мы избалованы покоем и благополучием, как у нас много дурных привычек, как мы далеки от самоотвержения, от правил Евангелия. Ах! Какой мудрости еще не научает нас несчастье?! В горе и в бедности дорожишь дружбой, и с бедным не стыдишься рубить дрова и одеваться в одежду, в которую прежде стыдился одеваться, и рад, рад, если на пути приимут тебя в теплую хижину обогреться. – Ты прежде не умел топора взять в руки – выучишься; не знал иголкой шить, – выучишься, – черного и горького хлеба есть, – о! как он тебе сладок покажется, когда ты будешь голоден! Ты у порога своего встречал бедных людей и не всякому позволял при тебе садиться – о, как ты рад будешь, когда порядочный человек попросит тебя сесть! Ты прежде не знал, о чем тебе с бедняком говорить; а придет горькое время – ты не можешь наслушаться сладких речей нищего и удивляешься его мудрости. – Прежде ты не знал, что значит горе ближнего, несчастье, болезнь, страдание, потери, лишения; а когда ты сам все это испытал, – у тебя сердце трепещет, от речи о несчастье ближнего, слезы навертываются, ты бежишь помочь несчастному. Когда ты был богат и благополучен, – далек ты был от церкви, не понимал, что читают в храме, не знал, когда бывает Божий праздник; а пришло горе, где разум у тебя взялся: принялся читать Божие писание, стал понимать святое Евангелие и другие Боговдохновенные книги, – и рад, рад, если кто скажет тебе ласковое слово, если кто заговорит с тобой не сурово, не обидно, если кто пригласит тебя в дом, если кто покажет тебе свою расположенность, не говорю – любовь. У несчастного не бывает друзей; самые верные друзья отдаляются от того, кого посетило несчастье; ибо ныне дружба основывается на корысти: любят не тебя, но твои деньги, твои услуги, твою красоту, твое здоровье, твой разум, если он кому полезен; а любить тебя ради Бога, ради Евангелия, ради заповеди Божией – ныне никто не станет. Ныне вера весьма оскудела, а любви христианской не ищи нигде; ибо, если между родными мало любви встречаешь, то между чужими – нечего и говорить. Несчастье, горе, – вот твои друзья, вот твои учители, вот твои наставники! Но их могут переносить только души истинно благочестивые и боголюбивые. – О, возблагодарим Бога милосердого за то, что Он его же любит – наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет!103 Бог знает – чем нас учить, вразумлять, умудрять, пользовать, приводить к вечному спасению. Да будет благословенно имя Господне от ныне и до века. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle