Источник

154. Поучение по возвращении в г.Таганрог

Мир вам! Успокойтесь, сердца, растерзанные горестью! Умолкните, уста многоречивые! Перестаньте литься слезы! Пастырь ваш, который «мертв бе и оживе изгибл бе, и обретеся»100 теперь пред вашими очами. В этот час, в эту радостную минуту мне надлежало бы обнять и облобызать каждого из любезных чад моих и поклониться до земли каждому врагу моему и сказать: «Господи! прости им, они сами не ведят, что творят». Знаю, что друзья мои возрадовались о моем возвращении, а враги пришли в уныние. О, как желал бы я, чтобы и сии пришли в истинный разум. Знаю, что они не по своей воле бросали на меня камни злоречия, но по воле Бога, чтобы смирить душу мою. Когда я удалялся на страну далече и слезами орошал пути мои, мне казалось, что я был уже во чреве китове, подобно пророку Ионе, что я снишел уже в преисподняя земли ея же заклепы вечны101. Казалось, я стоял уже на скале и готов был броситься в водоворот моря и во глубины морские, но рука Божия, рука крепкая и мышца высокая, схватила меня и на крыльях орлих подняла меня и принесла пред ваши очи. Теперь остается нам только возблагодарить милосердого Господа за Его отеческое попечение о нас: «вмале придал Он печаль нашему сердцу и радостью великой утешил нас». После тучи чище бывает воздух, после мрачного дня приятнее погода, отраднее сияние солнца, после бури сладостнее тишина. О чем же с вами на первый раз станем беседовать? Кажется, ближе всего поговорить с вами о пользе скорбей и несчастий, встречающихся с нами в жизни. Хочешь узнать, кто тебе враг и кто друг? Это ты узнаешь тогда, когда впадешь в несчастье. Когда тебя посетит горе, несчастье, болезнь, посмотри тогда вокруг себя. Одни бросают на тебя камни злословия, а другие простирают к тебе руку помощи. Одни отвращают от тебя очи свои, а другие проливают слезы. Одни прячутся от тебя, а другие чаще ходят к тебе и утешают тебя. Одни затворяют пред тобой двери дома своего, а другие просят к себе, предлагают тебе пищу, одежду и дом для твоего убежища. Одни всячески стараются утешить тебя, а другие говорят: «это еще мало для него, он еще не такую беду заслуживает». И ты удивляешься, что между недоброжелателями твоими оказываются и такие, которым ты не только никакого зла в жизни не сделал, но были случаи, когда ты им еще услуги оказывал. «Ядый со мною хлеб, возвеличи на мя запинание»102, как сказал пророк. Так и ты впади в несчастье, тогда узнаешь и друзей, и врагов, и любящих, и ненавидящих тебя. В благополучии мы не дорожим благополучием, в здоровье не ценим здоровье, а когда посетит горе, постигнет болезнь, тогда только мы начинаем понимать, как дороги для человека дары Божии, как полезно наше здоровье, которым мы не дорожим, не ценим, не щадим? Но какая же польза в несчастье? Несчастье смиряет человека, вразумляет, очищает от грехов, срывает покров лицемерия, приучает к терпению, укрепляет в духе. Несчастье показывает, как мы слабы, как мы прихотливы, как мы ленивы, как мы избалованы покоем и благополучием, как у нас много дурных привычек, как мы далеки от самоотвержения, от правил Евангелия. Ах! Какой мудрости еще не научает нас несчастье?! В горе и в бедности дорожишь дружбой, и с бедным не стыдишься рубить дрова и одеваться в одежду, в которую прежде стыдился одеваться, и рад, рад, если на пути приимут тебя в теплую хижину обогреться. Ты прежде не умел топора взять в руки, выучишься, не знал иголкой шить, выучишься черного и горького хлеба есть. О! Как он тебе сладок покажется, когда ты будешь голоден! Ты у порога своего встречал бедных людей и не всякому позволял при тебе садиться. О, как ты рад будешь, когда порядочный человек попросит тебя сесть! Ты прежде не знал, о чем тебе с бедняком говорить. А придет горькое время, ты не можешь наслушаться сладких речей нищего и удивляешься его мудрости. Прежде ты не знал, что значит горе ближнего, несчастье, болезнь, страдание, потери, лишения. А когда ты сам все это испытал, у тебя сердце трепещет от речи о несчастье ближнего, слезы навертываются, ты бежишь помочь несчастному. Когда ты был богат и благополучен, далек ты был от церкви, не понимал, что читают в храме, не знал, когда бывает Божий праздник. А пришло горе, где разум у тебя взялся: принялся читать Божие писание, стал понимать святое Евангелие и другие Боговдохновенные книги, и рад, рад, если кто скажет тебе ласковое слово, если кто заговорит с тобой не сурово, не обидно, если кто пригласит тебя в дом, если кто покажет тебе свою расположенность, не говорю любовь. У несчастного не бывает друзей. Самые верные друзья отдаляются от того, кого посетило несчастье. Ибо ныне дружба основывается на корысти: любят не тебя, но твои деньги, твои услуги, твою красоту, твое здоровье, твой разум, если он кому полезен. А любить тебя ради Бога, ради Евангелия, ради заповеди Божией ныне никто не станет. Ныне вера весьма оскудела, а любви христианской не ищи нигде, ибо если между родными мало любви встречаешь, то между чужими нечего и говорить. Несчастье, горе. Вот твои друзья, вот твои учители, вот твои наставники! Но их могут переносить только души истинно благочестивые и боголюбивые. О, возблагодарим Бога милосердого за то, что Он его же любит, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет!103 Бог знает, чем нас учить, вразумлять, умудрять, пользовать, приводить к вечному спасению. Да будет благословенно имя Господне от ныне и до века. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle