протоиерей Василий Бандаков

24. Поучение в неделю Ваий

Бог Господь явися нам, составите праздник. (Ирм. в нед. Ваий)

Великий праздник и пресветлое торжество составили нынешний день иерусалимляне, когда увидели Иисуса Христа входящего в Иерусалим, по примеру царей иудейских: идут за Ним во множестве, радуются и поют Богу хвалебную песнь, как будто Господь готовился воссесть на престоле царей иудейских, – сопровождают Его и предносят Ему зеленые ветви, постилают по пути свои одежды; но Господь не показал ни малейшего знака радости. Почему? Потому, что видел пред Собой Иерусалим, наполненный убийцами, усматривал злобу против Него иудеев, и знал, что чрез несколько дней они Его схватят, наругаются над ним и распнут на кресте, потому что не только Его замышляли иудеи убить, но и Лазаря, которого Он воскресил.

По примеру иудеев и мы ныне празднуем день входа Господня в Иерусалим, и носим знамение нашего бессмертия – сии зеленые ветви; ибо и нам Бог Господь явился, и изгнал из храма души нашей в течение св. поста все наши страсти, как некогда изгнал из Иерусалимского храма всех продающих и покупающих. Нет! Он еще больше для нас сделал: Он освятил нас и омыл честною кровию Своею от всякой нечистоты: Бог Господь явися нам, составите праздник, воспевает св. церковь. Но можно ли, братие, празднество наше назвать всецело светлым, безгранично радостным? Нет; – почему? – Потому, что вскоре опять, не взирая на то, что мы внутри себя приняли Христа – опять восстанут на Господа и на Христа Его все страсти наши, как иудеи, скоро восстанет против Него мир с своими соблазнами и диавол со всеми искушениями: все внутренние и наружные, душевные и телесные враги восстанут на Него, чтобы не только вновь распинать грехами Христа, но и убить Лазаря – душу нашу, возрожденную благодатью Божией. Найдется и другой Каиафа – ослепленный разум наш, который станет пророчествовать, что лучше потерять, умертвить, распять, погубить Господа, нежели истребить столько страстей, столько удовольствий, доставляемых нам плотью и миром. Совесть премолчит, как лицемерный Пилат, и не станет мучить нас своими угрызениями; сердце, как Петр, отречется от Господа, и станет любить плоть и мир. – Посему, братие, христиане, не доверяйте врагам вашим – плоти, миру и диаволу, а веруйте в Евангелие, пока вы ходите во свете учения Евангельского; для сего чаще приходите в храм Божий, особенно во дни наступающие, в которые прочитываются все четыре Евангелия. Христос Господь всего Себя отдал нам и все пренебесные дары Свои, которые были приготовлены для нас от сложения мира. Бог Господь явися нам, – но явится ли Он в другой раз, и соделает ли нас причастниками своего Божества?.. Много мы приобрели даров Божиих во святую четыредесятницу – много благодати и милости Божией, открытой нам в том, что Господь, не смотря на все наши неправды, на наши грехи, – по милости Своей взывал к нам: «приступите и просветитеся, – приимите и ядите, сие есть тело Мое; пийте все кровь Мою, за вас пролитую». И блаженны те, которые не в суд и осуждение приняли сей высокий и многоценный бисер – тело и кровь Христову: это наша пасха, это наша пища бессмертия, это превеликий дар Божий. Бог Господь явися нам: блажен тот, кто приступал к Нему с чистым сердцем; он Бога узрит. Блажен тот, кто от всей души и от всего сердца приобщился сему великому таинству, и особенно тот, кто решился более не грешить, не изменять Господу до смерти.

Пока живем, христиане, на земле, станем веровать во свет, как сыны света и не будем доверять нашему кичливому разуму, нашей злой воле и коварному сердцу, которое постоянно нам изменяет. Богочеловек явился в мир, дабы нас спасти от греха, проклятия и смерти; не будем же огорчать Господа грехами нашими. Мы и то много нагрешили в жизни нашей, – будет ли еще Господь милостив к нам, и простит ли неправдам нашим? Не станем надеяться на свое здоровье, – оно обманчиво и непостоянно, как ветер в поле, как полевой цвет, как сон. – Господь наша радость, Господь наше утешение; но Господь посылает нам и скорбь, дабы мы не забывались и не забывали своего Господа. Чаще будем сетовать о грехах своих, нежели веселиться во дни праздников; ибо и Христа видели на земле чаще сетующим и даже плачущим, но веселящимся никогда не видели; потому что земля есть земля проклятия, и ничего не может произращать, кроме скорбей, кроме терния и волчцев.

Грядый Господь на вольную страсть ради нашего спасения, – помяни и нас, егда приидеши во царствии Твоем. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle