протоиерей Виктор Гурьев

36. Как должно учить других, чтобы от учения истекала польза

(Из жизни священномученика Косны равноапостольного. Пат. ч. 2, стр.

158–160).

Основываясь на словах Апостола: созидайте кийждо ближнего (1Кор.10:33), и на словах блаженного Феофилакта, который говорит, что „не довлеют учители к наставлению всех по единому, а хочет Бог, да всяк наставляет и созидает другого,"– мы просим и всех вас, а в особенности грамотных, чтобы вы разделили с нами обязанность пещись о спасении душ братий ваших и, по возможности, и простецам, ищущим спасения, прочитывали хоть немного от писания о потребном к животу и благочестию. Вы, как мы знаем, не отказываете нам в нашей просьбе, чем конечно и утешаете. Но при этом одно несколько грустно: и это именно то, что от читающих часто слышим о слушателях их отзывы неутешительные. „По твоему совету и читаем приходящим к нам от Божественного, говорят они, да ничего не понимают. Как тут быть? «

Для решения этого вопроса выслушайте нижеприводимое повествование из жизни священномученика Космы равноапостольного, и из него, надеемся, вы увидите, что особенно способствует к тому, чтобы простецы слушающие понимали учащих их.

Блаженный Косма, будучи еще мирянином, издавна имел в сердце сильное желание: всем тем, чему учился, послужить на пользу братий своих христиан, и часто говаривал: „какую великую нужду в Божием слове имеют братия мои христиане! Поэтому, ученые должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож, и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, но чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, всего более обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости. » Но при всем таком желании, Косма, как муж смиренномудрый и кроткий не отваживался сам собою на такое предприятие, не ура- зумев Божьего на то изволения. Поэтому, желая изведать, угодно ли намерение его Богу, он открыл Божественное Писание и тотчас встретил апостольское изречение: ничтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1Кор. 10: 24).

Основавшись на этом, он открыл свое намерение духовным отцам и, получив от них позволение, отправился в Константинополь. Там, взявши письменное дозволение у Патриарха Серафима, Косма начал проповедовать Евангелие царствия Божия сперва в церквах и селениях Константинопольских, потом в других местах, в окрестностях св. горы Афонской, потом в Фессалоник, Веррии, Македонии и на некоторых островах. И где ни проходил блаженный, везде было великое стечение христиан, которые с умилением и благоговением внимали словам его и проповедь его имела последствием исправление нравов и духовную пользу. Какая же причина была такого успеха проповеди Космы? Та, что учение его, подобно учению рыбарей – Апостолов, было весьма просто, спокойно и кротко, чем, и доказывалось несомненно, что оно исполнено было благодати Св. Духа и священный этот учитель Косма сеянием Божественного учения произвел великий душеполезный плод (Пат. ч. 2, стр. 158 – 160).

Что же отсюда следует? То, братья читающие и учащие, что нужно поступать вам с вашими слушателями, как с младенцами. Говорите им самое простое, что вы знаете от Божественного, читайте им вразумительное, и поверьте, они поймут вас. После, когда под вашим руководством они будут восходить от силы в силу, тогда, конечно, можете познакомить их и с более трудным, тогда увидите, что и трудное будет им доступно. Выслушайте, что по сему поводу пишется в житии св. Златоуста: „Единою некая жена, Иоанна послушаюши и глаголемых не неразумеющи, воздвиже глас от народа, и рече к нему: учителю духовный! Паче же реку, Иоанне Златоустый! углубил еси кладезь святого твоего учения, а ужя (верви) ума нашего суть кратки, и не могут досязати... Святый же Златоустый помысли в себе, яко несть полезно хитроплетенное к народу простирати слово, и оттоле тщашеся не ухищренными ви- тийскими, но простыми, нравоучительными же словесы беседу свою украшати, яко да и простейший слышатель разумеет и пользу прииметъ» (Прол. ноябр. 13).

Итак видите, что даже св. Златоуст нашел нужным изменить язык ученого на язык простолюдинов, чтобы спасти их. И как поступил он, так поступайте и вы. – И верно, что после сего и мнения ваши о ваших слушателях изменятся в их пользу. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle