О Макарии Египетском75

(17.1) О двух Макариях*, прославленных мужах, много великого и невероятного есть, о чем не решусь ни сказать, ни написать, дабы не посчитали меня лжецом. Ибо погубиши Господь вся глаголющая лжу76, – изрек Дух Святой. И поскольку я не лгу, ты, истинно верный, не сомневайся. Из этих Макариев один родом из Египта, другой же – александриец, продавец сладостей.

(17.2) И сначала расскажу о египтянине, который жил в общей сложности лет девяносто*. Из них в пустыне провел шестьдесят лет, пришедши тридцатилетним юношей, и такого удостоился рассуждения, что называли его отроком-старцем77. Почему и быстро продвигался. Достигнув сорока лет, получил дар исцелений и предсказаний. Удостоился и священства.

(17.3) Жили с ним вместе два ученика во внутренней пустыне, называемой Скит*. Из них один был слугой близ него, чтобы прислуживать за приходящими, другой жил в дальней келье. По прошествии времени, прозорливым оком провидя, говорит своему служителю по имени Иоанн, впоследствии ставшему пресвитером вместо самого Макария: «Послушай меня, брат Иоанн, и прими мое наставление. Ибо ты искушаешься, и искушает тебя дух сребролюбия.

(17.4) Ибо я увидел это и знаю, что, если меня послушаешь, усовершишься в этом месте и прославишься, и рана не приближится телеси твоему78 , если же меня не послушаешь, придет тебе конец Гиезия79, страстью которого недугуешь». Случилось, что он ослушался после кончины Макария, лет уже через пятнадцать или двадцать, и так был поражен слоновой болезнью*, когда похитил деньги у бедных, что не найти было на его теле свободного места, куда бы положить палец. Таково пророчество святого Макария.

(17.5) О еде же и питии излишне рассказывать. Ибо только у нерадивых можно найти чревоугодие и невоздержание80 в этих местах, и по недостатку средств, и по ревности жителей. О другом же его подвиге скажу. Ибо говорят, что он непрестанно был восхищен и гораздо более времени уделял беседе с Богом, нежели делам под небом. Рассказывают о нем и такие чудеса.

(17.6) Некий муж египтянин, воспылав страстью к замужней женщине и не будучи в состоянии ее соблазнить, обратился к колдуну, говоря: «Заставь ее полюбить меня или сделай что-нибудь, чтобы бросил ее муж». И колдун, взяв приличную плату, воспользовался колдовскими заклинаниями, сделав так, что явилась она лошадью. Увидев, муж ее, войдя с улицы, изумился, что лежит на постели его лошадь. Плачет, сокрушается муж. Обращается к животному, ответа не получает. Призывает пресвитеров деревни. (17.7) Приводит, показывает. Не получает объяснения. Три дня она не получает ни сена как лошадь, ни хлеба как человек, с обеих сторон лишенная пищи. Наконец, дабы прославился Бог и явилась добродетель святого Макария, взошло на сердце мужу ее отвести ее в пустыню. И покормив ее, как лошадь, так повел ее в пустыню. Когда они приближались, их остановили братья близ кельи Макария, не допуская мужа ее и говоря: (17.8) «Что привел сюда эту лошадь?» Говорит он им: «Чтобы была помилована». Говорят ему: «Что с ней?» Отвечает им муж: «Это была жена моя, и превратилась в лошадь, и сегодня третий день как ничего не ела». Сообщают святому, молящемуся внутри. Ибо открыл ему Бог, и он молился о ней. И ответил братьям святой Макарий, и говорит им: «Это вы кони, и конские у вас глаза. (17.9) Ибо это женщина, не превратилась она, но только в глазах обольщенных». И благословив воду и от макушки облив ее нагую, помолился. И тотчас сделал так, что она явилась женщиной для всех. И дав ей пищу, заставил ее есть, и отпустил ее со своим мужем, благодарящую Господа. И наставил ее, говоря: «Никогда не оставляй церкви, <никогда не удаляйся от приобщения*>. Это произошло с тобой, потому что ты пять недель не приступала к Таинствам».

(17.10) Другое его подвижническое деяние. За долгое время сделал подземный ход, до половины стадии от его кельи, который заканчивался пещерой. И если многие ему докучали, тайно уходя из кельи, удалялся в пещеру и никто его не мог найти. Рассказывал нам некто из усердных его учеников и говорил, что, уходя в пещеру, он творил двадцать четыре молитвы, и, возвращаясь, двадцать четыре.

(17.11) О нем прошел слух, что мертвого он воскресил*, чтобы еретика убедить, не исповедующего телесного воскресения. И этот слух силен был в пустыне.

Ему принесен был некогда бесноватый юноша, оплакиваемый своей матерью, держали же его двое других юношей. И такую силу имел бес: после того как съедал три модия81 хлеба и выпивал киликисий воды, обратив в пар, извергал пищу. Так уничтожалась пища и питие, как от огня. (17.12) Ибо это легион, называемый «огненный». Ведь различие у бесов, как и у людей, не по сущности, а по склонностям82. Итак, этот юноша, которого не могла накормить его мать, ел свои испражнения. Нередко и пил он свою мочу. И поскольку мать его плакала и просила святого, он, вняв, помолился о нем, умоляя Бога. И когда через один или два дня приутихла болезнь, говорит ей святой Макарий: (17.13) «Сколько хочешь, чтобы он ел?» Она же отвечала: «Десять литр83 хлеба». Упрекнув ее, что это много, семь дней молясь за него с постом, оставил его на трех литрах, так как должен был и работать. И так исцелив, отдал его матери. И это чудо сотворил Бог через Макария. Я его не встречал. Ибо за год до моего ухода в пустыню он почил.

* * *

75

Пам. 19 января (1 февраля).

77

παιδαρογεροντα.

80

αδιαφορία, букв.: безразличие.

81

μόδιος (модий) – мера сыпучих веществ = 1/6 медимна = 8,755 л.

82

γνώμη – ум, воля, умонастроение, склонность. В итал. переводе в изд. Бартелинка – charattere.

83

λίτρα – римский фунт =12 унций.

Комментарии для сайта Cackle