Житие и чудеса святого отца нашего Иоанна Хозевита Чудотворца, коего память совершается 3 октября*274

Перевод выполнен с новогреческого перевода текста «Жития и чудес…» по изданию: ΘΑYΜΑΣΙΟΣ ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΟΎ ΟΣΙΟY ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΩΡΓΙΟY ΧΟΖΕΒΙΤΟΤ ΚΎΠΡΟΎ. ΤΑ ΘΑΎΜΑΤΑ ΤΗΣ ΠΑΝΑΓΙΑΣ ΤΟΎ ΧΟΖΕΒΑ. ΣYΝΟΠΤΙΚΟΣ ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΘΑΤΜΑΤΑ ТОТ ΌΣΙΟY ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΊΩΑΝΝΟΎ ΤΟΎ ΧΟΖΕΒΙΤΟΎ // ΤΎΠΟΙΣ ΙΕΡΟΎ ΚΟΙΝΟΎ ΤΟΎ ΠΑΝΑΓΙΟY ΤΑΦΟΤ ΙΕΡΟYΣΑΛΗΜ, βκδ. 3. Σ. 58–60. Оригинал его находится в рукописях XI, XII и XIII вв. в Патриаршей Иерусалимской библиотеке. Лат. перевод, сделанный с греческой Минеи и имеющий текстовые расхождения с настоящей версией, содержится в AS, Oct. XII. P. 592–593.

* указание на комментируемое место

1. Святой отец наш Иоанн происходил из египетских Фив и был сыном родителей богатых и знатных. Когда получил ангельский монашеский образ от своего деда, то оставил старца и отправился в святые места Иерусалима. А был он вне общения и отлученным от вселенской Церкви, потому что отверг Халкидонский святой четвертый Вселенский собор. Желая же поклониться святым местам, видит в видении, что много старался и трудился, чтобы войти и поклониться Честному Кресту, но не мог найти дверь. Когда же он удручен был этой нуждой, явился ему голос, который сказал, что те, кто не в единении со вселенской Церковью, недостоин поклониться Кресту. И когда проснулся, пришел во вселенскую Церковь и соединился с ней. После этого, возвратившись к своему деду и очень обрадовав старца, вышел из монастыря. И найдя небольшую пещеру в скалистом и труднодоступном месте, называемом Хозива, вселился в нем и питался побегами деревьев, которые там находил. И за чрезмерное свое умерщвление плоти и высоту добродетели совершал многие чудеса и стал игуменом многих монахов, уча их подражать благочестному его жительству, и в этом месте пустыни блаженно почил.

2. Бог, желая прославить этого святого, явил его таким образом. В тех местах поселился один подвижник, великий и знаменитый, по имени Анания. К этому великому мужу принесли сына одного богача, который страдал от нечистого духа. Однако святой его не принял. Но по великому своему смирению побудил их идти еще в глубь пустыни и искать египтянина Иоанна. Когда, наконец, нашли посланные того, кого искали, и открыли причину, по которой они пришли, сначала он не соглашался помолиться. Однако поскольку донимали и принуждали его, помолился. И обернувшись, говорит бесу: «Во имя Иисуса Христа, нечистый дух, не я, но раб Божий Анания тебе приказывает выйти из отрока». Как услышал это нечистый дух от святого, вышел, и отрок стал здоров.

3. Когда удивительное это чудо сделало святого известным, убежден он был против воли принять рукоположение во епископа Кесарии. Однако когда увидел, что не может вести безмолвное и мирное житие, оставил Кесарию и вернулся снова в пустыню.

4. Но и там не оставалось сокровище неизвестным. Потому что один крестьянин, у которого был ребенок совсем маленький, страдавший также от нечистого духа, положил его в корзину и, прикрыв сверху зеленью, поставил близ двери святого и убежал оттуда. Когда ребенок заплакал, святой встал и, увидев его, распознал нечистого духа, который вселился в него. И когда его изгнал, исцелился младенец.

5. Однако не унялся изгнанный бес, но, приняв вид человека и найдя святого в одном скалистом и труднодоступном месте, упал ему в ноги, как будто прося благословения. И таким образом, поскольку раб Божий был поражен внезапным его появлением, споткнулись его ноги и он упал головой вниз в глубь ущелья. Но не выиграл от этого человекоубийца, потому что святой с Божией помощью остался невредим.

6. После этого предал он раба Божия одному убийце разбойнику, который как-то раз избил святого, а как-то раз похитил одежду, которую он носил, и лачугу его поджигал тиран. Терпя же это, святой одно только говорил про себя: «О Господи, если это угодно Тебе, благодарю Тебя». Услышал его с небесе Господь275 . И когда разбойник был схвачен князем, испустил душу его злой смертью. И так нашел великий покой раб Божий.

7. Но снова не переставал лукавый строить святому ловушки. Потому что, когда один раз проходил святой в одно место посмотреть неких братьев, повстречалась ему наедине женщина на одном перевале и, пав ему в ноги, просила, чтобы он соизволил войти в дом, в котором она жила, чтобы получить от его входа освящение. Когда же святой, поддавшись уговорам, вошел, беззаконная и нечистая блудница, закрыв двери, обнажила все свои члены. И совершила все то мерзкое и бесстыдное, о чем не подобает говорить, желая запятнать незапятнанного. Но твердый, как адамант, сей святой, победив и дав отпор орудию сатаны, вышел невредимым*.

8. Этот блаженный Иоанн, услышав об одном подвижнике Маркиане276*, о котором все говорили, желал его увидеть. Однако поскольку раньше наложил на себя обет не выходить из пещеры*, даже если случится какая необходимость, не мог разрешить эти узы, которыми сам связал себя самого. Но какое удивительное чудо устроял и там Божественный промысел, который видит все? Ангел Господень вынес Маркиана из его кельи и, подняв в воздух, принес без шума в пещеру блаженного Иоанна. Когда встретились они, и обнялись, и насытились меж собой духовной беседой, присоединил блаженный Иоанн слово благодарения, сказав так: «Слава Богу, который меня удостоил увидеть желаннейшего моего Маркиана». И, внезапно восхищенный ангелом, Маркиан исчез из глаз блаженного Иоанна. Это чудо повергло святого в различные помышления, и он остался в сомнении. И имея брань помыслов, презрел обет и, выйдя из кельи, направился к келье Маркиана. Потому что происшедшее было наваждением. Когда же дошел и услышал, как святой Маркиан зовет его по имени, и хорошо разузнал блаженный Иоанн образ прибытия его, возрадовалось сердце его и возвеселилось277. И когда снова они обнялись и принесли благодарственную славу Богу, вернулся опять в свою келью.

9. Да что говорить много? Этот святой и бесов многих от людей отгонял, и недуги неисцельные исцелял. Воду заставил проистечь в различных местах. Дождь с небес часто сходил по его молитве. И многие чудеса сотворил Бог при посредстве этого святого. И после этого в глубокой старости мирно предал честную свою душу в руце Божии.

Комментарии

[в заглавии] …коего память совершается 3 октября – В части греческих календарей и синаксариев празднуется память прп. Иоанна Хозевита только как преподобного, который после воссоединения с православной Церковью удалился в обитель Хозива и там пребывал до самой смерти. Такой вариант жития содержится и в древнейшем из календарей, содержащих празднование святому – «Менологии» Василия конца X в. Празднование прп. Иоанну как простому монаху сохраняется в некоторых минеях под 28 октября, наряду с празднованием ему как епископу (более поздним) под 3 октября, хотя и в «Луге Духовном» (25), и у Кирилла Скифопольского в «Житии прп. Саввы Освященного» (Kyrillos 1929. Р. 162.24; рус. пер.: ПП. Вып. 2. С. 99) упоминается о епископстве прп. Иоанна, см.: De S. Joanne Chuzibita, Conf. Pont. Caesarea in Palestina // AS, Oct. XII. P. 577–592.

7…сей святой, победив и дав отпор орудию сатаны, вышел невредимым – Латинский комментатор жития приводит строки из стихотворной греческой Минеи, ознаменовавшие победу святого над бесом:

Πε&ειαπείρων πειρατερίων βίου Ἰωάννης άπειρα λείφεται γέρα.

Быв искушен безмерными искушениями в жизни <сей>, Иоанн стяжает безмерные награды.

Приводимый комментатором-болландистом лат. перевод не передает игры слов: «безмерных» –  απείρων, «искушений» –  πειρατερίων; в результате  άπειρα – «безмерные» второй строки приобретает двойной смысл: не только «безмерные», но и «без искушений».

8…услышав об одном подвижнике Маркиане – Прп. Мар- киан Киринейский – подвижник IV в., †  388, подвизавшийся в пустыне в окрестностях Кира, недалеко от Антиохии. Его житие содержится в гл. ΙΠ «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского (PG 82, 1455–1458). Приведенный ниже эпизод, описывающий встречу святого с прп. Иоанном Хозевитом, как указывает и комментатор-болландист (AS, Oct. XII. P. 593, ann. d), отсутствует в житии прп. Маркиана.

8. ...наложил на себя обет не выходить из пещеры – В лат. тексте жития подвижник вещественным образом стянул (strin- xit) себе ноги узами (pedicus vinculis) (AS, Oct. XII. P. 592F- 593A).

* * *

274

По новому стилю 16 октября.

276

Пам. 2 (15) января.

Комментарии для сайта Cackle