С.Е. Недумов

Источник

Месяц сентябрь

Сентябрь

Православная наша церковь с давнего времени празднует начало нового года 1-го Сентября. Еще древние Римляне считали новолетие с сего же числа.

1-го числа православною церковью вспоминаются следующие события:

1. Евангельское событие: когда Господь наш Иисус Христос пришел в Синагогу Иудейскую, и взяв книгу пророчеств св. Исаии, прочитал: Дух Господень на Мне, Ею же ради помази, благовестите нищим посла Мя, и отдав книгу слуг, начал проповедовать, что ныне исполнилось пророчество cиe и дивились все о словесех благодати, исходящих из уст Его.

2. Чудо, бывшее от святой иконы Владычицы нашей Богородицы именуемая Миасинская. Икона сия ввержена была в озеро Азурово в Миасинском монастыре, из страха от иконоборцев, но чрез много лет вышла из воды чудесным образом, невредимою.

3. Великий пожар, бывший в Константинополе при Льве Великом, истребивший в продолжении семи дней, большую часть города.

Повесть о диаконе Мине

Следующую историю о диаконе Мине рассказывал некто Георгий Раифский.

Диакон Мина неизвестно почему оставил монашество и возвратился в мир. Много спустя после сего, диакон сей пошел однажды в Антиохию, и на пути, издалека, увидев обитель, где спасался св. Симеон Столпник, вознамерился посетить оную, дабы видеть св. подвижника Симеона, коего прежде никогда не видел. Когда святой Симеон увидел Мину, и провидя, что человек сей был прежде иноком и имел сан диакона, приказал своему ученику принести ножницы, и показуя на Мину, сказал: благословен Господь, – постриги человека того. В cиe время возле столпа, на коем находился святой, стеклось множество народа. Ученик исполнил приказание своего учителя, – и Мина, объятый страхом, и пристыженный, вступил в разговор с угодником Христовым. Святой Симеон советовал Мине опять возвратиться в обитель, откуда он удалился, и на возражение последнего, что ему стыдно и совестно будет пред братией, если он возвратится, св. Симеон ответствовал, что братия с радостью примут его, и Господь даст знамение, в удостоверение того, что поступок его будет прощен. Тогда Мина принял совет угодника Христова, и возвратился опять в Раифскую обитель. Принятый с радостью иноками, Мина, в один воскресный день служивший при Божественной Литургии в качестве диакона, вдруг лишился одного глаза, – и уразумели тогда все иноки, что простил Христос согрешение Мины, о чем предсказывал ему святой Симеон.

3 сентября

О гневе

Монах Исаак о себе самом рассказывал следующее: Поссорившись с одним из братии, я имел гнев на него. Однажды во время работы в своей келлии вдруг я расстроился так, что оставил дело, и оставался день целый праздным, не зная, за что приняться. И вот, вижу я, входит в келлии мою юноша, и, не сотворив молитвы по обычаю иноков, обращается ко мне с такими словами: вижу я, – ты раcстроен, но доверься мне, и я исцелю тебя. Я отвечал ему: иди отсюда, ибо ты не от Бога и впредь не приходи сюда. Тогда отвествовал юноша мне, мне жаль тебя, что ты делаешь вред себе, ибо ты уже мой. Я отвечал юноше сему: не твой я, а Божий, – ты сатана, но юноша сказал мне: все злобные и гнев имущие нам принадлежат, а ты вот уже три недели, как пребываешь во гневе на брата твоего, все злопомнящие принадлежат геенне огненной, а ты зло имеешь против брата твоего, и потому мой ты, ибо я приставлен к памятозлобствующим. После такого события я поспешил примириться с огорчившим меня братом, и когда, по примирении, вошел в келлию свою, то нашел работу свою сожженною, а равно сожженною и рогожу, на коей я преклонял на молитве колена свои.

4 сентября

Повесть об отце Сисое

Об авве Сисое рассказывают, что услышав раз о болезни одного брата, им знаемого, жившего в другом монастыре, он очень оскорбился, ибо постился по два дня сряду, и в тот день, когда узнал о болезни друга, держал пост. Тогда начал рассуждать святой отец так, что делать мне! если пойду навещать болящего, то случиться может, что братия предложат мне трапезу, если же до утра отложу посещение, то больной может умереть, и я не застану его уже в живых, но я пойду ныне не вкусив пищи ни тут, ни там, заключил св. старец. Таким образом, святой угодник, сохранив пост, посетил и болящего, по заповеди Христа.

Рассказ одного Сарацына

О себе самом один Сарацын рассказывал следующее: Однажды отправился я на охоту в гору отца Антония. Встретив в пути одного инока, который сидя в лесу читал книгу, я вознамерился убить его. Подшед близко к иноку сему, я увидел, что он поднял правую руку свою, и сказал: „остановись!» И вот, вдруг остановился я на месте том невольно, и простоял двое суток неподвижным. По прошествии двух суток я опять увидел сего монаха и стал просить его во имя Бога истинного освободить меня от положения моего. Инок ответствовал на просьбу мою: „иди с миром», и только тогда я получил возможность сойти с места того.

5 сентября

Некий вельможа заказал одному золотых дел мастеру, человеку еще молодому, сделать св. крест, украсив его драгоценными камнями, для пожертвования в одну церковь, при сем дал мастеру потребное количество золота. Получив заказ, так начал размышлять мастер сей, хорошо делает заказчик мой, что жертвует Господу такую дорогую вещь, приложу же и я со своей стороны еще своего золота на св. крест, да приму мзду свою от Господа, да вменит и мне Господь в заслугу жертву мою, подобно как вменил Он в добродетель жертву вдовицы, в святом Евангелии упоминуемой. Размыслив так, приложил он своих десять золотых к золоту, принесенному вельможею.

Когда св. крест был готов, и доставлен заказчику, то сей последний, свешав его, нашел что золота весом в кресте более, нежели сколько дано было при заказе. Тогда начал вельможа сей упрекать мастера, думая, что он подмесил какой-либо другой металл, с целью утаить себе часть золота.

Благочестивый мастер открыл наконец своему заказчику всю истину, который удивился нестяжательности, молодого мастера, и его добродетелям и восхвалял поступок его. Впоследствии сей вельможа усыновил себе сего мастера, сделав его наследником своего богатого имения.

Восхвалим и мы Господа, заключает писатель Пролога, вознаграждающего с верою и любовью приносящих Ему свои приношения. Вот два раба Бoжии, пожившие в мире и любви, и получившие вечное спасение.

В тот же день пророчество св. Захарии к не милостивым

(По переводу русской Библии Синодального издания. СПБ. 1876 года)

Так говорит Господь Саваоф: производите суд справедливый, оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему. Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте, и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать, и сердце свое окаменели, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков, за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. И было как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после их, так что никто не ходил по ней ни назад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею.

6 сентября

Воспоминания чуда, бывшего в Колоссаех

Слыша о чудесах, бываемых в храме св. Архангела Михаила, подстрекаемые диаволом, язычники вознамерились разрушить сей храм, дабы погубить, и постоянно в оном пребывавшего святого мужа, именем Архиппа. Запрудив реку, они направили воду оной ко храму, для его потопления. Пребывавшему во храме св. Архиппу явился тогда св. Архангел Михаил, и сказал, дабы он уповал на Господа, ударил жезлом камень, в расселину коего и устремилась пущенная неверующими вода, оставив св. храм невредимым.

7 сентября

Из Лимониса о подвигах

Монах Афанасий, рассказывал о себе следующее:

Пришла ему однажды пытливая мысль, что получат те люди в будущей жизни, кои настоящую проходят в многоразличных подвигах. Внезапно объял его восторг духовный, и вот, явился ему некто, говоря: иди за мною. И пришел о. Афанасий к дверям, вид коих описать нет возможности. Мы постучали в двери те, и услышали голос изнутри: что нужно вам? Явившийся мне отвечал на вопрос сей: и мы желаем войти к вам. Ему отвечали за дверями: никто, пребывающий в лености, не входит сюда тот, кто желает быть здесь, да идет и подвизается, не обращая внимания своего ни на что, что привлекает в мире.

Поучение в Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы

Вы знаете, братия, что в день сей (7 сентября) Святая церковь совершает предпразднество Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Посему да идет каждый из нас во храме на вечерних и утренних молитвы и к литургии. В день сей предпразднуется начало спасения нашего.

Господь наш Иисус Христос, хотяй избавити нас от порабощения диаволу, благоволил снити с небес для избавления нашего, и послал Ангела Своего благовестить свв. праведным Иакиму и Анне рождество Пресвятой Богородицы.

Достигши дня сего, братия, усугубим наше рвение в добродетели, просияем милостью, верою, любовью. Добродетель просвещает и душу и тело человека, как говорит апостол: вера без дел мертва есть. Посему да сопровождается вера наша добродетелью – любовью, милосердием, ибо милость на небо возводит и отверзает двери небесного Царствия, как сказано: милуй нищего, взаим дает Богу и еще милости хощу, а не жертвы.

И так, не проходи никто мимо страждущего, не оказав ему помощи, но прими его в дом свой с любовью, как Самого Христа и Господь за молитвы нищих примет нас в Свое Царствие, которое уготовал Он всем любящим Его.

8 сентября

Повесть из Лимониса

В Кипрской стране настало некогда бездождие, и епископ страны той, дабы преклонить на милость Бога, усугубил молитву свою. И глас быль с неба, ему: после утрени выйдя туда то, и когда встретил человека, попроси молитвы его, и снидет дождь. Епископ вняв гласу сему, исполнил приказание свыше.

Первым, коего увидел епископ, был человек, старец, несший для продажи дрова. Епископ тогда остановил его. Старец, положив дрова, просил благословения, но епископ взаимно поклонившись ему, просил его молитвы для орошения дождем земли. Старец сей, признавая себя грешником, отрицался и только после усиленных просьб архиерея исполнил просьбу его, и тотчас ниспал дождь на землю. Тогда apxиерей просил старца сего, для пользы многих, рассказать ему жизнь свою. Повинуясь приказанию архипастыря, старец начал сказание о жизни своей:

Прости меня, отче, я грешник есмь, рожденный среди суеты, и по настоящее время не имею спокойствия, ниже какого-либо утешения. Ты видишь, ныне я несу дрова для продажи, тоже повторится и завтра, и далее, и таким образом я провожу жизнь свою, более ничего я не имею. Если погода препятствует мне заняться обычно, то пребываю в нужде, столько времени, сколько стоит непогода, но я не унываю, а славлю Господа.

По выслушании речи старца, душевную пользу получил епископ и все с ним бывшие и сказал епископ, подлинно старец сей исполнил писание, ибо сказано: я пришелец есмь на земли. Тогда, по распоряжению архиерейскому. Старец тот принят был в обитель, где обеспечен был в необходимом, до смерти своей.

9 сентября

Память св. отец третьего Вселенского Собора

Третий вселенский собор был в двадцать пятый год царствования Феодосия, сына Аркадия.

Недостойный патриарх Константинопольский, Несторий начал проповедовать ересь, что в лице Господа нашего Иисуса Христа нужно различать Бога и человека, т. е. проповедовать две ипостаси, вопреки учения Церкви Православной, которая в лице Господа исповедует единую ипостась Богочеловека. Сначала Кирилл патриарх Александрский, после многократных увещаний еретику – обратит на путь истины, просил Калистина. Римского папу, содействовать вразумлению заблудшего. Потом, когда вразумления не имели успеха, сии два мужа – Кирилл и Калестин, донесли царю Феодосию о пагубной ереси. Царь повелел созвать собор, как для обличения и низвержения патриарха Нестория в случае его упорства, так и для утверждения православного догмата. На соборе сем, по числу третьем вселенском, в составе двухсот св. отцов, упорный еретик низложен и осужден, а догмата православный о единой ипостаси Господа нашего Иисуса Христа утвержден.

Не осуждать, но сожалеть нужно о согрешающих

Если кому отвратителен грех, то это святым, но ненавидя грех, они не чуждаются грешника, но сожалеют о нем, стараются всячески вразумить, утешить, ободрить. Они поступают подобно искусному и доброму врачу, который не гнушается больного, но старается изгнать болезнь, употребляя все к тому средства. Поступают они подобно опытному рыбарю, который поймав большую рыбу на удочку, извлекает он с осторожностью из глубокой реки, дабы не допустит ее опять, сорвавшись, погрязнуть в воде. Так всегда святые употребляют все средства для извлечения из бездны греховной падшего брата. Св. Аммон игумен одной обители так поступил, когда узнав и грехах одного брата, когда пришли и сказали ему, что один инок грешит в келлии с женщиной, то святой, не желая обличить вдруг брата в его падении, пришед в его келлию, и узнав, что женщина сокрылась в сундуке (в подлиннике: под спудом) сел на сундук тот, пригласив прочих искать жену в келлии. Когда искавшие не нашли, то угодник Христов сказал: Бог да простит вас, и посрамил их. Когда же все ушли, святой, взяв падшего за руку, сказал ему: позаботься о душе своей. Это так подействовало на согрешившего, что он умилился, и пришед в себя, показал плоды достойные покаяния. По подражанию святым, и мы, братия, да воздержимся осуждения согрешающих, но паче да явим любовь к ним, дабы и Господь показал милость Свою на нас.

Из слова святого Стефана

С женщиной не будь знаком коротко, дабы не погибнуть от нее. Не дружись с молодым человеком, дабы не впасть в те грехи, кои свойственны увлечению. Не увлекайся расположением к тебе начальника, исполняй его приказания, но не твори дел недостойных, хотя бы он принуждал тебя. Не люби ходить в город (мир) не говори: я чист, и не соблазнюся, искушение может найти на каждого. Не пей вино, дабы оно не разгорячило плотских страстей. Не яждь дважды днем, дабы не отучнела плоть твоя в ущерб духа. Не отгоняй странника от дома своего, дабы Христос не затворил от тебя дверь Чертога Своего. Какою мерою мерите, говорит Господь, тою возмерится и вам. Посещай болящего, дабы и тебя милостию посетил Господь. Немного предавайся сну, но старайся всегда молить Господа о помощи, дабы избегнуть сетей врага. Часто будь во Храме Господнем, дабы прославлением Христа заслужить и себе славу.

Так поступая и сам спасешься и сущие с тобою. Постоянно будь покорен, молчалив, проси всегда о всем со смирением. Не требуй ничего себе по праву, но все принимай как милость. Работай сам, дабы быть полезным окружающим. Если так поступать будешь, о Господе получишь жизнь вечную. Богу нашему слава ныне, и присно и во веки веков.

11 сентября

Св. Феодора Студийского о том, что грешнику не следует предаваться отчаянию

Ничего нет в мире такого, чтобы могло препятствовать спасению, хотя бы желающий оного погрузился в бездну греховную крайне глубоко. Примеров тому весьма много. Некто Давид, начальник шайки разбойнической был исполнен всякого зла, но впоследствии покаялся, принял сан монашеский, сделался опытным в жизни духовной, исцелял одержимых нечистыми духами. Один раз сказал ему Ангел Господень: Давиде, Господь не только отпустил тебе грехи твои, но даровал тебе даже дар чудотворения, хочешь еще знать примеры – воспомни Манассию, который пятьдесят два года совращал народ Израильский от истинной веры, заставляя служить идолам, но покаялся в непродолжительное время, и воспел Господа песнью, повторяемою Церковью и до сего дня. А пророк Давид, по падении восстал и приял паки дар пророчества. Св. Мария Египетская пришла на путь спасения с распутий плотских грехов, достигла сана преподобной, прияла дар пророчества. И иных примеров можно указать много в этом роде. Почему никто да не отчаивает себя в деле своего спасения, но да спешитъ восприять покаяние. Но с другой стороны, никто да не ласкает себя дерзкою надеждою, что если Господь помиловал многих, живших прежде во грехах, но помилует и нас, хотя бы мы и не заботились о своем, исправлении и покаяние. Не думайте так. – Примеры святых свидетельствуют, что святые по отпущении грехов, проводили жизнь равноангельскую, а небрежно живущие и после покаяния, понесут вечное наказание, обличаемые свою совестью. И жалко становится подобных нераскаянных грешников, потому что временные их наслаждения ничего не значат в сравнении с муками жизни будущей. Каждый посему да поспешит своим обращением на путь истины, побуждая и других к тому же, каждый да упражняется в терпении, смирении и воздержании от удовлетворения страстей своих, да все будем наследниками жизни вечной о Христе Иисусе. Господе Нашем, Аминь.

12 сентября

О иконе Евлогии и расслабленном

Ученый один муж, именем Евлогий, горя любовью ко Христу, удалился от мира, раздал нищим все свое имение, оставил себе плохую одежду и немного денег (славянски злата) не привыкши с молода к труду и одинокой жизни, и равно тяготясь обществом, Евлогий встретил однажды на улице нищего, без рук и ног и сказал сам в себе, возьму сего человека на свое попечение, и буду покоить его до смерти, ради Господа, да спасуся. И вот взял в дом свой того расслабленного и заботился о нем во всех нуждах его, в продолжении пятнадцати лет, все равно как родного отца своего, мыл его, кормил и даже носил на руках своих. Враг рода человеческого, завидуя спасению Евлогия, по прошествии пятнадцати лет начал возмущать расслабленного, начал гневаться больной на своего благодетеля и словами оскорблять его, говоря: ты ушел тайно от своего господина, обокрал его, и, чтобы загладить грех свой взял меня к себе. Тогда Евлогий начал утешать его, прося открыть причину злобы его, обещая с своей стороны просить прощение, если он чем оскорбил его. Но больной отвращался от своего благодетеля, прося повергнуть его опять на распутие города, без помощи, наконец диавол до того исполнил ярости расслабленного, что сначала он стал просить перемены пищи, и когда получил удовлетворение сего желания, то требовал, чтобы вести более веселую жизнь, нежели какую проводил дотоле. Когда еще и последнее его желание было удовлетворено, он просто возненавидел Евлогия, говоря, что если бы владел руками, то лишил бы себя жизни, только бы избавиться от Евлогия. Не зная, что предпринять в сих обстоятельствах, Евлогий пошел искать совета у иноков, коим рассказал подробно всю историю, иноки отвечали ему: иди к великому Антонию, и сделай то и так, что и как прикажет тебе сей великий угодник Христов, чрез него, Антония, тебе ответит Сам Бог.

И вот, Евлогий сказал больному, что отправляет его опять туда, где обрел его, положил его в корабль ночью, и отправился в монастырь великого Антония. Когда святому было поведано о пришествии Евлогия, то святой повелел поведать историю при всей братии, по окончании рассказа Св. Евлогий просил св. Антония указать как поступить в сем случае. Антоний Великий тогда строго (в подлиннике; тяжким и ярым гласом) ответствовал: если ты бросишь больного без помощи, то не бросит его Христос, если ты повергнешь его, то Христос восставит его и покажет его совершеннейшим тебя, услыша cиe, Евлогий пришел в ужас. За тем обратился Святой Антоний к расслабленному со строгим словом, (в подлиннике: начать языком быти) недостойный ты человек доколе будешь гневить Бога и оскорблять своего брата? Разве ты не знаешь, что в лице Евлогия тебе служит Сам Христос, – и ты смеешь оскорблять Христа? не ради ли Христа Евлогий посвятил себя на служение тебе. Затем к обоим обратился со словом не совращайтесь с пути истинного, но идите с миром, и отселе не оставляйте друг друга. Оставьте все, и идите в дом, где жили до сих пор. Я знаю, что вам обоим недолго остается жить, и диавол силится лишить вас славы, какую вы взаимно доставите друг другу. Если ангел, пришед за вами, не обрящет вас на вашем прежнем месте в любви и согласии, то вы лишитесь уготованных вами венцев. Возвратившись, прожили они вместе с любовью сорок дней, по прошествии коих Евлогий скончался, а чрез три дня после сего умер и расслабленный.

13 сентября

Обновление храма Воскресения Христова

В сей день празднуем мы обновление святого Храма Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа, в Иepycaлиме. Дело обновления сего храма совершено благочестивым царем Константином.

После вознесет я на небо нашего Спасителя, святое место, где совершилось наше спасение было оскорблено, особенно при царе Адриане, который на все святые места ставил идолов. Царь сей вместо разоренного Иepyсалима построил свой город, назвав его Елия и место, где был животворящий гроб Господень, засыпал землею и камнями. На горе, где был распят наш Спаситель построено было капище языческой богине Венере, а на месте гроба Господня поставлен был истукан, изображающий языческого Бога Дия. И на местах святых приносились идольские жертвы и совершались скверные грехи! В Вифлееме поставлен был идол Адон. Но царь сей сам погиб, а святое место паки прославлено Господом. Восставил Христос благочестивого царя, Константина, который купно со своею матерью Еленою, оба будучи просвещены светом Христова учения, обновили святой град Иерусалим, создали прекрасный Храм на месте страданий, смерти и Воскресения Господа нашего, и все святые места, оскорбленные нечестивыми, очистили и освятили. Мать царя Константина Елена отправилась в Иерусалим к святейшему патриарху Макарию, со множеством золота и с письмом от царя, коим он просил патриарха принять в сем деле участие. По уничтожении идольских капищ, св. Елена, на месте, где был распят Христос, Спаситель наш, обрела животворящий крест Господень, где и построила великую церковь, оградив вместе одною оградою место смерти и место погребения Христова, ибо оба сии места находились близко друг к другу, как говорит и св. Евангелист Иоанн: (Ин. 19:41–42,). На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Таким образом, и Голгофа и гроб Господень находились в одной великой церкви, которая и названа Мартирион, с греческого-свидетельство, т. е. свидетельство того, что на месте сем умер и воскрес наш Спаситель. В прочих святых местах, в Вифлееме, на Елеонской горе, в Гефсимании и других, св. Еленою также построены церкви, украшенные великолепно. Но та церковь, которая вмещала в себе Господень гроб была великолепнее и больше прочих. Впрочем окончательного устройства сей последней церкви св. Елена не могла видеть, так как скончалась ранее ее отстройки. Царь Константин по окончании построения церкви Воскресения, собрал в Иерусалим на ее освящения епископов всех стран: Вифинии, Фракии Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Apaвии, Палестины, Египта, Африки, Фивании и Персии. Народа собралось на сие торжество такое множество, что город не мог вместить всех собравшихся. Это было в тридцатый год царствования Константина, тринадцатого сентября 335 года по Рождестве Христовом. По совершении сего торжества собор епископов определил ежегодно совершать память сего события, подобно как было сделано Соломоном по обновлении Храма ветхозаветного. (Иоанна X.) С того времени даже до сего дня совершается Христовою церковью воспоминание сего события. Празднуя сей день обновления Храма Христова Воскресения, да обновляемся и мы будучи церковью Бога жива, отлагающие ветхого человека и облекающиеся в нового, да сокрушаем и мы, ветшающая и сквернящие нас дела злые, и да обновляемся делами благими, – да празднуют и ангелы на небесах обновление наше, по подобию, как мы на земле празднуем обновление Храма Христова, ибо сказано, что радость бывает на небеси ангелов о едином грешнике кающемся.

14 сентября

О том как два инока привели ко спасению блудницу

Два монаха, быв в городе Tapcе по нуждам своим, запоздав вынуждены были переночевать в одной из городских гостиниц. Вошедши туда, встретили они трех молодых мужчин и с ними одну девицу блудницу и смутившись, сели поодаль. Один из иноков, имея при себе евангелие, стал читать его. Увидав сие, девица та, оставив мужчин, подошла к иноку сему и села возле его. Тогда инок ответствовал, для чего ты подошла сюда, бесстыдная? и как несовестно тебе рядом сесть со мною? но девица сказала ему: не гнушайся мною, отче, ты знаешь, что древле сам Христос не гнушался блудного женою, и не отринул ее, когда она пришла к Нему. Инок сказал: но та блудница уже не возвратилась от Господа опять на грех, девица отвечала: я надеюсь на Сына Божия, что отселе не пойду ко греху, если ты покажешь и направишь меня на путь спасения. Иноки те обещали ей способствовать делу ее спасения, если она согласна слушать их. Тогда оставив все свое имущество, при ней бывшее и своих товарищей, она последовала за иноками, кои поместили ее в одну из женских обителей, где и пребыла до старости девица та, показав большую опытность в иночестве, (славянски: мног разум стяжа), достигнув дара чудотворения и скончалась с миром, имя ее – Мария.

Поучение на Воздвижение Честного Креста

Ныне, братия, воздвигнется, (возносится) св. крест Господень, разрешающий наши грехи, и ежегодно восставляя нас своим воздвижением, и ветшающая от грехов наши сердца обновляя крестом Господа, мы искуплены от клятвы законные. Пригвоздившись на кресте Христос Господь раздрал рукописание грехов наших, на кресте Господь умертвил все наши прегрешения и соблазны, дав оный нам как оружие противу врага. Крестом умерщвлена смерть и разрушен ад, Адам, грехом умерщвленный обновился паки крестом, и освободилась от клятвы Евва, как древом он потерял рай, так древом же креста опять вселился в рай. Видев св. крест, смерть вострепетала и освободила одержимых ею всех от Адама до Христа. Крест – наша победа, он наше оружие на врага. Знаменуя себя крестом, не боимся мы и видимых и невидимых врагов, крест – целитель наших страстей, он удовлетворяет наши желания, покоя наше сердце, он есть хранитель самый надежный всех христиан, крестом мы осеняем и тело наше, и пищу, и зло не прикоснется нам, и все беды наши отойдут от нас. Посему, поклоняясь животворящему кресту Господню и лобызая оный со страхом, отторгнем от себя всякое зло, ярость, гнев, клевету, мздоимство, студодеяние, пьянство и возлюбим мир, кротость, трезвенную жизнь, страннолюбие, пост, чистоту. Это ангельская жизнь, этим православные спасаются.

15 сентября

О помыслах, смущающих душу из Лимониса

Один инок, живший в пустыни был мучим помыслом блуда, который помысл и открыл одному старцу – Пахону. Вот что отвечал ему сей старец: не удивляйся сему, ты знаешь, что искушение cиe случается с тобою не от лености, что может подтвердить тебе самое место, свободное совершенно от женщин. Но брань сия восстала на тебя за твою добродетель. Искушение восстает иногда от довольной жизни, воздвизаемое от плоти, иногда же находит искушение в мыслях, а иногда диавол по зависти воздвигает искушение. Вот я уже стар, сорок лет живу в одной келлии, но и по ныне диавол смущает меня (в подлиннике; пакость ми дает).

16 сентября

О Дорофее пустыннике

О сем отце Дорофее, игумене одного монастыря рассказывал один из братии на пользу душевную. Отец Дорофей вел такую многотрудную жизнь что несмотря на свои шестьдесят лет, работал в пустыни в самое жаркое время, не только на себя, но и на других. Я раз сказал ему: для чего ты, отче, так изнуряешь тело свое, в таких преклонных летах, в такой великий зной. Старец отвечал мне: я желаю, чтобы тело меня не мучило, а лучше пусть я его мучу. Пища его была ежедневно одна и та же, хлеба немного и вода с небольшим количеством зелени. Никогда я не видел, чтобы он ложился отдыхать, но трудился всю ночь, делая из тростника корзины, чем и прокармливал себя. Сомневаясь, чтобы сей старец всегда вел такую суровую жизнь, и думая, что быть может он делает так, для того, чтобы я видел его дела, я расспрашивал у других об образе его жизни, и ото всех слышал одно и тоже, сызмала сей отец ведет себя так подвижнически, никогда он не спит, как обыкновенно спят другие, но случается, что от чрезмерного труда невольный сон посещает его вовремя дела, случается, что засыпает во время принятия пищи, которая упадает тогда из рта его, когда мы стали упрашивать его, дабы он возлег на рогожу для сна, старец ответствовал, если заставите уснуть ангела, то заставите и меня.

Из слова св. Иоанна Златоустого о чтении и слушании Святых книг

Прежде чтения святой книги помолись Богу, дабы отверз Он тебе очи сердечные. Не только читай, но старайся поступать так, как написано в житиях святых, дабы не получить от чтения греха, когда читаешь, внимай читанному прилежно, а не спеши скорее кончить, если что особенно для тебя пригодно, не ленись, но дважды, трижды и даже более прочитай одно и тоже, да разумеешь силу писанного. Но прежде, чем хочешь читать или слушать чтение, помолись Христу Богу так: Господи Иucyce Христе! отверзи мне очи сердечные, да услышу слово Твое, и уразумлю волю Твою, яко пришелец есмь аз на земли, не сокрой от меня заповедей Твоих, но просвети очи мои, да разумею закон Твой. Скажи мне безвестная и тайная премудрости Твоей: на Тя уповаю Боже мой да просветиши ум мой светом Твоего разума, не только пронести, но и творить то, что полезно мне. Да не будет мне во грех чтение, но во обновление и просвещение, во спасение души и в наследие живота вечного. Яко Ты если просвещение лежащих во тьме, и от Тебе всякое даяние благо и всяк дар совершен.

17 сентября

О гневе и покаянии

(Из Патерика)

Один брат имел гнев на другого брата. Один из них решился примириться, и для сего отправился к гневавшемуся на него, но сей не отверз ему дверей келлии своей. Тогда инок сей пошел к одному из старцев и рассказал ему случай сей. Старец по выслушании так отвечал, размысли, с какими мыслями и каким расположением ты шел к брату твоему: вероятно, ты оправдывал себя в сердце своем, а брата своего обвинял, потому он и не мог пустить тебя в келлию свою. Я дам тебе такой совет, если бы действительно не ты, а брат твой оскорбил тебя, положи в сердце твоем, что ты виновен, а брат твой прав, и тогда Бог известит брата твоего, и он смирится с тобою. И при сем рассказал ему притчу такую: два благочестивых мужа, согласившись между собою, поступили в монастырь, и ревнуя о спасении, оскопились. Узнав cие apxиерей отлучил их от церкви, сии два скопца инока оскорбились тогда распоряжением архиерейским, и отправились с жалобою на него к архиепископу Иерусалимскому, но и сей также отлучил их. Оскорбившись еще более сим, они отправились к антиохийскому архиепископу, который также подтвердит отлучение. Тогда решили они идти к папе в Рим, как ко старейшему apxиepeю. Но папа также утвердил решение предшествовавших архиереев. После всего этого, рассудив между собою, что все сии архиереи сговорились между собою, решили сии два инока идти к св. Епифанию, apxиепископу Кипрскому, и Ему объяснить все дело, в том убеждении, что сей архипастырь не зрит на лица, зане пророк есть, когда они подходили к городу, где епископствовал св. Епифаний, то сей вышел им на встречу, и сказал: не входите и во град. Тогда видя единогласное решение нескольких епископов, они убедились в том, что согрешили оскопив себя. Всеведущий Бог, видя их искреннее сокрушение о грехе, открыл св. Епифаний о их покаянии и сей призвав их к себе, разрешил от епитимии, написав о них архиерею города, из коего они происходили. Всегда получим исцеление во грехе своем, если чистосердечно восчувствуем свое греховное состояние, заключил старец. Слыша cие брат поступил по совету старца и примирились оба брата с тех пор, и водворился между ними истинный мир.

18 сентября

Из Патерика об одном иноке, пребывавшем вседневно в слезах

Один инок обители на горе Нитрийской, живший по соседству с другим иноком, постоянно слышал, что сосед его предается плачу о грехах своих вседневно. Если же случалось, что слезы оставляли его, тогда он укорял сам себя и взяв розгу начинал бить себя по телу. Брат удивлялся таковому поведению инока, своего соседа, и молил Бога открыть ему, угодное ли творит Господу так сам себя наказывающий? И вот в одну ночь инок сей видит брата того в сонме мучеников, и один муж сказал ему: Это мученик, указывая на брата того. И ты, православный христианин, лишай себя удобств и удовольствия ради Христа, да получишь заслуженный венец.

О милостыне

В Константинополе был один человек до того милостивый к бедным, что завидев его на улице, нищие следовали за ним толпою, но он показывая, будто отгоняет их, тайно влагал им в руки деньги, дабы никто не видел. Искренний его друг однажды спросил его, как он сделался милостивым? Тогда муж сей рассказал следующее: будучи десяти лет отроду, я вошел однажды в церковь, где священник поучал народ милостыне, и сказал: кто подает нищему, тот подает Самому Христу. Я же помышлял в себе: я слышал, что Христос вознесся на небо и сидит одесную Отца, и как же можно, чтобы подаваемое бедняку Он стал принимать. В сих мыслях я вышел из церкви и направился в дом свой, встретив на пути одного нищего, когда я взглянул на него, то увидел над главою его изображение Господа Иисуса Христа. Когда один человек, встретив сего нищего, подал ему хлеб, то я увидел как изображаемый над главою нищего Христос простер руки Свои ко хлебу тому и преподал благословение подавшему. Увидев то, я по истине убедился, что подающий нищему, подает Самому Христу. И поныне я вижу это святое изображение, над главою нищих и от того одержим бываю страхом, и постоянно творю милостыню по силе своей.

19 сентября

Из слова св. Иоанна Златоустого о гневе

Гнев человека тем сильнее возрастает, чем более находит для себя пищи, подобно тому, как огонь, тем более пылает, чем более находит для себя горючего материала. Но удали дерево от огня, и он гаснет, так проходит и гнев, если уничтожается причина его произведшая. Во время морской бури кормчие, для сохранения корабля часто выбрасывают в море много товара, не разбирая иногда и его достоинство, но как скоро буря стихнет, тогда начинают соображать, что ими выброшено, и часто сожалеют о потере. Тоже самое бывает и с человеком, коего гнев возгорится, он бывает вне себя, и часто сам не помнит, что говорит и делает. И только когда придет в себя, то почувствует всю гнусность своих речей и поступков. Если поймают вора и отберут у него покраденное, то не того начинают наказывать, кому принадлежит покраденное, а того, кто оное украл. Так точно и износящий оскорбительные и скверные речи, тем самим себе наносить вред, а не тому, к кому обращается. Как не здоровый желудок извергает из себя нечистоты, так гневливый хульные слова. Многие на гнев очень скоры, а на смирение ленивы. Не говори: не я, а другой есть причиной моего гнева, но уступи, покорись ты, и Господь за это наградит тебя. Если не ты был началом гнева, то возьми на себя начало примирения. Врачи ходят к больным, не больные к врачам. Так и ты к гневливому приди да исцелиши болезнь его. Господь сказал: если кто ударит тебя в ланиту, обрати ему и другую.

20 сентября

О силе Архиерейских распоряжений

Некто Филон рассказывал, что древле, во время гонения на христиан, один епископ запретил священнослужение одному священнику по одной причине. Случилось, что сей священник попал в руки язычников, кои не могли склонить его к отречению от Христа, усекнули его. По утишении гонения, начальник города того, в котором сей священник принял венец мученический, видя совершающиеся чудеса от гроба его, положил тело в раку, построил церковь, где и, поставил мощи. Когда настало время освящения церкви, и когда священник начал совершать вечернюю службу, то рака святого двинулась и изнеслась вон из церкви. Это навело страх на всех присутствовавших. Когда мощи были внесены опять во храм, и когда присутствовавший там епископ благословил начало службы, рака вторично изошла из храма. Начальник города стал плакать тогда, считая причиной сего события свое греховное состояние, плакали также все там бывшие, видя cиe чудо.

В следующую ночь святой мученик явился епископу и сказал: зачем вы скорбите о том, что я изхожу из храма? Я прошу тебя: сходи ты к епископу города, из коего я происхожу, и скажи ему, дабы он снял с меня запрещение, имея которое, я не могу быть при служении с вами.

Ты не думай сам разрешить меня, только запретивший меня может разрешить, по слову Христову: кого свяжете на земли, будут связаны и на небеси и сказав это мученик сделался невидим. Тогда епископ исполнил просьбу святого. И вот, епископ, запретивши в свое время святого, пришел во храм и поклонившись мощам св. мученика, сказал: Христос, связавший тебя чрез меня, да разрешит тебя ныне за пролитие крови твоей за имя Его. Тогда началась служба Божественная, и рака св. мощей пребыла на месте своем, источая многие чудеса, да разумеет каждый, сколь велик есть сан святительский.

22 сентября

О Петре, сборщике податей

(мытаре)

Hекто Петр, собиратель народных податей во Фригийской стране был человек, можно сказать, жестокий, отказывая постоянно всем нуждающимся, и уклоняясь от посещения Церкви. Но всеблагий Господь, не хотящий смерти грешника, а желающий всем спастись, сделал следующее:

В одно время сидевшие на улице бедняки рассуждали между собою, восхваляя милостивых своих благодетелей, и моля о них Бога, а не милостивых укоряя, и особенно упоминая о сем Петре, как человеке особенно не милостивом. Один из бедняков поспорил тогда со своими товарищами, что он ныне получит милостыню от Петра, и когда они побились между собою об заклад, тогда помянутый бедняк, пришел, стал у ворот дома Петра, который вез на лошади хлеб своему хозяину. – Тогда бедняк тот начал настойчиво просить у Петра милостыни, Петр, не имея под рукою камня, взял хлеб и бросил его в лице нищего. Возвратись к своим товарищам, бедняк показал им хлеб тот, говоря, что получил его прямо в руки от Петра, – и таким образом выиграл залог. Спустя два дня после сего случая Петр заболел сильно, едва не до смерти. В видении, которое ему было, предстали Ангелы и начали взвешивать дела его, и не находили добродетели, которую бы можно было противовесить его грехам, кроме того случая, когда он бросил хлеб нищему. Тогда Ангелы сказали ему: иди Петр, и приложи еще добродетелей, дабы тебе не быть ввержену в муку вечную. По выздоровлению от недуга своего, после сего случая. Петр соделался настолько милостив, что нищим раздал все свое имение, и отпустил на волю рабов своих, оставив только одного, с коим отправился в Иерусалим, где, поклонившись святыне, приказал рабу тому продать его, как раба, и вырученную сумму раздать бедным. Раб тот поступил по приказанию Петра, продав его некоему благочестивому мужу, именем Зоилу. Проданный Петр начал работать у своего господина, то что сей заставлял его. Раз приехали к Зоилу из Фригийской страны гости, и во время обеда, при котором служил Петр, узнали последнего, и рассказали Зоилу, что слуга его сам был знатный и богатый человек, и добровольно сделал себя рабом. Стоявший в то время в дверях Петр слышал разговор гостей о себе, избегая славы человеческой, он поставил блюдо, вышел из дома. Стоявший у ворот дома сторож был глух и нем, подошед к нему Петр сказал ему: отвори во имя Господа Нашего Иисуса Христа, тогда сторож проглаголал, услышав слово великого Христова угодника, и отворил ему врата, чрез кои Петр и удалился. Сторож вошел тогда к хозяину и сказал: сейчас вышел от нас великий Божий человек, когда он говорил мне, я видел из уст его исходящий огонь, который коснулся языка и ушей моих, разрешив мне и то и другое. После напрасных поисков Петра, все прославили Бога прославляющего святых Своих.

24 сентября

Повесть об одном Игумене, молившемся о спасении своей братии

Св. Иоанн Лествичник рассказывал следующее: Игумен одной обители, человек святой жизни, молил Господа, дабы ему неразлучно пребыть с вверенною ему на земле братиею и по смерти. Молитву cию он повторял постоянно. Господь открыл ему волю Свою следующим образом:

В соседнем монастыре был праздник, на который зван был и игумен сей, когда он отказывался идти, то получил откровение, дабы идти, но только послав прежде себя братию свою. Когда иноки пошли по приказанию своего настоятеля, то встретили на пути больного бедняка, лежащим без помощи. Из расспросов у него они узнали, что его изранил зверь, и он теперь ожидает, кто бы донес его до ближайшего села. Иноки отвечали, что они идут пешком, и потому не могут оказать никакой помощи. Игумен шел сзади иноков и когда поравнялся с несчастным, узнал от него историю его несчастья, и то, что прошедшие иноки не оказали ему никакой помощи, предложил ему сначала идти с ним пешком, когда же несчастный сказал, что он сего сделать не может, то игумен взял его себе на рамена и понес на себе. На пути, чувствовал сначала тяжесть ноши игумен, но чем далее шел, тем легче делалась ноша, и наконец сделалась совершенно незаметною, так как несомый несчастливец исчез. Тогда глас был игумену: ты молишься о братии, да с тобою пребудет на небеси, но дела твои и дела их, – различны, ты научи братию твою делам твоим. Я право сужду, и воздаю каждому по делам его.

25 сентября

Воспоминание необычайного события

Во время страшного землетрясения, бывшего в царстве Феодосия младшего, такой страх напал на всех, что народ вместе с царем и патриархом пребывал на открытом поле, совершая крестное хождение. Вдруг, сильным вихрем восхищен был на воздух один отрок, и носился в оном. Все были объяты ужасом, непрестанно взывая: Господи помилуй! Спустя несколько часов, отрок спустился на облаках на землю, и великим голосом возопил, что он слышал пение Трисвятой песни Ангелами, кои не прибавляют к оной, как то делают некоторые, „распныйся за ны». И сказав то, умер. После чего кончилась и буря4.

27 сентября

Поучение св. Евагрия о не осуждении ближнего

Нет более тяжкого греха, как осуждение братии. Осуждающего отвращается Бог, как врага Своего. Посему не должно ли особенно бояться сего греха? Об одном старик рассказывают, что услышав о падении в блуд своего брата, он сказал: грех сделал он. И вот какую страшную историю далее излагает рассказ старцев: Ангелы принесли душу падшего брата осудившему его старцу, со словами: вот человек, коего ты осудил, умер, и где прикажешь положить его, в царство ли небесное или во ад? Ты судья, и так скажи твое решение. После сего старец пребывал в посте, слезах и молитве прося у Господа прощения греха своего. После сего Ангел сказал ему: ты прощен от греха твоего, но впредь не осуждай. Старец во всю жизнь после не осушал от слез глаз своих до самой смерти. Посему пусть каждый смотрит свои грехи. Один Бог Судия есть, осуждающий и оправдывающий кого следует.

28 сентября

Притча

Один муж знатного рода насадил себе виноградник, огородил его и отходя в дом отца своего, стал думать, кого мне оставить сторожем виноградника того? Если оставить без присмотра, то пропадет труд мой и все достояние мое, сделаю вот что, посажу у ворот виноградника моего слепца с хромым, так что если кто вздумает сделать похищение в винограднике моем, то слепец услышит, а хромой увидит. Если сами –слепой с хромым захотят окрасть достояние мое, то хромой не может сделать сего по неимению ног, а слепой не может по неимению зрения. Распорядившись так, муж тот удалился. По прошествии многого времени, слепой говорит хромому, что это значит, – что такое благоухание исходит из врат, около коих находимся мы? Хромой отвечал: много очень хорошего, принадлежащего нашему господину народится там, откуда идет благоухание. Но хозяин наш умно поступил, приставив стражами меня с тобою, слепого и хромого, и мы не можем посему воспользоваться плодами виноградника. Тогда слепой сказал хромому: я хотя слеп, но имею, и могу снести тебя, возьми корзину, влези на рамена мои и донесу тебя, а ты указывай дорогу мне и все хорошее в винограднике мы вкусим. Когда же хозяин возвратится, наш поступок не уяснится для него, ибо если спросит меня, я скажу: я слепой, и потому не могу ничего сделать, а ты отвечай: я без ног. Переговорив так, они поступили согласно плану своему, воспользовались плодами виноградника. По прошествии некоторого времени возвратился хозяин виноградника того, и призвал слепого и хромого, и начал обличать их в краже. Слепой отвечал, что не он причиною кражи сей, поскольку не видит, что украл не он, а хромой. Когда приведен был и хромой, тогда начали они ссылаться друг на друга. Хромой говорил: если бы не слепой меня носил, то я никогда бы не мог сам дойти до виноградника. Но слепой ссылался на то, что если бы хромой не указал ему пути, то он никогда бы не мог дойти до места, к коему нужно. Тогда хозяин решил наказать обоих, признавая их обоих виновными в сем деле.

Толкование притчи сей:

Знатный муж – Христос. Виноград – сей мир, земля. Оплот виноградника – закон Христов. Хромой страж – тело человеческое, а слепой – душа. То, что cии два стража сидели у ворот виноградника, означает – власть, которая дана человеку на земле. Кража в винограднике – преступление заповеди. Наказание обоих – потеря блаженства, и то, что одна душа без тела не приемлет наказания.

Владычино

Москов. губ.

2 июля 1882 года.

Невольно воспоминаю при сем случае о. архимандрита Феодора, а ранее и впоследствии Г. Бухарева, немало потрудившегося на поприще Таинственных изъяснений, хотя труд его не пошел далее рукописи.

В самом деле, Магистр Богословия, инок, архимандрит, отличенный наградами, стяжавший себе даже литературную известность, вдруг оставляете иночество, слагает сан, возвращается в мир, вступает в супружество, и вновь ставит себя в необходимость начинать жизнь, пробивать себе новую дорогу. Но новый жизненный путь ломает силы своего нового пришельца, ужасная бедность берет в свои объятия нежданного, гостя, и смерть при плачевной обстановке является нежданною карьерой.

Такая необыкновенная участь лица, обладавшего, впрочем, несомненными достоинствами, невольно заставляет вспомнить сложившееся в Богословском мире предание, что усилие объяснять таинственное часто служит верным признаком психической аномалии.

Сергей Недумов

* * *

4

Трисвятая песнь, с прибавлением: «распныйся за ны» употребляется церковью Армянскою. В оправдание сего прибавления, Армянские учители ссылаются на то, что относят эту песнь к лицу Одного Господа нашего Иисуса Христа, а не ко всем трем лицам Пресвятой Троицы, как следует по разуму церкви православной, восточной. Что действительно Армянская церковь относит эту песнь к лицу Господа Иисуса Христа, это видно из того, что, например в день Вознесения Господня, она поет эту песнь с прибавлением: вознесыйся, в день Воскресения Господня прибавляет: воскресый из мертвых. С. Недумов


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle