С.Е. Недумов

Источник

Месяц ноябрь

1 ноября

Память свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана

Сии свв. угодники Божии были сыновья матери христианки, именем Феодосии, от которой получили первоначальное христианское воспитание и образование. По дару свыше будучи врачами, они исцеляли болезни, не требуя за то никакого вознаграждения. Однажды исцелившаяся от недуга одна женщина, именем Пелагея, в свидетельство своей благодарности к своему целителю, принесла три яйца, заклиная св. Дамиана именем Бога принять сие малое приношение, которое святой врач и принял. Услышав о сем, св. Косма сделал завещание, дабы по его смерти, и по смерти брата его Дамиана, телеса их не были положены рядом в одной могиле. Св. Косма умер прежде брата своего Дамиана, когда же умер св. Дамиан, то хоронившие не желали погрести его тела рядом со св. Космою, памятуя заповедь последнего. Совершенно неожиданно сомнение cие было разрешено пришедшим верблюдом, которого врачевали святые бессребреники, и который проглаголал человеческим языком, дабы усопшего святого положили рядом с усопшим братом, потому что три яйца, принесенные исцелившеюся женою взяты были св. Дамианом не по каким-либо корыстолюбивым побуждениям, но единственно из уважения к клятвам той жены, и к имени Бога, Коим заклинала принесшая. После сего тело усопшего Дамиана положено было рядом с телом св. Космы.

В тот же день свв. мучениц жен Кириены и Иулиании

Сии свв. жены приняли мученический венец при царе Maксимиане. Св. Kириена родом из Тарса, а Иулиания из Россопа. Маркиан начальник языческий взял сих святых жен, понуждая отрещися от Христа, но не мог их к тому принудит. С остриженными власами на главе и глазах, обнаженная, мученица Кириена принуждена была идти кругом своего родного города, затем во граде Poссопе вместе с св. Иулианиею, предана была на сожжение, чем и положен предел их страданиям.

В тот же день св. мучеников Кесария, Дасия и прочих пяти

Святые сии были арестованы в Дамаске, и после многоразличных мучений, мечем были усечены.

В тот же день св. мученика Ерминиггеада

Отец Ерминиггеада был арианин. Православный епископ Леандр просветил юного мученика светом истинной веры Христовой, за что от своего отца юный сын претерпел побои, после того, как ласками и угрозами не мог быть склонен остаться в арианстве, наконец, был ввержен, связанный, в темницу, тогда как по своему положению мог бы находиться близко к царскому трону. В праздник Св. Пасхи епископ Леандр призвал к себе юного мученика, дабы напутствовал его святыми таинствами церкви, узнав о сем, жестокосердый отец повелел узника сына лишить в темнице жизни. Пение бесплотных Ангелов слышно было при кончине мученика, говорит списатель его страданий, и горевшие свечи разливали от себя необыкновенный свет окрест тела усопшего. В связи с чудесами от тела усопшего мученика, его дееписатель ставит внезапное появление недуга, неизвестного имени, который, поражая народ, служил на пользу верующим, так как устрашая неверных, нудил их страхом смерти обратиться от своего нечестия. Пораженный внезапною болезнью царь Лувиггилд, потребовал к себе, по внушению свыше, епископа Леандра, и провозгласил своим преемником – царем юного отрока, придворного своего Рехадера, родственника усопшему мученику, и сделав таковое распоряжение, скончался. Рехадер, будучи православным юным царем, прославил публично своего родственника мученика, украсив его мощи многоценными дарами. Смотри, заключает историк, как Господь Своею мудрою властью, смертью одного угодника Своего, привел к православию, распоряжениями царя, целый народ.

Сказание о чуде, бывшем от свв. Космы и Дамиана

Один муж в стране Ферманской, во время жатвы своей нивы, будучи расслаблен от лучей солнечных, прилег отдохнуть под тенью дуба. Во время глубокого его сна, незаметно для него, вползла в рот его змея, и прошла внутрь чрева его. По пробуждении он опять занялся работой в поле, не зная случившегося с ним. Но когда он возвратился в дом свой, и вкусив пищи, уснул, змея стала терзать внутренность его и начал кричать муж тот от боли внутри его. Домашние его не могли никак определить, какая болезнь постигла его. Больной же великим гласом возопил: о! святые Космо и Дамиане, помогите мне? И услышали святые молитву страдальца, внезапно погружен он был в глубокий сон, и все бывшие тут, видели, как изо рта спящего выходил змий. Когда животное вышло вполне, то муж пробудился, и воскликнул: никто не прикасайся змию сему, ему велено идти в геену огненную, – и когда он говорил сие, внезапно исчез змий тот.

Слово (сказание) об одной жене пустыннице

Один монах, проходя по отдаленной пустыне, видит – сидит женщина на камне, думая, что это не человек, а какой либо зверь, начал монах тот звать и заклинать жену ту, говоря: если ты человек, то сойди с камня того, и начни говорить. И услышал он голос жены той, что нужно тебе? отойди отсюда, я женщина, и притом обнаженная. Монах тот сказал ей: возьми одежду от меня, тогда жена, приняв одеяние, покрылась им, и сошла с камени того к монаху, и начала разговор с ним, спросил ее старец: скажи мне ради Господа, кто ты жена? отвечала ему: я дочь тысячника, а по воле родителей своих должна была вступить в брак и принять правление всего дома. Но я, размыслив, что все в мире сем суета есть, бежала ночью в пустыню, пришла к камню сему, и вот уже 60 лет прошло, как пребываю я здесь, и не видела я во все время cие человека, до сего дня. Вся моя пища вода и моченые бобы, и Сам Бог ежедневно восполняет то, что мною употребляется в пищу. И вкусил старец пищи ее и испил воды ее, и насытился сим, и воздав хвалу Богу, хотел идти в место свое. Святая остановила старца того, отдав назад его одежду, и прося принести ей одеяние новое, когда возвратился опять монах тот к месту, где встретил святую, и стал звать ее, то не получил никакого ответа, пещера плотно была закрыта приваленным камнем к ней, и дикие звери стерегли вход ее, старец сотворил молитву тогда, и звери отошли от входа пещерного по молитве его, и камень открыл вход пещеры той, тут увидел старец тот, что святая мертва была, и облачил он ее в одежду, принесенную им и в пещере ее похоронил ее. Будучи от юности слеп глазом одним старец тот прозрел пред мощами святой, и прославил Бога он, давшего благодать и терпение рабе Своей, и молился Богу он, и закрыв пещерный вход камень отошел в место свое.

5 ноября

Память св. отца нашего Ионы Архиепископа нового града, нового чудотворца

Св. Иона, в мире Иоанн родился и получил воспитание в Новгороде. Осиротев в ранних летах он был взят на воспитание из сострадания одною вдовицею, которая отдала его в научение христианским истинам диакону. Отрок Иоанн был кроткого нрава, и никогда не участвовал в детских играх со своими сверстниками. Господь предизбрал его на святительский престол, когда он еще был малолетним, как о сем рассказывается в дееписании о нем. В одно время, когда отрок шел из училища, вместе с своими товарищами, игравшими дорогою, преподобный Михаил Клопский будучи ради Христа юродив, подошел к святому Иоанну и подняв его, предрек: Иоанне! учись прилежно наукам, со временем будешь ты архиепископом городу сего, и обняв его, отошел от него. Пророческое сие изречение юродивого Михаила исполнилось в последствии. По смерти Евфимия, архиепископа, св. Иона, находившийся в то время в монастыре Харитоньевском, был вызван на открывшуюся епископскую кафедру. По вступлении на святительский престол св. Иона отличался справедливостью, милосердием и ревностью в распространении веры Христовой. Им сооружены в Новгороде многие церкви в сотрудничестве с другими благочестивыми мужами, написаны многие каноны и службы святым, между коими канон св. митрополиту Московскому Ионе, от руки коего принял св. Иона Новгородский сан епископский. Управляя паствою Новгорода, св. Иона являлся миротворителем между правительством и народом, умилостивляя царя за граждан своего города. Будучи в старых летах, был он приглашаем в Москву для занятия московской архиерейской кафедры, но приглашения сего по старости, не принял.

Св. Иоана скончался в глубокой старости; немного спустя (около 2 лет) по его преставлении, святое его тело издало благоухание, и многие являлись чудеса от него.

6 ноября

Воспоминание о необыкновенном явлении в природе

В царствование Льва Великого, 6 Ноября в полдень, все небо покрылось облаками, и было пасмурно, облака представлялись как бы огненными, и это продолжалось до 40 дней. Думали тогда все, что от такового явления сгорит земля. Это сверхъестественное явление привело всех в ужас, и по повелению царя и патриарха, по всем церквам назначены были крестные ходы, да отвратит Господь гнев Свой, праведно движимый, народ молился усердно, со слезами, и смиловался Христос Господь. Из необыкновенных облаков опустился на землю пепел, сильно воспламеняющийся, в таком обилии, что в некоторых местах ступившая нога человека, покрывалась прахом сим на вершок. Трава и прочие растения уничтожались пеплом сим, представляясь сожженными. После многих и сильных дождей едва очищался от земли прах сей, указывая собою, по замечанию писателя пролога, на грехи наши.

8 ноября

Собор св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил

Св. Михаил Архангел, начальник сил бесплотных, как в ветхом, так и в новом завете оказал много благодеяний человеческому роду, когда ниспал с небеси сатана, бывший прежде светлым духом, возгордившись пред своим Создателем, тогда св. Архангел Михаил, как верный слуга, сохранивший благоразумие, любовь и страх к своему Творцу и Господу, поставлен от Вседержителя начальником и старейшиною прочих бесплотных сил. И собрав всех небесных сил бесплотных, Михаил Архистратиг единодушно со всеми ими исповедал свою любовь и повиновение Пресвятой Троице. Это единение бесплотных сил и называется собором, что празднуется в настоящий день. Силы Небесные, Архангелы и Ангелы суть руководители наши в деле спасения, многие они многим оказали благодеяния, многажды являлись в видениях, достойным сего людям. Так Аврааму являлся Ангел, когда тот победил царя Ходологомора, с трехсоттысячным войском. Ангел предшествовал пред сынами Израилевыми, когда Моисей изводил их из Египта. Ангел явился Валааму, когда сей шел, дабы проклясть Израиля. Иисусу Навину явился Архангел, сказав ему, когда тот спросил: кто ты? – Я Архангел есмь. Сей же Архистратиг, избавил от потопления церковь, когда злочестивый народ хотел погубить православных, много есть сказаний о чудесах св. Михаила Архангела в богодухновенном писании. Посему мы, празднуя ныне память сего великого заступника, просим его помощи – на земле о избавлении от бед и напастей, и на небеси – о его помощи к достижению небесного царствия.

Сказание об одном огороднике, Иоанне

Один огородник, именем Иоанн до того был милостив к бедным, что весь прибыток свой от земли своей раздавал неимущим, оставляя себе только самое необходимое. Пришло на человека сего искушение, по действу диавола, начал беспокоиться огородник, что под старость он может дойти сам до нищенства, особенно, если при том потеряет здоровье, и уменьшил он милость свою, откладывая себе более необходимого, накопив таким образом немало сребреников. Заболела нога у огородника сего, и сколько ни тратил он денег, раздавая врачам, не получал облегчения. Наконец врачи признали необходимым отнять ногу его. Накануне операции сей вспомнил огородник поступок свой, раскаялся пред Богом, и со слезами возопил к Нему: помяни, Господи, прежние дела мои, как помогал бедным я и когда он говорил сие, явился ему Ангел Господень и сказал ему: где твои сребреники, кои накопил ты? Покаялся тогда он, и сказал: согрешил я, Господи, отпусти мне, более не сотворю сего, тогда коснулся Ангел больной ноги его, и прекратилась тотчас болезнь ее. На утро пошел он, чтобы опять работать в огороде своем. Между тем врач пришел, дабы отнять ногу его, и когда узнал, что он работает совершенно здоровый землю свою, то удивился врач сему, и прославил Бога, говоря: блаженни милостивии, потому что они помилованы будут.

9 ноября

Сказание из отеческих писаний о монахе Иоанне

Блаженный Иоанн, прозванный Колоб, ради великого его послушания, с юных лет оставил мир, поступив вместе с родным братом своим Даниилом в скит, где в трудах и молитвах проводили оба они жизнь свою. В одно время Иоанн обратился к Даниилу, брату своему, с такою речью: я не хочу заботиться о теле своем, не хочу вкушать ничего вареного или печеного, но хочу, как бесплотный, пребывать в пустыне сей, и сняв ризы свои, вышел наг из келлии своей. Был большой мороз в ту ночь и не стерпел Иоанн холода, возвратился к келлии брата своего, и начал стучать в двери, дабы отворили ему. Брат его, желая наказать, спросил его: кто стучит; так сильно, и отвечал Иоанн: я, брат твой не вытерпев холода пришел сюда, дабы служить тебе. Отвестствовал Даниил ему: отыди отсюда, ты искуситель, брат мой ангел бесплотный и не радит о теле своем. Когда Иоанн раскаялся пред ним, то отверз он дверь ему и сказал: поскольку ты не бесплотен, то должен заботиться о пище и одежде. После сего св. Иоанн пошел к св. Павлу Фивейскому и стал служить ему: и принял св. Павел его, и начал учить послушанию: взял сухое дерево Павел святой положил его на горе и сказал Иоанну: всякий день поливай дерево то, до тех пор, пока произрастит плоды оно, а между тем вода далеко была от места того, около дня целого ходьбы. По прошествии трех лет послушания сего, проросло дерево то, и принесло плоды свои, и сказал св. Павел собравшейся в церкви братии: придите и вкусите все плодов послушания. После сего св. старец Павел послал св. Иоанна, дабы он привел ему лютого некоего зверя. И спросил его св. Иоанн: что сделать мне, если нападет на меня зверь тот? св. же старец, улыбнувшись, сказал ему: тогда свяжи его. И пошел св. Иоанн и начал ловить зверя того, по приказанию старца святого и поймав связал его, и к св. Павлу привел его. Удивился св. Павел безусловному Иоаннову послушанию, но дабы не возгордился Иоанн в помысле своем, наказал его старец и разрешив лютого зверя от уз его, отпустил.

Сказание о пользе поминовения усопших

Один пленник из Кипра, пришедший в Персию, заключен был в темницу, некоторые из пленных, сидевшие в той тюрьме, тайно бежали из оной и достигли Кипра, где встретив родителей того пленника, на вопрос их: жив ли сын наш? отвечали, что умер он, и мы своими руками погребли его. Между тем умер совсем другой человек, только весьма сходный по наружности с тем пленником. И стали поминать родители своего сына, как уже умершего. По прошествии четырех лет, удалось пленнику сему бежать из заключения, и вышед, достиг он Кипра, и увидел родителей своих, кои сказали ему: мы слышали что умер ты, и творили мы поминовение по тебе. И спросил их сын: в какие дни и месяцы вы поминали меня? Когда родители сказали ему, что в дни св. Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы они поминали его, то отвечал сын им: в эти три дня приходил ко мне некто в белых ризах и разрешал меня от оков моих, и был я свободен в эти три дня, а в следующие дни опять являлся в узах своих.

10 ноября

Слово из Патерика

Один из Фиваидских старцев следующее рассказывал о себе: я был сын идольского жреца, и еще будучи малолетним много раз бывал в капище, и видел как отец мой жертвы приносил идолам. Однажды незаметно для отца вошел за ним в капище я, и вижу, сидит сатана, и слуги его предстоят пред ним, и один из них стал пред сатаною и поклонился ему. И вопросил диавол его: откуда пришел ты? и отвечал ему слуга его: я был в такой то стороне, произвел там возмущение, даже до кровопролития. Сатана спросил его: во сколько времени ты сделал сие? отвечал слуга: в 40 дней сделал я сие, и повелел наказать его сатана, что в такой долгий срок он сделал то. Потом подошел другой слуга, и на вопросы откуда ты? ответствовал: я в море был, и произвел кораблекрушение там и погубил многих из плававших. Сатана вопросил его: ты во сколько времени сделал то? Демон отвечал ему: в двадцать дней. И этого слугу велел наказать сатана за то, что много времени употребил на произведение зла. Также наказал сатана и третьего слугу своего, за то, что сей в десять дней расстроил брак. И четвертый демон пришел и с поклоном сказал князю своему: я тридцать лет в одной пустыне искушал одного подвижника, и в ночь сию соблазнил на любодеяние его. Услышав сие бесовский князь облобызал вестника, и сняв венец с головы своей надел на его, и посадил его рядом с собою на престоле своем. Старец, рассказывавший сие, так заключил повесть свою, истинно я все видел это и размыслив, как велик монашеский чин, оставил все, и сам сделался монахом.

16 ноября

Св. отца Памвы поучение ученику своему

Св. отец Памва послал однажды одного из учеников своих в город Александрию по делам и для продажи некоторых изделий. И пробыл ученик тот в городе пятнадцать дней, и рассказывал после: целые ночи просиживал я на паперти церковной, изучая церковный чин, и наизусть изучил много песней церковных. По возвращении же св. Памва сказал ему: вижу я, что смущает тебя что-нибудь, не случилось ли с тобой чего-либо в городе? отвечал ученик ему: мы в пустыне сей живем ничего не зная, ни канонов, ни тропарей. В городе же я был в церквах и слышал там пение и чтение канонов священных. Старец святой сказал тогда ученику своему: горе нам, сын мой, приходит время, когда иноки оставят то, что существенно, и сосредоточат внимание свое на внешности. Для истинного иночества гораздо, полезнее и необходимее тайно и в молчании творить молитву, нежели упражняться в пении, дабы усладить слух людской. И заключил св. отец нравоучение ученику своему указатель на последние времена мира сего, в кои упадет вера и нравственность и зло проникнет во все общество человеческое. Тот же, кто твердо будет шествовать путем спасения, достигнет Небесного Царствия.

Конец


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle