О значении благоговейного почитания святых и молитвенного обращения к ним
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня у нас всероссийский праздник – память всех наших родных русских святых. Поэтому уместно побеседовать сегодня о том, какое значение имеет для нас благоговейное почитание святых и обращение к ним с молитвой.
Угодники Божии, как показывает само название их, были людьми, всю жизнь свою посвятившими Богу, угождению Ему. Чтобы беспрепятственно совершать свои подвиги, они оставляли все земные радости и удовольствия, жертвовали ради Господа самыми сильными своими привязанностями, всем, что было дорого для них, самой жизнью своей. Воодушевляемые любовью к Богу, они самоотверженно стремились к достижению совершенной нравственной чистоты, боролись с грехом во всех его видах и, благодаря такому самоотвержению, достигали такой высоты духовной жизни, что удостаивались зреть пред собою Господа, при жизни еще становились носителями Святаго Духа, почему и именуем мы их богоносными отцами. Они восходили на такую высоту бесстрастия, что становились поистине земными Ангелами и небесными человеками.
И сегодня праведным своим житием возводят они наши помыслы к Богу, Которому служили всю свою жизнь, ради Которого подымали неимоверные труды и подвиги и терпели всевозможные лишения и бедствия. И тем самым они, несомненно, содействуют укреплению нашей веры. А отсюда очевидным становится для христиан долг благоговейно почитать и прославлять святых. Этому научает нас и Господь, Который чрез апостола Павла говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). А вера святых выражалась в их богоугодной жизни. И потому они не только во время прохождения земного своего поприща, но и по блаженной кончине и во все последующее время являются высочайшими учителями нашей веры, надежнейшими руководителями нашей нравственной жизни.
Святые за свою праведную жизнь удостаивались особой благодати Божией – творить многоразличные чудеса в помощь живущим на земле. И эта благодать, почивающая на святых, после отшествия их из здешней жизни становится сугубой и чрезвычайной. Облекаясь ею, они получают дерзновение возносить молитвы и ходатайствовать перед Богом обо всех, требующих Небесной помощи и заступления. Как известно, на земле люди в силу взаимной любви молятся друг за друга, и к такой молитве Господь во время Своей земной жизни относился милостиво. Он даже вменял веру одних людей другим и через то исцелял их. Молиться друг за друга по взаимной любви заповедует верным и святой апостол Иаков. Но любовь, по слову Божию, никогда не перестает, и потому апостол Петр говорит в своем послании, что будет молиться за христиан и после своего отшествия из этой жизни (см.: 2Пет. 1:15).
Естественно, что в силу этой любви святые ходатайствуют за тех, кто обращается к ним с молитвой о помощи и заступлении. Их земная жизнь была посвящена служению Богу и ближним, не охладевают они в любви к ближним и после блаженной своей кончины. Наоборот, их любовь к ним, живущим на земле, становится еще нежнее и действеннее, так что они с сугубой ревностью посвящают и свою небесную жизнь служению и благотворению своим меньшим братиям, сущим на земле. Это наши вторые Ангелы-Хранители, и мы должны не только благоговейно почитать их, но и обращаться к ним с молитвой.
Наши молитвы к угодникам Божиим не только служат к прославлению их, но и нам оказывают несравненную, величайшую пользу. Правда, что мы могли бы обращаться со своими молитвами непосредственно к Богу. Но Господь внушает нам обязанность обращаться молитвенно к Его святым, тем самым научая смирению и неотступности в молитве.
В силу нашей греховности или же когда наша молитва к Богу бывает не такой, какой она должна быть (то есть когда она расслабленная, бездушная, холодная, так что ею мы могли бы только оскорбить Господа), мы и обращаемся не прямо к Богу, а к славным угодникам Его, чтобы они вознесли за нас молитвы к Нему и по их предстательству Он помиловал бы нас, грешных.
Обращение с молитвой к святым нисколько не бесчестит имени Божия, напротив, Сам Господь научает нас так поступать. Из Священного Писания известно, как Господь грешным людям говорил, чтобы они обращались с молитвой к Его угодникам, дабы те помолились за них. Так Господь Авимелеху, царю Египетскому, говорит об Аврааме: Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (Быт. 20:7). Пойдите к рабу Моему Иову, – говорит Бог друзьям его согрешившим, – раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, иначе Я погубил бы вас (ср.: Иов. 42:8). Много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16), – пишет апостол Иаков.
Дорогие братия и сестры, земная жизнь христианина протекает в тяжелых условиях, среди многоразличных искушений, бедствий и брани с невидимыми и видимыми врагами нашего спасения, и, чем сильнее эта брань, тем более требуется помощи свыше. Тем ощутительнее является потребность возноситься в Горний мир чистых духов и там черпать для себя утешение и благодатную помощь. Нам необходимо почаще освобождать себя от земных уз и возноситься умом к Небожителям, чтобы не прерывать с ними связи, потому что они любят нас и ходатайствуют за нас, когда мы обращаемся к ним за помощью. И верьте, что, чем чаще мы будем прибегать к нашим заступникам, святым угодникам, тем ощутительнее будем чувствовать их невидимую помощь и благодатное общение.
Святой апостол Павел, убеждая христиан не пристращаться к земной жизни и ее благам, писал в Послании к Евреям: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12:22–23). Вот этими-то первенцами, написанными на Небесах, и являются наши святые, которые украшают небесный горизонт и, освящая землю, освещают путь путникам земным. Подобно звездам, сияют они на духовной тверди, подобно маякам, указующим путь плывущим по бурному житейскому морю и стремящимся достичь тихой пристани будущего века.
О том, что святые на Небесах не прерывают с нами взаимообщения и помогают нам, заботятся о нас, знают все наши нужды, прекрасно свидетельствует житие преподобного Моисея Мурина. До своего поступления в монастырь он занимался разбоем, грабил, убивал людей, вел жизнь развратную и разгульную. Обращенный покаянием к христианской жизни, он поступил в обитель, где лукавые демоны воздвигли против него страшную плотскую брань, пытаясь заставить его нарушить свой иноческий обет.
Плотское разжжение было столь невыносимым, что преподобный Моисей, несмотря на строгий пост, труд и бдение, пришел в отчаяние и решил оставить монастырь и вернуться в мир. Изнемогающий от этой жесточайшей брани, он пошел к святому Исидору, великому духовному старцу, и рассказал ему о своем искушении и о намерении выйти из монастыря.
Тогда старец взял его за руку, привел в верхнее отделение своей келии и сказал ему: «Посмотри на запад». Преподобный Моисей посмотрел и увидел на западе великое множество демонов, суетящихся и готовящихся на брань. Затем святой старец сказал: «А теперь посмотри на восток». Преподобный взглянул – и его взору предстали лики светлых Ангелов и души праведников, которых было гораздо больше, чем демонов, и которые также уготовлялись на брань. После этого святой старец Исидор объяснил Моисею: «Черные ангелы – это демоны, спешащие на брань с подвижниками благочестия, а светлые – Ангелы добрые, которых Господь посылает на помощь живущим благочестиво». Утешенный этим видением, преподобный Моисей успокоился, возвратился в свой монастырь и стал подвизаться еще ревностнее, не поддаваясь более унынию, победив таким образом врага спасения, диавола.
Все святые, нами ныне ублажаемые, благоугодили Господу в разное время, в разнообразной обстановке и в разном чине, но внутренний путь их благоугождения был один и тот же. Этот путь состоял в любви к Господу Иисусу Христу, в неопустительном исполнении евангельских заповедей, возводящих к нравственному совершенству. Собственно же заповеди нравственного совершенства изложены в девяти заповедях блаженства, которые и вводят человека в Царствие Небесное. И первой и основной из них является заповедь о нищете духовной: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное, – говорит Спаситель (Мф. 5:3).
Нищета духовная есть такое духовное устроение, когда человек смиряется уже не по привычке и не по сознанию своих недостатков, но по здравому убеждению в том, что у человека ничего нет собственного, а все, чем он пользуется, есть дар Божий, что силы душевные и телесные мы имеем от Господа и без благодатной помощи Его не можем исполнять заповеди Божии, не можем быть угодными Богу. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присвояют, но все свои преимущества, внутренние и внешние, какие бы ни имели, приписывают Богу и благоговеют пред Ним, Подателем всех даров, самих же себя почитают за ничто. Это-то смирение и доставляет нам блаженство и делает нас достойными последователями Христовыми. Этим-то смирением и были украшены все святые, благоугодившие Господу. Они смиряли себя на земле, зато Господь их превознес и прославил, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5:5), и всякий возвышающий сам себя будет унижен, а унижающий сам себя, напротив, возвысится (см.: Мф. 23, 12; Лк. 14:11, 18:14).
Дорогие братия и сестры, совершая сегодня память наших родных угодников Божиих, вкратце воспомним о всех прославленных русских святых, назовем их поименно, чтобы увидеть, насколько Святая Русь была украшена этими небесными светильниками и молитвенниками. В сонме святых угодников Божиих, просиявших на Руси, встречаются и мученики, и святители Христовы, и исповедники, и преподобные отцы и матери, Христа ради юродивые, блаженные, пустынники, просветители и многие, многие другие.
Нет такого уголка на Руси, где не было бы светильника и молитвенника, прославленного от Бога. Град Киев украшается непревзойденными преподобными отцами Антонием и Феодосием с собором прочих Киевских угодников Божиих. На юге России пострадали за веру Христову семь священномучеников, которые являются украшением Херсона.
Преподобные Зосима, Савватий, Герман Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские прославились многочисленными чудесами и являются молитвенниками за Святую Русь. В пределах Новгородских, Белозерских, Вологодских подвизались такие дивные подвижники, как преподобные Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт, Мартиниан Белоезерский. В Тамбовских лесах воссиял великий светильник – Преподобный Серафим.
В северной части России прославился Преподобный Сергий с сонмом Радонежских чудотворцев, который поистине является молитвенником и Ангелом-Хранителем всей России.
Москва имеет своих ходатаев в лице первосвятителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и священномученика Ермогена.
Краса Рязани – святой Василий Рязанский и мученик Роман. Переславль украшен подвигами преподобного Никиты Столпника и преподобного Даниила. Города Ярославль, Чернигов, Псков, Новгород, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Владимир и другие имеют у себя молитвенников, прославившихся своей богоугодной жизнью в этих местах.
Даже далекая Сибирь и та не имеет недостатка в святых, и там горят светильники в лице святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Иоанна Тобольского, Стефана Пермского, праведного Симеона Верхотурского и многих иных. Так богата наша Русь явленными святыми (всего их около четырехсот), а сколько святых, которые неизвестны людям, но известны Богу! Им мы просто не знаем числа.
Все они милостивым оком смотрят на оставшихся на земле братьев своих и молятся за них. Всегда слышат нас, видят наши скорби и всегда готовы помочь нам. Вот какое для нас радостное утешение! Мы не одни, но имеем на Небесах неустанно заботящихся о нас покровителей.
Совершая сегодня память всех наших святых, в земле Российской просиявших, извлечем из этого празднования для себя то назидание, что святых мы должны благоговейно чтить, обращаться к ним с молитвой и по мере своих нравственных сил стараться подражать им в христианской добродетели нищеты духовной. Тогда они всегда будут нашими скорыми помощниками и всегда окажут молитвенную помощь в том, чтобы безбедно переплыть нам волнующееся море настоящей суетной жизни и мирно достигнуть тихой пристани жизни будущей и вечной и там купно с ними удостоиться прославлять сладчайшее имя Великого Бога Отца и Сына и Святаго Духа, Которому от нас да будет честь и слава во веки веков. Аминь.
Неделя Всех святых,
в земле Российской просиявших,
1963 г.