отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Иов (Столп), псковский книжник

Иов (XV в.) – «роспоп», псковский книжник по прозвищу Столп, автор послания к основателю псковского Елеазарова монастыря Евфросину по поводу аллилуйи в церковном пении. В своей «епистолии» (будучи сторонником «трегубой аллилуй») И. обличает Евфросина в приверженности его к «сугубой аллилуй».

Сама «епистолия философьства лист», переданная старцу Евфросину посланцами И., не сохранилась. О ее существовании мы узнаем из Жития Евфросина, созданного, как полагают, не позже 1510 г. Содержание послания биограф Евфросина не приводит. Он излагает только историю спора Евфросина с И. и дает характеристику обоим спорящим: Евфросин – строгий подвижник, И. – поп-расстрига, «кующий клевету» на «преподобного» и поднимающий против него псковичей. В отличие от Евфросина, умершего «честною смертию» «лехко и дивно», И. скончался в тяжких муках. Евфросин называет послание И. «телячьим вещанием», а самого И. «смрада исполненного», отторгнувшегося «от церкви Христовой», «столпом мотыльным». «Мотыльный столп Иов» упоминается и в послании Евфросина псковскому Троицкому собору, которое следует в Житии Евфросина вслед за повестью о споре по поводу аллилуи (ГБЛ, собр. Ундольского, № 306).

Ряд исследователей (например, И. Ф. Нильский, В. Н. Малинин) считают, что И., помимо послания, является еще автором памятника XV в. – «Послания господину Афанасию, честнейшему в иноцех общеобительныя великыя Лавры святаго Николы ктитору», представляющий отрывок из переписки между неким псковским клириком и ктитором Афанасием, несомненно связанного с Житием Евфросина и сохранившегося в Великих Минеях Четиих митрополита Макария (июньской и августовской книгах), а также читающегося в этих же Четьих Минеях «Устава св. отцев седьмого собора на иконоборци». И. Ф. Нильский предположил к тому же, что этот последний памятник и есть то послание И., которое он послал через своих посланцев Евфросину. Думается, однако, что прав Н. И. Серебрянский, отказавшийся видеть в И. автора и «Послания к господину Афанасию...» и «Устава... на иконоборци» (Серебрянский. Очерки..., с. 141).

Изд.: Серебрянский Н. И. Житие преподобного Евфросина Псковского (Первоначальная редакция). СПб., 1909 (ПДПИ, № 173); Послание к Афанасию, ктитору великия Лавры святаго Николы о трегубой аллилуиа // ПС, ч. 2, с. 137–166.

Лит.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1878, т. 8, с. 131–142; Нильский И. К истории споров об аллилуйе // Христ. чт., 1884, май–июнь, с. 695–722; Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901, с. 7, 11, 21, 28, 116–118; Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами // ЧОИДР, 1905, кн. 214, с. 196–218; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908, с. 76–146; Ключевский В. О. Псковские споры // Ключевский В. О. Опыты и исследования. М., 1912, с. 88–122; Лихачев Д. С. Литература Пскова второй половины XV – первой половины XVI в. // История русской литературы. М.; Л., 1946, т. 2, ч. 1, с 406–409.

М. А. Салмина


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle