отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Моисей, автор поучений

Моисей (ум. 1187 (?)) – автор поучений. Ему атрибутируются «Поучение Моисея о безвременном пиянстве» (нач.: «Бог вложил есть всякое похотенье человека...») и «Слово отца Моисея о ротах и о клятвах» (нач.: «Пророк глаголет: того рещи завяза небо...»). А. И. Соболевский приписывал эти сочинения игумену новгородского Антониева монастыря М. (ум. 1187 г.; иных сведений в Летописи Новгородской первой о нем нет), а А. Попов и Н. Гальковский – новгородскому архиепископу М. (ум. 1362 г.). Вторая атрибуция вряд ли верна, поскольку и темы безыскусных поучений М. ближе к потребностям церкви XII в., и стилистически они совпадают с оригинальными новгородскими текстами домонгольского периода; см., например, употребление в них некоторых слов и понятий: пьянство понимается широко – как излишество вообще, представлена языческая символика желто-зелено-черного цвета, в текстах имеются грамматические архаизмы и т. д. Относительно авторства архиепископа М, сомневался еще И. И. Срезневский, указавший на текст, в котором сказано, что этот М. «добро пасяще свое стадо... и многы писца изыскав и книгы многы исписав... скончася много писание оставив» (см.: Новгородская вторая летопись. – ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 198–199) – речь идет о переписке книг, а не о литературном творчестве иерарха. Поучение и Слово – типичные для древненовгородской литературы увещевательные слова, направленные против языческих пороков в среде новопосвященных христиан. Произнесенные на разговорном языке своего времени, русским по рождению человеком, в своеобразной поэтической форме, лаконично и в народном ритмическом исполнении, такие слова затрагивали нравственные проблемы общественного значения; их особенность – в полном отсутствии цитат из Св. Писания (последнее характерно для торжественного красноречия и вообще становится типичным только в более поздней традиции) и в той системе эмоциональных по своему характеру доказательств, которые диктуются обращением не к церковному авторитету, а к простой и понятной житейской мудрости, А. И. Соболевский указал также на связь содержания второго слова, написанного по случаю засухи, с засухой и голодом в новгородской земле 1161 г.

Известны списки сочинений М. XIV–XV вв.: ГИМ, собр. Хлудова, № 30д; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 297/1081.

Изд.: Срезневский. Памятники, с. 275; Попов А. Первое прибавление к описанию рукописей… А. И. Хлудова. М., 1875, с. 56–57; Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе. I. Слова отца Моисея. – ИОРЯС, 1912, т. 17, кн. 3, с. 77–80; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913, ч. 2, с. 133–140; Поучения к простой чади / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – ПЛДР. XII век. 1980, с. 400–403, 690.

В. В. Колесов


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle