Библейские основания современной науки
Содержание
Введение I. Наука и истинное христианство 1. Царица наук Библейская теология Важность теологии Наука и существование Бога Закон причины и следствия Цели Бога при сотворении мира Первое великое поручение Образ Бога Последствия греха Как Бог открывает Себя в природе 2. Христос и космос Библейская космология Творение свидетельствует о Христе Его вечная сила Божество Триединый Бог Троичность Вселенной как модель Божества Триединство пространства Триединство времени Триединство материи Триединство в моделировании и пространственном анализе Единство ипостасей Благодать Бога Свидетельства искупления в живом мире 3. Чудеса и законы природы Сверхъестественное в Библии Факт универсальности закона Униформизм современного космоса Проблема чудес Всеобщие законы и естественные процессы Чудеса провидения Чудеса творения Чудеса Библии Уникальность сотворения Вселенной Чудеса творения в Библии Библейские чудеса провидения Чудеса сатаны и бесов Критерии предполагаемых чудес Внебиблейские чудеса 4. Так называемая наука Библейский эволюционизм Влияние эволюционистских идей Эволюционные религии Теистическая эволюция Периодическое сотворение Хронология Бытия 1–11 и геологическое время Теория дня-эпохи Теория разрыва до Адама Невозможность геологических эпох с богословской точки зрения Теория пропуска в родословиях Предполагаемые библейские проблемы Разные значения слова «день» в первой главе Бытия День отдыха Бога События шестого дня Как же все-таки быть с геологическими эпохами? II. Физические науки 5. Сотворение мира Библейская космогония Распространенность эволюционной космогонии Космогония по Библии Предсуществование Бога Завершенность сотворения Сотворение как заповедь Сохранение творения Ошибки эволюционных космогоний Отказ от теории неизменного состояния Противоречия теории большого взрыва Космогоническая фантазия 6. Небесное воинство Библейская астрономия Количество звезд Разнообразие звезд Солнечная система Эволюция звезд Возникновение Солнечной системы Расширяющаяся Вселенная Высоко ли звезды? Созвездия Благая Весть в звездах Небесный катастрофизм 7. Энергия тепла Библейская термодинамика Универсальность термодинамики Первый закон термодинамики Второй закон термодинамики Богословский аспект Уход от науки Писание о происхождении двух законов Библейские указания на первый закон Библейские указания на второй закон Старение и смерть Энтропия и эволюция на разных чашах весов Термодинамика и человеческое поведение Термодинамика и эсхатология 8. Прах земной Библейская химия и физика Природа материи Химические реакции Сила и мир Слово силы Его Сила в Писании Представления современной науки о силе и энергии Два энергетических закона Аналогия Слова и физической силы Энергия света Атомная энергия Энергия звука и тепла Электрическая и химическая энергия Механическое напряжение и деформация: вес Механическая энергия Вечное Слово Биохимия и происхождение жизни III. Науки о Земле 9. Основы мироздания Библейская геофизика Особое предназначение Земли Размеры и форма Земли Земные столбы Центр Земли Разделение Земли Разломы в земной коре Возраст Земли Ослабление магнитного поля Земли Рост содержания радиоуглерода 10. Вода и Слово Библейская гидрология и метеорология Круговорот воды Модель паровой оболочки Водный потоп Море – великое и пространное Навигация и ковчег Ноя Вода жизни 11. Потопленный водой...Библейская геология Геология в Библии Ненаучный характер «исторической геологии» Подлинный униформизм Основы эволюционной теории Основные этапы и события геологической истории Геология по Писанию Многообразие теорий катастрофизма Образование наносов Прочие свидетельства в пользу гидрокатастрофизма Кладбища окаменелостей Полистратные окаменелости Эфемерные метки Сохранение мягких тканей Явления стратификации Аллювиальные долины Извилистые ущелья Доказательства единичности эпохи образования отложений 12. Окаменелости и потоп Библейская палеонтология Проблема отсутствующих переходных звеньев в окаменелостях Окаменелости как доказательства теории катастрофизма Драконы и единороги Порядок окаменелостей IV. Науки о формах жизни 13. Жизнь плоти Библейская биология Науки о жизни Жизнь и Библия «По роду их» Классификация животных в Библии Таблица 7. Неопределенность названий животных в Ветхом Завете Неопределенность названий животных Иона и кит Современная генетика и стада Иакова Непорочное зачатие 14. По образу Божию Библейская антропология Ни обезьяна, ни ангел Библейские свидетельства, опровергающие эволюцию человека Отсутствие ископаемого обезьяночеловека Обезьяноподобный человек Наука и сущность человека Дух, душа и тело 15. Вавилон и население мира Библейская демография и языкознание Библейская демография Быстрый рост населения в мире Таблица 8. Численность населения для семей из 6 человек Таблица 9. Численность населения для семей из 5 человек Влияние болезней и войн Народонаселение до потопа Рост численности населения от Ноя до Авраама Общее количество людей с момента сотворения Происхождение языка Смешение языков Языки, расы и теория эволюции 16. Бог и народы Библейская этнология Происхождение народов Начало цивилизации Проблема хронологии человека Неточности в письменной истории До цивилизации Приложение 1. Верующие ученые прошлого Ученые-христиане, основоположники ключевых научных дисциплин Выдающиеся изобретения или открытия, принадлежащие верующим ученым Приложение 2. Библейские чудеса творения Сотворение порядка, информации, усложнение систем Сотворение биологической жизни Сотворение духовной жизни, возрождение человека Приложение 3. Библейские чудеса провидения Управление физическими процессами Управление биологическими процессами Ускорение процессов разложения в человеческом теле Исцеление человеческого тела Изгнание бесов Соотнесение времени естественных событии Приложение 4. Чудеса сатаны и бесов Ложные чудеса творения Ложные чудеса провидения Приложение 5. Зодиакальные созвездия и первое откровение Приложение 6. Мировые процессы, указывающие на недавнее сотворение Возраст Земли по оценкам униформистов Источники информации о возрасте Земли
Предисловие
Научные исследования исходят из предпосылки, что во Вселенной существует порядок. В противном случае любая наука становится просто бессмысленным занятием. В этой предпосылке подразумевается, что наш опыт имеет устойчивую основу во Вселенной и подчиняется ее законам – то есть мир, познаваемый через опыт, полон смысла. Однако вышеуказанная предпосылка и следующий из нее вывод требуют сделать шаг навстречу вере, и ученые просто не в состоянии не сделать его. Не «окунувшись в веру», нельзя будет заниматься наукой, да и сама наука без элемента веры не сможет существовать как совокупность знаний.
Кое-кто может возразить: «Но я думал, что наука настолько твердо покоится на эмпирических фактах, что ей никогда не придется обращаться к вопросам веры».
Не правда ли, интересно? Оказывается, в этом еще надо убеждать. Почему образованные люди, по крайней мере, со времен Леонардо да Винчи считали, что научная деятельность есть нечто прямо противоположное вере? Многих из нас учили, будто религия предполагает «слепую веру» в голословные утверждения, в то время как наука строится на эмпирических данных. Некоторые могут пойти даже дальше, как это сделал скептик Марк Твен, сказавший: «Вера – это убежденность в том, что человек считает неправдой».
Однако при близком рассмотрении оказывается, что ученые – те же верующие, и это не представляет для науки никакой опасности в силу того, что предпосылка об упорядоченности Вселенной истинна. Эта предпосылка настолько истинна, что у неспециалиста создается ложное представление, будто она сама прочно опирается на данные опыта.
Тем не менее, такие философы, как Карл Поппер, часто утверждали, что наука не может иметь внутри самой себя никакой «исходной», пускай и абсолютно истинной предпосылки. Но правда и то, что наука едва ли способна отрицать истинность этой очевидной предпосылки. В конце прошлого столетия Джон Дьюи в своем споре с Бертраном Расселом отметил, что при философском осмыслении науки совершенно невозможным оказывается жить в мире опыта и одновременно сомневаться в нем, например, в его упорядоченности или осмысленности. То есть предпосылку об упорядоченности Вселенной нельзя подвергнуть сомнению никаким мыслимым аргументом, так как философ, ставящий проблему, обязательно должен опираться своей ногой на что-то твердое из мира опыта. И его доводы уходят корнями в реальность этого мира еще до того, как он вознамерился усомниться в ее существовании.
А доводы могут быть, например, следующими. Философ-скептик замечает, что его кофейная чашка смотрится по-разному с различных точек. Если он смотрит на нее сверху, он видит круг и прямоугольник сбоку (ручку). Если он смотрит на чашку сбоку, он видит только прямоугольник. И так далее, при бесконечно возможном количестве точек обзора. В результате этот философ с отчаянной убежденностью защищает предположение, что как чашка, так и мир, в котором она существует, в каком-то смысле зависят от чьей-то точки зрения. Некоторые направившиеся по этому пути философы ошибочно предположили, будто тем самым они поднимают вопрос о существовании мира вокруг нас и о достоверности нашего опыта. Дьюи, однако, отмечает, что сам выбор различных точек обзора возможен лишь при условии, что они фактически существуют в мире опыта, то есть в том самом мире, который философ пытается подвергнуть сомнению. Таким образом, с самого начала весь спор ведется исходя из истинности той посылки, в которой сомневается философ.
Как показал Дьюи, существуют и другие способы подвергнуть сомнению мир опыта, но все, кто пытается их использовать, спотыкаются об один и тот же камень. Оказывается, опыт можно осмыслить, только если он достоверен; в нем должен до некоторой степени отражаться существующий мир. Налетев на этот камень, все философы, которые хотели бы отвергнуть достоверность опыта или, по крайней мере, поставить ее под вопрос (а заодно и мир, в котором все это происходит), падают и пачкаются в самой настоящей пыли самой настоящей Вселенной.
По той же причине наука не может подняться над миром опыта, чтобы увидеть, является ли верной предпосылка об упорядоченности Вселенной. В любом случае, откуда ни посмотри, наука вынуждена признать, что Вселенная упорядочена. Ученые должны верить (или делать вид, будто верят) в то, что данная посылка является глубоко истинной, иначе они не смогут проводить никакие научные исследования, а наука не сможет существовать.
«Но, – зададимся мы вопросом, – должно же быть что-то, что подтвердит эту предпосылку?»
Здесь в разговор может вступить богослов, который скажет, радостно потирая руки: «Да, слава Господу, есть!»
Однако нам хотелось бы большего.
Неужели предпосылку об упорядоченности Вселенной нельзя вывести логически? Неужели нет базиса, который можно было бы исследовать научно? Должна ли наука зависеть от этого шага в невежество? Должна ли она верить, полагая (как сказал бы Марк Твен), что все ее знания – неправда? Неужели нет рациональной основы для того, чтобы утверждать, что во Вселенной существует порядок?
Я согласен с доктором Моррисом в том, что такая основа существует и что она неизбежно связана с Богом творения. Более того, я верю, что эту основу может исследовать любой, кто имеет искреннее желание принять Бога. Иначе зачем было бы пророку Исаии писать: «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь» (Ис.1:18)? Или почему Давид сказал: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9), – а Иоанн написал в Откровении: «И дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий путь приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Ин.22:17)?
Если бы Бог хотел окунуть людей в невежество, я думаю, Он не говорил бы о «рассуждении». Если бы Он хотел, чтобы наша голова стала заложницей пыльных полок университетской библиотеки, Он не советовал бы нам «вкусить» (попробовать, почти поэкспериментировать) и «увидеть». Если бы Бог не хотел воззвать к разуму людей, Он не обращался бы к нам словами, которые мы можем понимать, и не обращался бы к верующему как к «слышавшему».
Кроме того, чего может человек «жаждать», как не понимания? К чему человек стремится, если не к разгадке тайны своего бытия? Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Он не сказал: «Окунитесь во тьму невежества, и в ее пустоте ничего не узнаете наверняка». Иисус не был согласен с Марком Твеном. Вера – это не убежденность в том, что вы считаете неправдой. Наоборот, вера, если это действительно вера, есть убежденность в том, что истинно.
Посмотрим на вопрос с другой стороны: как быть, если человек верит в то, что истиной не является? Разве можно сказать, что такой человек исполнен веры? Если вера основывается не на истине, а на чем-то другом, это уже не вера. Она становится глупостью, обманом, чванством или чем-либо другим.
Если вера науки окажется ложной, наука уже не будет наукой. Она может быть черной магией или суеверием, но не наукой. Точно так же, как мы противопоставляем науку и суеверие, наука должна заниматься отделением истинных утверждений от ложных.
Ученые не могут просто собраться и решить, что предпосылка об упорядоченности Вселенной является истинной. Если бы это было достаточным основанием для науки, то научные методы исследования с успехом заменялись бы опросом общественного мнения. Также не будет достаточным только допустить (или выдвинуть гипотезу), что эта предпосылка истинна. Даже притворяться, будто эта посылка верна, недостаточно, если она не истинна. Деятельность ученых может быть плодотворной в реальном мире опыта только в случае, если предпосылка об упорядоченности Вселенной фактически верна.
Я думаю, внутренний человек в каждом из нас верит, что предпосылка о порядке во Вселенной имеет какое-то подтверждение. Мы знаем, не требуя доказательств, что наука имеет твердую основу. Если эту основу не найти в философских обоснованиях или в данных опыта, то где же она?
Здесь опять может вмешаться богослов: «Слава Богу, эту основу мы находим в Его Откровении».
Если Бог существует – такой, как Он описан в Библии: Всемогущий, Всеведущий, Вездесущий и Вечносущий – убеждения науки имеют основание. Есть причина верить в предпосылку о порядке во Вселенной. Иначе, без разумного Творца, упорядоченность Вселенной покрывается кромешной тьмой. И не остается достаточного основания для веры в то, что подобный порядок действительно имеется, а не является иллюзией. Более того, если такой Бог существует, то следует, что вера в Него – дело вполне здравое. А не верить в Него – неразумно. Если же Он не существует, то вера в Него – абсурд, на который указал Твен: вера в то, что не является истиной. И тогда в два раза абсурднее требовать подобной веры от людей.
Однако, если Бог Авраама, Исаака и Иакова существует, то как людям быть, если они не верят в Него? Как они объяснят свой скептицизм? Где они найдут основу своему неверию? Сама земля является творением рук Его, небеса проповедуют и воспевают славу Божию языком, на котором не может говорить ни один человек, но который понятен всем людям (Пс.18). И если даже наука питается мудростью, полученной у Самого Бога, где укрыться тому, кто упорствует в своем неверии?
Эволюционный гуманизм, выдаваемый за науку, часто предлагается как «научная» цитадель, в которой может спрятаться такой человек, но Бог предвидел ее появление и много лет назад указал на ее слабость:
Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертию, и с преисподней сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис.28:15–16).
В соответствии с Библией, Иисус и есть тот «крепко утвержденный» камень. Он говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.16:16).
Но, – станет настаивать читатель, – тогда дайте мне книгу, которая в логической последовательности свяжет учение Библии с открытиями эмпирической науки».
Вы держите ее в руках. Эта книга написана специально для людей, которые, вступая в залы богословских баталий, не забывают захватить с собой голову. Эта книга для тех, кто не желает окунаться во тьму «онаученной веры». Она для тех, кто намерен подойти к Библии объективно, в рассудительности и здравомыслии. Я думаю, «Библейские основания современной науки» сыграют свою роль в развенчивании укоренившегося секуляристского мифа о том, будто занятия наукой не предполагают никакой веры. Более того, я полагаю, эта книга послужит духовной пищей для людей, которые желают поверить в Бога или найти опору в жизни. Она насыщена эмпирическими свидетельствами достоверности Библии и является, вероятно, лучшим на данный момент однотомным изданием, полагающим разумное основание занятиям наукой и их осмыслению.
Джон В.Оллер-младший
От автора
Данная книга касается множества областей науки, поэтому для соблюдения научной точности ее должны были просмотреть специалисты по различным дисциплинам. Перечисленные ниже члены консультативного совета, а также сотрудники Института креационных исследований (ИКИ) проделали эту важную работу, за которую я им глубоко признателен.
Стивен А. Остин (доктор философии в области геологических исследований, Государственный университет Пенсильвании), адъюнкт-профессор ИКИ.
Ричард Б. Блисс (доктор педагогики в области естественных наук, университет в Сарасоте), профессор, зав. кафедрой естественнонаучного образования ИКИ.
Кеннет Б. Камминг (доктор философии в области экологии, Гарвардский университет), профессор и зав. кафедрой биологии ИКИ.
Карл Б. Флайерманс (доктор философии в области микробиологии, Университет Индианы), научный консультант в области микробной: экологии.
Дуэйн Т. Гиш (доктор философии в области биохимии, Университет Калифорнии в Беркли), вице-президент ИКИ.
Дональд Хэманн (доктор философии в области инженерной механики, Политехнический институт Вирджинии), профессор пищевых технологий, Государственный университет Северной Каролины.
Джон Р. Мейер (доктор философии в области зоологии, Университет Айовы), профессор естественных наук, Баптистский библейский колледж.
Джон Н. Мур (доктор педагогики в области естественнонаучного образования, Государственный университет Мичигана), заслуженный профессор естественных наук (в отставке), Государственный университет Мичигана.
Джин С. Мортон (доктор философии в области клеточной биологии, Университет Джорджа Вашингтона), научный автор и консультант.
Джон В. Оллер-младший (доктор философии в области лингвистики, Университет Рочестера), профессор лингвистики, Университет Нью-Мексико.
Хэролд С. Слэшер (доктор философии в области физики, Тихоокеанский университет Колумбии), адъюнкт-профессор физики, Университет Техаса (Эль-Пасо).
Эти ученые прочли полный текст рукописи и внесли множество ценных предложений, большинство из которых были учтены. Тем не менее, после того, как книга напечатана, сам автор несет ответственность за все – и за богословское, и за научное содержание.
Я особенно благодарен доктору Джону Оллеру, который не только внимательно прочитал текст и сделал критические замечания, но и согласился написать предисловие. Не могу не сказать добрых слов также в адрес издательства Baker Book House за прекрасную редакторскую работу его сотрудников и за их оказавшиеся весьма полезными советы.
Миссис Мэри Луиза Моррис, миссис Мэри Шмитт, миссис Джуди Стром и миссис Бекки: Николс – ей особая благодарность – отпечатали различные части рукописи. Большинство иллюстраций подготовлено к печати ведущим художником ИКИ Марвином Россом.