Троеобразная Протенноя

«Протенноя» занимает с. 35–50 в XIII кодексе библиотеки из Наг-Хаммади. Это одно из самых сложных по содержанию гностических сочинений, и к тому же оно сохранилось далеко не полностью. Листы повреждены и вверху, и внизу, и по краям. Большинство лакун восстановлено издательницей Г. Шенке, благодаря чему получился довольно связный текст (в переводе мы не отмечаем восстановленных мест, поскольку сотни квадратных скобок сильно затруднили бы чтение). Перевод сделан по изданиям:

Y. Janssens (в дальнейшем И. Я.). Le codex XIII de Nag Hammadi. Le Museon, 87. Louvain, 1974. P. 341–413.

G. Schenke (в дальнейшем Г. Ш.). Die dreigestaltige Protennoia (Nag-Hammadi-Codex XIII). Berlin, 1984.

В примечаниях встречаются также следующие сокращения:

Крам: W. Е. Crum. A Coptic Dictionary. Oxford, 1939.

Тилль: W. С. Till. Koptische Grammatik (saidischer Dia- lekt). Leipzig, 1970.

Штейернагель: C. Steuernagel. Hebräische Grammatik. Leipzig, 1961.

Янсен: H. L. Jansen. Der Begriff ПТНРЧ, «Das All», im Evangelium Veritatis. Acta Orientalia, 31. Havniae, 1968. S. 115–118.

Троеόбразная Протенноя689

35. Я – Протенноя, Мысль, пребывающая в Отце, я – движение,690 пребывающее во Всем,691 та, на которой стоит Все, первая производительная сила692 в тех, которые возникли, та, которая существует ранее Всего, причем она зовется тремя именами и существует одна, будучи совершенной.693

Я невидима в мысли Невидимого, будучи (,однако,) открытой среди неизмеримых, несказанных.694 Я недостижима в Недостижимом, двигаясь в каждом творении. Я – жизнь моей Епинои695, (я) та, которая существует во всякой силе и во всяком движении вечно и (в) светах невидимых, и в Архонтах, и Ангелах, и Демонах, и всякой душе, находящейся в Тартаре696, и всякой душе материальной, существуя в тех, которые возникали, двигаясь в каждом и покоясь во всех, ходя прямо и спящих пробуждая, и я – прозрение тех, которые пребывают во сне.697

Я – Невидимый во Всем, я – тот, который проницает скрытые вещи, зная все, что существует в нем. Я неисчислимее всех,698 я несказанное неизмеримое. Я же – если захочу – откроюсь сама.699 Я – глава Всего, существуя прежде Всего, и я – Все, существуя в каждом.

Я – Глас, звучащий тихо,700 причем я существую изначала в молчании.701 Я – тот, в котором всякий Глас,

36. и Глас скрытый, который существует во мне в мысли недостижимой и неизмеримой, в молчании неизмеримом.702

Я вошла в середину Преисподней, я распространила свет на тьму.703 Я – тот, который излил воду, я – тот, который скрыт в светящихся водах.704 Я – тот, который явил Все по частям своим помыслом.705

Я – тот, который наполнен Гласом. Благодаря мне вышел Гносис, причем я существую в несказанных и непознаваемых. Я – восприятие и знание, причем я подаю Глас во всех, и они узнают меня по нему, если семя существует в них.706

Я – мысль Отца, и посредством меня сначала вышел Глас,707 который есть знание бесконечных, причем я являюсь мыслью Всего, будучи соединенной с мыслью непознаваемой и недостижимой.708 Я явила себя во всех тех, которые узнали меня, ибо я соединена со всяким в мысли скрытой и в Гласе возвышенном. И это Глас из мысли невидимой и неизмеримой, пребывающий в Неизмеримом.709 Это таинство неуловимое, (исходящее) от Недостижимого. Это невидимое всем, являющееся во Всем. Это свет, сущий в свете.

Нас одних710 ты освободила от мира явного, причем мы спасены благодаря Человеку, скрытому в нашем сердце,711 мыслью

37. несказанной, неизмеримой. И тот, который скрыт в нас, отдает дань своими плодами воде жизни.712

Тогда же Сын, совершенный во всем, а именно Логос, возникший из Гласа,713 который выступил в выси, имея в себе имя, будучи светом, явил бесконечные (вещи), и все непознаваемые он познал,714 и те, которые трудно истолковать, и те, которые скрыты, он открыл, и те, которые существуют в молчании вместе с первой мыслью, он проповедал им,715 и те, которые пребывают во тьме, он явился им,716 и те, которые пребывают в бездне, он наставил их о себе, и те, которые пребывают в сокровищницах скрытых, он сказал им таинства несказанные, и учения непонятные он растолковал всем тем, которые были детьми света.717

Глас же, который возник из моей мысли, пребывает в трех покоях: Отец, Мать, Сын, – Голос, который существует в восприятии (и) имеет в себе слово, этот, который обладает славой всяческой и имеет три мужества, и три силы, и три имени, которые существуют в виде трех четырехугольных помещений в том, что скрыто, в молчании Несказанного.718 Тот один, который возник, а именно Логос,719 – я помазала его славой Духа невидимого720 в благости. Третий же721 – я поставила его одного в силе вечной над Эонами светов живых,722 а именно Бога, который над Всем,723

38.

этого, который сначала излучил свет Эонам вышним и в свете славном и мощи пребывает. И он утвердился в своем собственном свете, этом, который окружает его, который есть око света,724 светящее мне в славе. Он дал Эоны отцу всех Эонов, который есть я,725 мысль Отца, Протенноя, то есть Барбело,726 слава совершенная и невидимая, скрытая, неизмеримая. Я – образ Духа невидимого, и Все получило образ через меня,727 и мать Света, этого,728 которого она сотворила девственным,729 та, которая называется Мирофея, чрево непостижимое, Глас неуловимый и неизмеримый. Тогда совершенный Сын явился своим Эонам, этим, которые возникли через него. Он явил их, он дал им Славу и дал им престолы. Он утвердился в славе, этой, которой он восславил себя. Они воздали славу совершенному Сыну, Христу, Богу, этому, который возник один,730 и они воздали славу,говоря:

«Он существует, он существует, Сын Бога, Сын Бога, он существует, Эон Эонов,731 взирая на Эоны, эти, которые он создал, ибо же ты создал по твоему собственному желанию. Поэтому мы славим тебя: ма мо ооо йа и он и, Эон Эонов, Эон, который прославил себя!»

Тогда же Бог, который был рожден,732 дал им силу, которую никто не сможет одолеть, и поставил их на их место. Первый Эон – он поставил над ним первого, Армидона Нусания Армозила.733 Второй – он поставил его над вторым Эоном,

39. Файония Айния Орояила. Третий – над третьим Эоном Меллефанея Лоя Давифая. Четвертый – над четвертым Мусания Амефа Илилифа.

Эоны же, созданные Богом, который был рожден, Хрис-том734, – этим же (Эонам) была воздана слава. И Эоны со своей стороны воздали славу. Они с самого начала явились возвышенными в своем помысле, и каждый Эон – издающим мириады735 славы в великих светах непостижимых. И они все вместе славословили Сына совершенного, Бога, который был рожден.

Тогда вышло слово (логос)736 из великого светила Илилифа, и он сказал: «Я царь! Кто принадлежит Хаосу и кто принадлежит Преисподней?» И тотчас его свет явился, воссиявая, имея у себя Епиною, причем его не просили Силы Сил.737 Тотчас же явился великий Демон, этот, который властвует над Преисподней и Хаосом, не имеющий формы и несовершенный, но имеющий форму славы тех, которые рождены во тьме.738 Этот же называется «Саклá», то есть «Самаил Ялтаваоф»,739 этот, который взял силу, отняв ее у не имеющей зла, одолев ее сначала, а именно Епиною света,740 сошедшую вниз, эту, из которой он вышел сначала.

Когда же поняла Епиноя света, что она просила его (т. е. Илилифа) о другом творении, меньшем, чем она,741 она сказала: «Помоги мне, чтобы ты был мне подкреплением, ибо я впала в дурной беспорядок».742 И собрание всего Дома

40. Славы743 согласилось с ее словом. Они ниспослали ей благословение, и порядок внешний простил ее.

И начал великий Демон творить Эоны по образу Эонов существующих.744 Он же творил их из своей собственной силы.745

Тогда я явила свой Глас в скрытом, говоря: «Подождите, подождите, (о) ходящие в материи, ибо вот я гряду в мир смертных ради моей части,746 которая в этом месте со дня, когда была побеждена София,747 не имеющая зла, эта, которая сошла вниз, (я гряду,) чтобы разрушить их цель, ту, которую поставил явившийся из нее (т. е. из Епинои/Софии)!»748

И содрогнулись все, не пребывающие в Доме Света749 непостижимого, и заколебалась бездна. И Прародитель незнания, который был царем над Хаосом и Преисподней, сотворил человека по моему образу.750 Однако он не знал, что этот (человек) будет ему приговором окончательным,751 и он также не знал силы, которая в нем (т. е. в человеке).

Теперь же я сошла вниз и достигла Хаоса.752 И я была среди тех, которые принадлежат мне, в месте том, скрываясь в них и давая им силу.753 И я дала им образ. И с первого до последнего дня я даю мощь принадлежащим мне. И я соединюсь с теми, которые услышали это слово,

41. которые суть дети света, Отцом которых я являюсь.754 И я скажу вам таинство несказанное и невыразимое:

Моим попечением оковы все я расторгла вам, и узы Демонов Преисподней я разрушила, которые связывают моих членов и одолевают их.755 И стены высокие тьмы я разрушила до основания, и врата крепкие немилосердных я разбила, и их запоры я сломала, и (уничтожила) энергию злую, и бичующего вас, и издевающегося над вами, и тирана, и противника, и царящего, и врага сущего.

Эти же все (вещи) – я научила им принадлежащих мне, которые суть дети света, чтобы они разрушили все эти (злые силы) и спаслись от оков всех, и вошли в место, в котором они были сначала.756

Я первый, который сошел ради моей части оставленной, которая есть дух, сущий в душе, который возник из воды жизни и из крещения757 таинств. Я, я говорила с Архонтами и Силами – на их языке, ибо я сошла вниз.758 И я говорила мои таинства принадлежащим мне, таинство скрытое. Они расторгли оковы и забвение вечное. И я принесла плод в них, который есть мысль об Эоне неизменном и доме моем и их Отца.759 И я сошла к принадлежащим мне сначала и исправила их первый грех,760 который они совершили. Тогда же воссияли все, которые во мне, и

42. я изготовила образ светов несказанных, которые во мне.761 Аминь.

Слово (логос)762 Протеннои

Я – Глас, который явился через мою мысль,763 ибо я – двойня,764 называемая «Мысль Невидимого», называемая «Голос неизменный». Меня называют «Двойня». Я одна, будучи непорочной.765 Я мать Гласа, причем я говорю многообразно, наполняя Все,766 причем Знание пребывает во мне, знание тех (вещей), которые не имеют конца.767 Я говорю в творении всяком, и меня познали через Все. Я издаю звучание Гласа к ушам, узнавшим меня, которые суть дети света.768 Я же приходила второй раз в образе женщины769 и говорила с ними. И я сообщу им о конце Эона, который произойдет,770 и я наставлю их о начале Эона грядущего, этого, который неизменен, этого, в котором будет изменен наш вид, причем мы будем очищены.771 В этих Эонах,772 этих, в которых я являлась в помысле в моей мужской ипостаси, я поместила себя в тех, которые достойны, в помысле об Эоне неизменнном.773 И вот я скажу вам таинство Эона, который есть этот,774 и я наставлю вас об энергии, которая в нем:

Рождение вызывает рождение, час порождает час, день творит день, месяцы указывают месяц, время обращается, следуя за временем. Эон, который есть этот,

43. завершен таким образом, и он исчислен, и он мал. Ибо узел распустил узел, и цепь расторгнута цепью.775

Когда же узнали великие Силы,776 что время завершения явилось – как муки роженицы, оно уже у порога,777 таким же образом приблизилась гибель, содрогнулись все элементы разом, и устои Преисподней и кровли Хаоса заколебались. И великое пламя выросло среди них, и скалы и земля заколебались подобно тростинке, колеблемой ветром. И жребии Имармены и те, которые измеряют дома,778 задрожали весьма, вплоть до грома великого,779 и престолы Сил затряслись, перевернувшись, и их царь испугался. И спутники Имармены поставили на дорогу все свои колеса780 и сказали Силам: «Что это за сотрясение и колебание, которое нашло на нас из-за Гласа, принадлежащего голосу вышнему, и заколебались все наши дома, и вся орбита нашего пути восхождения достигла гибели, и дорога, по которой мы идем, эта, которая возводит нас к Прародителю нашего рождения, перестала быть устойчивой для нас?»

Тогда ответили Силы, говоря: «Мы сами недоумеваем из-за этого, потому что мы не поняли, кому он (т. е. Глас) принадлежит. Но встанем и пойдем к Прародителю и спросим его!»

Собрались все Силы и взошли к Прародителю и сказали ему: «Где твоя слава, эта, которой ты гордишься? Разве мы не слышали тебя говорящим: Я бог, и я ваш отец,

44. и я сотворил вас, и нет другого, кроме меня? – Вот же теперь явился Глас, принадлежащий голосу невидимому, этому, которого мы не знаем, и мы не осознали самих себя, кому мы принадлежим, ибо Глас тот, который мы услышали, чужд нам, и мы не знаем его. Мы не поняли, откуда это. Он пришел и поселил страх среди нас и (вызвал) слабость наших рук.781 Теперь же да восплачем мы и восскорбим скорбью великой. Итак, весь наш бег – да совершаем мы его (снова),782 пока еще нас не заключили силой и не взяли нас в чрево Преисподней, ибо уже приблизилось разрешение наших уз, и времена пресечены, и дни уменьшились, и наше время истекло, и плач о нашей гибели приблизился к нам, чтобы взяли нас в место, которое мы не знаем. Ибо наше древо, из которого мы выросли, имеет плодом незнание, и также его листья – смерть пребывает в них, и тьма пребывает в тени его ветвей. И мы сорвали его (т. е. плод) в заблуждении и страсти, этот, в котором невежественный Хаос был нам местопребыванием. Ибо вот и сам Прародитель нашего рождения, которым мы гордимся, сам не узнал этого голоса!»

Теперь же внемлите мне, дети мысли,783 голосу Матери милости вашей,784 ибо вы удостоились таинства, этого, которое скрыто от века, чтобы вы получили его. И скончание этого Эона и жизни несправедливой приблизилось. Явилось

45. начало Эона Света, этого, у которого нет изменения вовеки.

Я мужежена, я Мать, я Отец. Я пребываю сама с собой, будучи двойней сама с собой785 и любящей сама себя,786 причем Все стоит благодаря мне одной. Я чрево внутри Всего, причем я рождаю свет, излучающийся в славе. Я Эон грядущий, я свершение Всего, а именно Мирофея, слава Матери,787 причем я испускаю звучание Гласа в уши знающих меня, и я призываю вас в Свет вышний совершенный. Поэтому же, когда вы войдете в него, вы получите славу от тех, которые дают славу, и дадут вам престолы те, которые дают престолы; вы получите себе одеяния от тех, которые дают одеяния, и окрестят вас крестители, и вы будете славами вместе со славами. Этот (Свет) – тот, в котором вы были вначале, будучи светом.788 И я скрывалась в каждом, и я открылась в них.789 И стремились ко мне все мысли, ища меня,790 потому что я дала образ Всему, в то время как они не имели формы, и я изменила их формы в (другие) формы до времени, когда будет дана форма Всему.791 От меня произошел Глас, и я вложила дыхание в принадлежащих мне, и дух святой вечный я ниспослала на них.792 И я вознеслась на небо и вошла в мой свет, я взлетела на мою ветвь, я воссела среди детей света святых... же в их местопребывание,793

46. это, которое... Аминь.

(Слово) об Имармене794

Я Логос, сущий в Свете несказанном, пребывая в молчании непорочном.795 И мысль через великий голос Матери открыла меня в восприятии,796 причем мужское рождение... положить меня (как основание),797 а она пребывает изначала в основании Всего.798 Свет же, пребывая скрытым в молчании, выступил, а она одна является молчанием.799

Я одна – Логос несказанный, непорочный, неизмеримый, немыслимый. Это свет скрытый, приносящий плод живой, изливающий воду живую из источника невидимого,800 непорочного, неизмеримого, который есть Глас необъяснимой славы Матери, славы рождения Бога,801 девственника,802 благодаря разуму скрытому, который есть молчание, скрытое от Всего, будучи необъяснимым, свет неизмеримый, источник Всего, корень всего Эона.803 Это базис, поддерживающий всякое движение Эонов, относящийся к славе могучей.804 Это основа всякого базиса, это дыхание Сил,805 это око трех Покоев, будучи Гласом, произведенным мыслью, и это Логос, произведенный голосом,806 который послан светить пребывающим во тьме.807

Вот же я открою вам таинства, ибо вы мои собратья, (чтобы вы) узнали их все...

47. ...808 Я наставила их всех относительно таинства, пребывающего в Зонах неведомых, несказанных. Я научила их таинству посредством Гласа, который был в разуме совершенном.809 И я была основой Всего, и я дала силу им.

Второй раз я пришла в звучании моего Гласа. Я дала образ тем, которые приняли образ, до их конца.

Третий раз я явилась им в их жилищах, будучи Логосом.810 И я явилась в виде их образа и носила одежду их всех, и я скрыла себя в них, и они не узнали того, кто дает силу им, ибо я пребываю во всех Властях и Силах, и в Ангелах, и в движении всяком, существующем в материи всей.811 И я скрывалась в них, доколе не открылась моим братьям. И никто из них не узнал меня, хотя я действую в них, но они полагали, что все сотворено ими самими, поскольку они являются незнающими и не ведают своего корня – места, в котором они произросли.812

Я свет, дающий свет Всему. Я свет, ликующий в моих братьях, ибо я сошла в мир смертных ради духа, который остался в нем,813 этого, который сошел вниз, который вышел из Софии, не имеющей зла.814 Я пришла и положила... и я сбросила с себя

48. ... посредством восстания мысли, которую он имел изначала, – причем я дала ему от воды жизни,815 и он сбросил с себя Хаос,816 этот, который пребывает с мраком кромешным, находящимся под всем мраком, – (мысли,) которая есть мысль духовная и психическая.817

Этими всеми я облачила себя. Его же я разоблачила и облачила его в свет излучающийся, который есть знание мысли Отцовства, и вручила его тем, которые дают одеяния: Яммон, Элассо, Аменаи.818 И они облачили его в одеяние из одеяний света. И я вручила его крестителям. Они окрестили его: Михеус, Михар, Мнисинус. Они же окрестили его в источнике воды жизни. И я вручила его тем, которые дают престолы: Бариил, Нуфан, Сабинаи. Они дали престол ему от престола славы. И я вручила его тем, которые дают славу: Ариом, Илиен, Фариил. Они дали славу ему в славе Отцовства. И снова восхитили его восхищающие: Камалиил, ...анин, Самбло, служители великих светил святых. Они взяли его в место светлое его Отцовства. И он принял Пять Печатей от света Матери,819 Протеннои. И они дали ему воспринять от таинства знания, и он стал светом в свете.820

Теперь же...

49. ... я пребывала среди них, одевшись как каждый (из них).821 Думали Архонты, что я их Христос.822 Я же пребываю во всех. Однако среди тех, в которых я вложила силу светлую для смирения Архонтов, я – их возлюбленный.823 В том же месте я облачилась как сын Прародителя и была подобна ему до конца его суда, то есть (конца) незнания Хаоса.824 И среди Ангелов я явилась в их образе, и среди Сил, будто я одна из них.825 Среди же сынов человека – будто я сын человека,826 будучи (однако) Отцом всякого. Я скрывалась среди этих всех, пока не открылась в моих членах, которые принадлежат мне.827 И я учила их заветам несказанным вместе с братьями828 – несказанны же они для Властей всех и Сил всех архонтских, но не для детей света – (заветам), которые суть заветы Отца. Они – славы, которые превыше славы всякой, которые суть Пять Печатей совершенных (происходящих) от разума.829 Тот, который имеет Пять Печатей этих имен, которые суть эти,830 сбросил с себя одежды незнания и облекся светом излучающимся. И никому он не откроется, будучи скрытым от Сил Архонтов.831

Среди этих (людей) такого рода завершится Тьма и скончается Незнание, и Мысль творения, которая рассеяна, (соз)даст образ единый.832 И Хаос темный завершится, и...

50. ...доколе я явлюсь в силе моей славы и соберу моих собратьев всех в моем царстве вечном. И я проповедала им о Пяти Печатях несказанных, чтобы я была в них и они также были во мне.833

Я облеклась Иисусом, я сняла его с древа (т. е. с креста) проклятого и поместила его в жилищах его Отца.834 И не узнали меня стерегущие их жилища,835 ибо я неосязаема вместе с моим семенем,836 и мое семя, которое мое, – я помещу его в свет святой, в молчание недостижимое.837 Аминь.

Слово (о) Епифании838

Протенноя троеобразная

Святое писание, написанное отцом в знании совершенном

* * *

689

Протенноя – «протомысль», «первая мысль (Енноя)» Отца. В «Апокрифе Иоанна» выступает «первая (коптское слово, а не греческое, как в нашем тексте) Енноя», Образ Бога, Барбело (ср. ниже с. 38 коптского текста). Но в отличие от Еннои в Апокрифе, которая появляется из Отца после того, как он увидел свое отражение, свой образ в окружавших его водах =божественном свете), Протенноя изначала пребывала в Отце, и, выступая как его ипостась, является одновременно Отцом (как в христианской Троице ипостась тождественна Богу). «Троеόбразная» (букв, «троеформная») – поскольку выступает и в роли Отца, и Матери, и Сына. В Апокрифе Иоанна Бог является ему «в трех формах» и говорит: «Я Отец, Я Мать, Я Сын». Поскольку в коптском «мысль» мужского рода, в данном сочинении с Протенноей соотносятся формы и мужского, и женского рода. В тех случаях, когда особо не подчеркивается мужской род, мы в переводе ориентируемся на женский род.

690

Движение – творческое начало, деятельность, созидание (так, например, в «Трехчастном Трактате» Логос «двигался», создавая человечество), жизненная сила.

691

Отец сотворил своей мыслью, Протенноей, Все, т. е. весь мир, но не материальный мир, который был сотворен Демиургом. Однако и в творениях последнего, людях, телесная, материальная часть сочетается с духовной, которая является частью Всего (именно через эту часть происходит телепатическое общение Протейнои с гностиками). Особенно четко противопоставление божественное-материальное выступает в «Евангелии Истины» (см. Янсен). Однако в данном тексте это понятие более широко, поскольку сам Демиург, хоть и опосредствованно, является творением Отца.

692

Употреблено коптское слово, означающее «рождение/творение» (и как действие/процесс, и как результат). И. Я. переводит его как «производительная сила», ссылаясь на Апокриф Иоанна, где первая Енноя (см. прим. 689) обладает тремя силами, тремя именами и тремя производительными силами («рождениями»). Г. Ш. переводит сочетание как «первое рождение», замечая, что этот эпитет имеет не столько временной смысл, сколько указывает на особое положение Протеннои как творца Всего. Однако называть Протейною «рождением» невозможно, поскольку она сама – Троица, Отец, Создатель. Очевидно, термин не вполне понят переводчиком. В оригинале могло стоять, например, слово γέννημα, которое означает «рождение», а также «производящее начало, источник, творец».

693

Единая Троица.

694

Будучи невидимой, как Отец, она открывает себя среди вышних сущностей.

695

Творческая мысль, эманация Протеннои. Говоря «я – жизнь моей Епи- нои», Протенноя имеет в виду, что она осуществляет свои замыслы, претворяет их в жизнь. В Апокрифе Иоанна Епиноя света «воздействует на все творение». Ср. далее с. 39.

696

Восстановление Г. Ш. (из «т...арос», Тартарос), которая замечает, что речь идет о душах в аду и душах, заключенных в материальных телах.

697

Термин «сон» в гностике – неведение. Обретение знания, Гносиса, – прозрение, пробуждение. В «Трехчастном Трактате» илики, низшая, материальная ступень (высшая – пневматики, вторая – психики), которым нет спасения, находятся «в забытьи и тяжелом сне».

698

Букв, «каждого». Употреблен греческий предлог παρά, который имеет много значений. В коптском он обычно употребляется как «более» для образования сравнительной степени описательным способом (поскольку там нет степеней сравнения). Но Г. Ш. полагает, что «более каждого» в эпитете унизительно для Протеннои и предлагает переводить «перед каждым», «для каждого».

699

Протенноя открывает себя «детям света», гностикам, т. е. «тем, которые узнали ее» (с. 36, ср. прим. 706): «я скрывалась в каждом, и я открылась в них» (с. 45, прим. 789); «я скрывалась среди этих всех, пока не открылась в моих членах, которые принадлежат мне» (с. 49).

700

Т. е. безмолвно, не издавая звука. О Гласе см. прим. 706.

701

«Молчание» – способ пребывания Божества, выражение его непознаваемости, недоступности, скрытности. В «Трехчастном Трактате» состояние Отца – молчание, мудрость и милость. Только само Божество может по своему желанию являть себя, давать познать себя. – Так, «дети света», запечатленные Пятью Печатями, соединяются с Божеством, познают его, попадают «в свет святой, в молчание недостижимое» (с. 49–50).

702

Если восстановление правильно, то здесь имеются в виду два типа Гласа. Г. Ш. предполагает, что «Глас скрытый» – внутренний голос человека. Однако «недостижимая и неизмеримая мысль» и «неизмеримое молчание» – это то, в чем пребывает Отец (см. предыдущее прим.), и таким образом Глас скрытый – Глас, существующий в Трех Покоях, в Троице (см. с. 37). А «всякий Глас» – это Глас, обращенный к людям, который «подается во всех» (см. ниже). Но он находится в единении с тем Гласом, который существует «в мысли недостижимой и молчании неизмеримом». Ср. ту же связь между мыслью, пребывающей в Отце, и мыслью, распространенной во Всем (прим. 708).

703

В гностических сочинениях вторжение света в тьму (Хаос), материю характеризуется двумя противоположными целями: угроза (наказание) и помощь (просвещение). Так, например, в «Происхождении мира», когда Родоначальник Хаоса сказал: «Если кто-либо существует прежде меня, пусть явится, чтобы мы увидели его свет», «тотчас свет снизошел из Огдоады и пронизал все небеса земли». В «Сущности Архонтов», когда подобным образом возгордился Ялдабаоф, Пистис София протянула свой палец и внесла свет в материю и преследовала Ялдабаофа «до дна пределов Хаоса», а затем вновь вознеслась в свой свет. Однако та же Пистис София в «Происхождении мира», когда Саваоф осудил своего отца Ялдабаофа, простерла свой перст и излила на него некий свет из своего света, и он, получив свет, обрел власть над Силами Хаоса, и был назван «Господь Сил». См. также следующее прим.

704

«Вода» в гностических текстах имеет разные значения и выступает в разных аспектах. Главные из них – вода света и тьмы, божественная вода- свет и воды Хаоса, тьмы. В Апокрифе Иоанна свет, окружающий Божество, – вода жизни, и из этой живой воды проистекает источник Духа, в котором оно видит твой образ. В темных водах Хаоса Божество и божественные сущности могут отражать свой образ. В «Сущности Архонтов» Пистис София «посмотрела в глубь областей вод, и ее образ отразился в водах». В Апокрифе Иоанна Отец являет свой образ в виде Человека в водах Протоархонту. В «Происхождении мира», когда свет из Огдоады пронизал все небеса земли, «образ Человека явился в нем». В Апокрифе Иоанна Отец явил свой образ в виде Человека в «водах, которые на материи», и благодаря свету его образа «нижняя сторона вод» (т. е. обращенная вниз, к материи) была освещена, и «Власти и Протоархонт» увидели этот образ.

705

Глагол означает «выходить, всходить (о растениях), распускаться, испускать свет». Г. Ш. переводит: «я тот, который излучил свет Всему часть за частью посредством моей мысли» и в примечании приводит сравнение с солнцем, которое освещает мир постепенно, двигаясь над ним от восхода до заката. И. Я. переводит: «я тот, который произвел Все... в моей мысли» (лакуна «по частям» тогда еще не была восстановлена). В словаре Крама глагол характеризуется как непереходный, потому объект «Все» Г. Ш. ставит в косвенном, дательном падеже. Однако в «Зостриане» (кодекс VIII библиотеки Наг-Хаммади) этот глагол употреблен с прямым объектом в значении «явить его (т. е. себя)». Это значение и использовано в переводе. Таким образом, смысл практически тот же, что и у И. Я., однако последующий предлог «в», который имеет также инструментальное значение, переведен как инструментальный (так и у Г. Ш.), т. е. Все создано мыслью Протеннои-Отца.

706

Букв, «узнают меня по ней», хотя «Глас» мужского рода в коптском. По-видимому, переводчик так передал греческое местоимение женского рода, не подумав о том, что оно относится к слову «Глас» (в оригинале могло стоять, например, φωνή, βοή, ήχώ, т. е. существительное женского рода, к которому и относилось соответствующее местоимение). Дальнейшее придаточное оформлено как циркумстанциалис (обстоятельственное): «причем...». Но в коптском он может играть роль любого придаточного, в данном случае, на наш взгляд, условного. Говоря о Гласе, следует заметить, что как Протенноя – персонифицированная Мысль Отца и в то же время и сам Отец, так и Глас Протеннои персонифицируется (см. далее), в то же время оставаясь и самой Протенноей. Это безмолвный голос, издаваемый посредством мысли, т. е. телепатически. Таким образом сообщается Знание, Гносис. Глас обращен ко всем (см. ниже «я соединена со всяким в мысли скрытой»), но только пневматики-гностики, имеющие в себе семя, каплю Света, могут отозваться на этот призыв, ср. ниже: «я явила себя во всех тех, которые узнали меня».

707

Протенноя и называет себя Гласом, и говорит, что из нее вышел Глас. Но это кажущееся противоречие, поскольку она претворяется в Глас, реализует себе как Глас, оставаясь сама собой (см. предыдущее примечание).

708

Непознаваемая и недостижимая мысль – это мысль Отца. Г. Ш. предполагает, что «мысль Всего» – это мысль Отца обо Всем. Но здесь конструкция, соответствующая по значению родительному падежу в тех языках, где есть падежи, и ее скорее следует понимать в прямом смысле, как мысль, существующую во Всем, созданном Отцом. И как мысль его создания она является частью мысли Отца, т. е. соединена с ней. Протенноя – мысль Отца вообще, в т. ч. и мысль Всего, но здесь последняя выделена особо как та среда, в которой действует Глас, в которой Протенноя соединяется телепатически «со всяким в мысли скрытой и в Гласе возвышенном».

709

Т. е. это Глас Протеннои, поскольку она – «мысль, пребывающая в Отце» и «невидима в мысли Невидимого» (см. начало сочинения).

710

Следует вставка – реплика гностиков.

711

Г. Ш. восстанавливает слово «Человек» в лакуне на основании 1Пет. 3"сокровенный сердца человек».

712

«Человек, скрытый в нас» – образ Бога, который носят в себе «дети света». Как библейский Бог имеет образ Человека, поскольку создал человека по своему образу и подобию, так и в гностицизме Человек – образ Бога (по образу Бога, явившегося в виде Человека в водах, Архонты создали людей; ср. прим. 750). Нося в себе этот образ, «дети света» своим духовным совершенствованием отдают дань за ниспосланный дар света – воды жизни (ср. прим. 757), «и отдает дань своими плодами воде жизни» (ср. с. 41): «И я принесла плод в них, который есть мысль об Эоне неизменном и доме моем и их Отца».

713

Т. е. рожденный Протенноей, Гласом, Мирофеей, «чревом непостижимым» (см. с. 38).

714

В тексте: «они познали их», т. е. обычная в коптском неопределенно- личная форма для выражения страдательного залога (отсутствующего в коптском): «были познаны». Но, по-видимому, переписчик вместо одной буквы написал другую, и здесь должно быть «он познал», что согласуется с контекстом и в смысловом, и в формальном отношении.

715

Объект непонятен. Проповедовать «тем, которые существуют в молчании» невозможно, поскольку это Троица. Возможно, ошибка переводчика вместо «о них».

716

Или «открылся».

717

Просветительская деятельность Логоса, обращенная к «детям света», где бы они ни находились – и во тьме, и в бездне, и в каких-то «скрытых сокровищницах» (это остается неясным), и семя, и капля света, таким образом пробуждается в них (ср. с. 47).

718

Г. Ш. полагает, что слова «которые существуют в виде трех четырехугольных помещений» следует перенести выше, после слов «в трех покоях». Может быть, это было бы логичней, но трудно представить, каким образом это могло произойти, поскольку это даже не смежные строки. Что касается содержания данного пассажа, то здесь Сын именуется уже Гласом. Это как бы вторичный Глас, возникший из мысли Протеннои. Сама она отождествляет себя со своим Гласом (см., например, конец с. 35) и как Глас, как Мать, рождает Глас-Логос (см. с. 38). Этот Глас, миссия которого – миссия просвещения и спасения, реализует себя как «Голос» (синоним слова «Глас»), который «существует в восприятии», т. е. его воспринимают те, к кому он обращен. Он содержит в себе «слово» («логос» с неопределенным артиклем, т. е. не гностическая сущность Логос, а просто существительное), адресованное «детям света». Следует все время иметь в виду невоспринимаемое с точки зрения обычной логики представление о единстве Троицы и ее ипостасей. Ниже сама Протенноя выступает в роли Логоса (с. 47). Какие же конкретно здесь три имени, неизвестно. В Апокрифе Иоанна Барбело стала Первым Человеком, который есть девственный Дух, трижды мужественный, обладающий тремя силами, тремя рождениями (производительными силами, ср. прим. 692). В «Аллогене» Великий Эон обладает тремя силами и тремя мужествами. Есть и другие примеры. О «молчании» см. прим. 701.

719

Логос – единственный рожденный из Троицы (ср. с. 38). Г. Ш. понимает это «саморожденный», что неверно (см. прим. 730 и 732).

720

Т. е. Отца. Протенноя – «образ Духа невидимого» (см. прим. 727). Таким образом, Логос – помазанник, Христос (см. начало с. 39). В Евангелии от Филиппа говорится: «помазание выше крещения».

721

Тот же Логос, третий член Троицы. Частица «же» здесь – не противо-поставление.

722

Логос – творец Эонов, см. ниже.

723

«Бог, который над Всем» – восстановление Г. Ш. на основании Апокрифа Иоанна, где говорится, что Сын, Христос, невидимым Духом (т. е. Отцом) поставлен как Бог над Всем.

724

Логос – око Трех Покоев, см. конец с. 46.

725

Протенноя отождествляет себя с Отцом.

726

В гностических сочинениях – создание Отца, его женская ипостась. В Апокрифе Иоанна – образ Отца, невидимого Духа, первая Енноя (Мысль).

727

Невидимый Дух, Отец, естественно, невидим, но «он знает свой собственный образ, видя его в чистой светлой воде, окружающей его» (Апокриф Иоанна), и свою Мысль оформляет как свой образ, и через нее создается/ она создает видимое Все.

728

Свет – Логос (см. с. 46), просветитель «детей света». Г. Ш. начинает со слов «и мать» новый пассаж, и таким образом получается, что в предложении нет сказуемого, которое она вставляет после имени «Мирофея»: «есть чрево непостижимое». Однако вставка не нужна. Здесь, начиная со слов «я – образ Духа» идет ряд именных сказуемых: «я – образ... и Мать... чрево... Глас». Фраза «и Все получило образ через меня» – вводное предложение, вклинившееся в этот ряд.

729

Г. Ш. переводит «как девственница», относя определение к Матери. Поскольку здесь подлежащее мужского рода, букв, «причем он является девственным», она считает, что в тексте двойная (что уже маловероятно) ошибка: «он» вместо «она» и опущен артикль женского рода. При этом она повторяет свое мнение о саморожденности Сына, что должно подтвердить девственность Матери. Однако божественное рождение не лишает девственности, даже в христианстве, где Бога рождает земная женщина. Здесь же, тем более, рождение происходит через мысль. К тому же почему тогда упоминается «чрево непостижимое, Мать света (т. е. Логоса)». О Логосе-девственнике говорится и далее. Г. Ш. вынуждена и там трактовать это как «девственница» (см. прим. 802).

730

Г. Ш. переводит «сам» и считает, что Сын саморожден. Это коптское местоимение может означать и «один» и «сам», но в последнем случае только если не относится к субъекту (Тилль, § 196). Таким образом и здесь, как и выше (прим. 719), говорится о Сыне как единственном из Троицы «возникшем». Ниже ясно сказано, что он – «Бог, который был рожден» (прим. 732).

731

Создатель Эонов, он объединяет собой все Эоны.

732

Наполовину восстановленная форма, но восстановление несомненно, поскольку ниже она встречается еще дважды. Прямое указание на то, что Сын был рожден. Г. Ш. понимает это как «был рожден самим собой». Однако прежде всего грамматика не допускает такого толкования. Здесь неопределенно-личная форма, которая употребляется для выражения страдательного залога (которого в коптском как такового нет), букв, «они родили его», т. е. что он кем-то был рожден. Если бы имелось в виду, что Сын родил себя, не могло бы быть местоимения «они». Г. Ш. в комментариях называет Сына Аутогеном, желая подчеркнуть, что он саморожден. В данном тексте это слово не встречается, однако оно употребляется в Апокрифе Иоанна применительно к Сыну Отца и Барбело, но вовсе не в значении «саморожденный». Текст определенно говорит о рождении Сына, описывая его таким образом: «Барбело посмотрела пылко на Отца. Она повернулась к нему и родила блаженного Искру. Это единородный, божественный Аутоген, перворожденный Сын». «Аутоген» используется в Апокрифе в своем основном значении – единокровный, т. е. единосущный с Отцом. В значении «саморожденный» этот термин употребляется в Евангелии от Египтян, но там он относится к Отцу.

733

Перечисленные греческие имена в коптском переданы, как они стояли в оригинале, в аккузативе. Поскольку не все греческие буквы могут быть переданы русскими, здесь приводятся эти имена в латинской транслитерации. В переводе, где приходится передавать их русскими буквами, получаются следующие совпадения: о и ω передаются как «о», η и ι как «и» (и в дифтонгах как «й»), υ и ϕ как «ф». Окончания –ος, –ης, –υс отбрасываются (если перед –ος, –υς стоит гласный, они заменяются на «й»): Armēdōn, Nousanion, Harmozēl Phaionoin, Ainion, Огоиаēl, Mellephanea, Lōion, Daueithai, Mousanion, Amethēn, Ēlēlēth.

И. Я. сравнивает эти имена с именами в Апокрифе Иоанна и Евангелии от Египтян. В общем они совпадают, за исключением первого, форма которого может быть просто искажена.

734

Помазанником, ср. выше (конец с. 37, прим. 720). В Апокрифе Иоанна Отец помазал Сына своей благостью.

735

Букв, «десятки тысяч» – термин, часто употребляемый не как конкретное числительное, а для выражения очень большого множества, как и древнерусское «тьма» (десять тысяч) (Блок: «мильоны вас, нас тьмы, и тьмы, и тьмы»). Но здесь, где говорится о царстве света, это слово не подходит, вызывая нежелательную ассоциацию.

736

«Логос» в значении именно произносимого слова (с неопределенным артиклем), а не гностической сущности, Логоса.

737

По-видимому, Силы материального мира не просили Илилифа дать им повелителя.

738

Илилиф, считая себя царем и зная, что над Преисподней и Хаосом нет царя, решает создать такового (ср. его слова в Евангелии от Египтян: «пусть кто-нибудь правит Хаосом и Преисподней»), фактически поставить над ними своего сына. Он испускает свет со своей Епиноей, своим творческим замыслом. Она рождает великого Демона. В Евангелии от Египтян он испускает облако, которое есть «илическая (материальная) София». В Апокрифе Иоанна София Епиноя, желая сотворить «образ» без воли Отца и без своего мужского сотоварища, создает в результате дефектное творение: змея с мордой льва, Ялтаваофа. Очевидно, и в нашем тексте «не имеющий формы» означает «не имеющий истинной формы», но его уродство для мира Хаоса – «форма славы».

739

В Апокрифе Иоанна созданный Софией Епиноей Ялтаваоф, Первый Архонт, также «взял большую силу от своей матери» (хотя не отнял принуждением, как здесь), и у него, помимо упомянутого имени, было еще два, такие же, Сакла и Самаил. В нашем тексте «Сакла» поясняется как «Самаил Ялтаваоф», и в «Сущности Архонтов» говорится: «Сакла, что значит Ялтаваоф». Это, однако, не перевод имени «Сакла (арамейское “глупец”)», а замена истинного/тайного имени общеупотребительным. Так же говорится, что «Самаил» значит «бог слепых», но это не толкование имени, а характеристика этого Архонта.

740

Демон отнимает силу у своей матери, Епинои. Здесь идет ряд определительных предложений к местоимению «этот»: «этот, который взял силу, который отнял ее у не имеющей зла (букв, отрицательный префикс, означающий «без» и подобное, в сочетании со словом «зло», как бы «беззлая»), который одолел ее сначала, которая есть Епиноя света». Она же называется ниже Софией (ср. прим. 738).

741

Временная форма («когда...») восстановлена, по-видимому, правильно, поскольку трудно найти альтернативу. Но фраза маловразумительна, букв, «[когда] же узнала Епиноя света, что она просила...» Возможно, неправильный перевод. Г. Ш. предлагает понимать «о другом т[ворении, мень]шем, чем она» как «о другом творении, (чем это, которое является) меньшим, чем она». Но тогда получается, что Епиноя хотела получить создание, которое больше, чем она. Текст, как он есть, скорее говорит о том, что Епиноя не ожидала, что ее творение окажется сильнее ее и отнимет у нее силу. Она хотела, чтобы он был меньше, чем она, т. е. подчинялся ей.

742

В «Сущности Архонтов» Норея также обращается за помощью к «великому Ангелу Илилифу», одному из Четырех Светил.

743

Плерома Эонов.

744

Мотив Демиурга, творящего материальный мир по образцу вышнего, нередко встречается в гностических текстах.

745

Т. е., не из силы света, отнятой им у Епинои, а из своей собственной, темной силы.

746

Пневматики, «дети света», носящие в себе семя, каплю света, ср. выше прим. 706.

747

Епиноя света, см. с. 40 и прим. 740.

748

Вся эта речь и следующее далее описание конца материального мира относятся к будущему, хотя все дано в прошедшем времени. Здесь (как и в Библии, когда речь идет о действиях Бога) особый вид прошедшего времени, выражающий действие, которое неминуемо должно будет произойти, см. Штейернагель, § 30.

749

Вышний мир, ср. выше «Дом Славы».

750

Здесь Протенноя выступает как Отец. В гностических текстах не раз говорится о том, что Бог имеет вид Человека. В Апокрифе Иоанна Бог является ему в трех формах как Отец, Мать и Сын, причем как Отец он имеет вид старца. Там же говорится, что Эон Первый Человек есть «образ невидимого Духа (­Бога)». Там же сообщается, что совершенный Отец открыл Архонтам свой вид в человеческой форме. Увидев его на воде, они создали человека по образу Бога и «их подобию» (т. е. форма Человека, но плоть материальна). Ср. следующее прим.

751

Т. е. люди, являющиеся «детьми света», осудят Архонтов. В «Происхождении мира», когда Архонты сотворили человека, вид которого был подобен виду Человека, который явился им, «это произошло по провидению Пистис, чтобы Человек явился перед своим подобием и осудил их посредством их творения».

752

Т. е. материального мира. Нисхождение Протеннои как Логоса/Христа.

753

Просвещая и уча их посредством Гласа.

754

Протенноя совершенствует «детей света», см. с. 47: «Я дала образ тем, которые приняли образ», т. е. отозвались на Глас, поскольку имели происхождение из Света. После конца материального мира, при наступлении Эона неизменного, «дети света» будут очищены и вид их будет изменен (см. с. 42). Здесь Протенноя называет себя их отцом. Ниже (конец с. 44) она называет себя «матерью милости» по отношению к «детям мысли», т. е. «детям света». Но она никогда не называет себя их матерью, как мать она только мать Логоса. О соединении Протеннои с «детьми света» см. прим. 830.

755

Букв, «которые привязаны к моим членам». Это не члены тела Протеннои, а «дети света», ее члены в переносном значении.

756

Имеется в виду небесная отчизна «детей света», гностиков.

757

Букв, «погружения, омовения»; этот термин употребляется и для обряда крещения. В данном случае это духовное крещение, крещение Духом из «воды жизни», ср. Апокриф Иоанна: Бог – Дух невидимый, источник воды жизни; свет, окружающий его – вода жизни. «Часть оставленная» – часть невидимого Духа, существующая в душе пневматиков (т. е. «духовных людей»), гностиков, капля света, семя. Ср. конец с. 47: «я сошла в мир смертных ради духа, который остался в нем».

758

В виде Логоса/Христа, см. с. 49.

759

Небесная отчизна «детей света» (ср. прим. 750). По-видимому, переводчик понял приложения к Эону неизменному как дальнейшее перечисление и следовало бы: «об Эоне неизменном, (т. е.) моем доме, доме их Отца». Выше (начало с. 41) Протенноя называет себя Отцом «детей света». Ниже об Эоне неизменном Протенноя говорит, что это грядущий Эон, а потом заявляет, что она и есть грядущий Эон (начало с. 45).

760

Букв. «стыд». Упоминание о первородном грехе, который «дети света» искупают просветлением и очищением. Неясно, о каком грехе идет речь. Едва ли гностики имели в виду библейскую историю грехопадения. Адам, лишенный «одеяний света» и одетый в «плоть», прозрел, что гол (ср. с. 49 – «одежды незнания» и т. д.).

761

Заканчивается описание будущих событий, которые (как и выше, см. прим. 748) излагаются в прошедшем времени. Ср. также с. 45, где описывается будущее торжество «детей света». Став «светами несказанными», они соединятся с Протенноей, Божеством, см. прим. 830.

762

Здесь «логос» в своем прямом значении как «слово/речь».

763

Божественное рождение и творение происходят путем мысли. Протен- ноя – мать Гласа и в то же время и сам Глас (ср. прим. 706).

764

Коптское слово, обозначающее и двойню (пару близнецов) и близнеца. Г. Ш. полагает, что это член супружеской пары, в данном случае – супруга, женская часть божественной пары. Сам глагол этого корня означает «быть соединенным, двойным». В начале с. 45 он употребляется во фразе «причем я соединена/сдублирована сама с собой». Поскольку явно идет речь о том же свойстве Протеннои, мы переводим «будучи (букв, «причем я») двойней сама с собой». Поэтому и в данном случае предпочтительнее рассматривать термин не как член пары, а пару, двойню, состоящую из женской и мужской частей, ср. ниже «я мужежена» (с. 45).

765

Являясь матерью Гласа и одновременно выступая как Глас, Протенноя в то же время одна, будучи «двойней» в одном лице. Рождение ею Гласа непорочно, ср. прим. 763 и 729.

766

Глас распространяется через Все (ср. прим. 691). Г. Ш. полагает, что Все – это гностики, но см. ниже «меня познали (гностики) через Все».

767

Тайное знание о вышнем, божественном, Гносис.

768

Букв, «голос Гласа», ср. «я испускаю звучание (голос) Гласа в уши знающих меня» (с. 45) и «я подаю Глас во всех, и они узнают меня через него» (с. 36). Т. е. Глас распространяется через Все, во всех, но отзываются на него и узнают его лишь избранные, «дети света», гностики.

769

Едва ли здесь имеются в виду конкретные гностические женские персонажи как Ева, Епиноя, Пистис София и т. п. Троеобразная Протенноя, Троица, может выступать в любой из трех ипостасей. Она выступает здесь и как Отец, в частности в виде Человека, когда Верховный Архонт сотворил человека по ее образу (см. конец с. 40 и прим. 750). Второй раз она появляется как Мать Гласа /Логоса, в духовном общении представая в образе женщины и общаясь с «детьми света» через Глас, ср. с. 47: «второй раз я пришла в звучании моего Гласа». И также мысленно, «в помысле/мысли», она затем является уже как «мужская ипостась».

770

В гностических сочинениях «Эон» употребляется в двух основных значениях. Это греческое слово обозначает временные понятия: жизнь, век, вечность (Эон, сын Хроноса, – олицетворение вечности). Но «Эон» выступает также как гностическая сущность – и индивидуальная, и как совокупность Эонов, и как то и другое вместе (Сын – Эон Эонов), и как смешение понятий временных и, так сказать, пространственных – Эон неизменный трактуется как «дом Отца» (с. 41). В данном месте имеется в виду век материального мира, который преходящ и должен погибнуть. Ниже рассказывается, как произойдет этот «конец Эона» (с. 42–43), но все излагается в прошедшем времени, как будто он уже произошел. Ср. прим. 748.

771

Эон неизменный, он же грядущий, но не в том смысле, что он когда-то наступит, – он существует вечно, а в том, что наступит его век, т. е. с концом материального мира наступит его царствие, не омраченное более наличием грешного материального мира. В грядущем Эоне спасенные предстанут в ином виде, будучи очищены от материи.

772

«Эти Эоны» – данное время, данные времена, т. е. Эон, которому предстоит гибель.

773

В начале с. 47 говорится о том, что Протенноя наставляла «детей света» посредством Гласа, который был «в разуме совершенном», т. е. Гласа Отца, являясь им «в помысле» как Отец (ср. прим. 812). Здесь имеется в виду то же самое. О внушаемых ею мыслях о существовании Эона неизменного уже сказано выше (прим. 771).

774

Т. е. существующий сейчас материальный Эон. Далее рассказывается о будущем конце этого Эона – в прошедшем времени, как будто он уже произошел.

775

Т. е. распались все мировые связи.

776

Силы Хаоса, материального мира.

777

Букв, «приблизилось к двери». Ссылаясь на И. Я., которая приводит подобное выражение из Мф. 24:33, Г. Ш. полагает, что «к двери» означает «вдруг» и что его следует переместить в следующую фразу о гибели. Однако предложное выражение «к двери» тесно связано с глаголом «приблизиться» и не может быть самостоятельным, ср. упомянутую И. Я. цитату: έγγύς έστιν έπΐ θύραις, букв, «близко есть к дверям». Ясно, что это не вообще «вдруг»; здесь не выражение внезапности, а близости свершения.

778

Имармена – Судьба, Фатум. «Ее жребий» – удел, ею определяемый, астрологически связанный с расположением звезд и планет, «спутников Имармены» (см. ниже), в которых она проявляет свою волю. «Дома» в астрологии – 12 созвездий Зодиака, через которые проходят Солнце, Луна и планеты, как бы «измеряя» их.

779

Ср. в «Происхождении мира»: «перед скончанием Эона место все заколеблется от великого грома... звезды изменят свой бег».

780

Букв, «дали дороге их число колес». Г. Ш. полагает, что они предоставили своим колесам катиться дальше одним (т. е. самим). Однако, во-первых, колеса/колесницы – неотъемлемый атрибут светил, и трудно предположить, что они сошли со своих колесниц. Во-вторых, далее говорится «наш бег – да свершаем мы его (снова)». Таким образом, они просто остановили колесницы, дав им стоять на дороге, пока не решили все равно продолжать свой бег, несмотря ни на что.

781

Букв, «членов наших рук».

782

См. прим. 92.

783

«Дети света», находящиеся в мысленной связи с Протенноей.

784

Примечательно, что Протенноя, мать Гласа/Логоса, никогда не называет себя матерью «детей света». Она называет себя их Отцом (начало с. 41, прим. 754). Здесь она – «мать их милости», т. е. породившая милость по отношению к ним.

785

«Будучи двойней» – восстановление. Глагол означает «быть двойным», но также «быть соединенным», как и переводит Г. Ш., восстановившая это место. И в конце с. 36 глагол употребляется в этом значении. Но здесь скорее имеется в виду «двойня» (ср начало с. 42, прим. 764), поскольку Протенноя «двойная сама с собой», Мужежена, Мать и Отец, как бы божественная сизигия.

786

Любовь между членами сизигии. Интересно, что в «Трехчастном Трактате», где нет Троицы, а только Отец и Сын, говорится о Боге-Отце, что он «воздает славу себе самому, восхищается (собой), любит (себя)».

787

Отец создал Все своей мыслью, Протенноей, таким образом он/она – Отец Всего. Здесь творение/создание, но не рождение. Мать как ипостась Троицы – мать только Логоса, Сына. Она чрево «внутри Всего», но не чрево, рождающее Все. Она рождает «свет, излучающийся в славе», т. е. Логоса (с. 46). она – мать Света (с. 38). Слава Матери – это «слава рождения Бога» (Логоса), см. с. 46 и прим. 113. Свершение (исполнение/завершение) Всего – это последний этап его создания, придание окончательной формы Всему (конец с. 45), когда исчезнет тьма/материя (конец с. 49). Все примет единый образ, воцарится царство Света, Неизменного Эона (с. 42), Эона Света (с. 45), см. прим. 771.

788

Описывается будущее торжество «детей света», церемония, с которой они будут вознесены в свою отчизну – Свет, «в котором они были вначале, будучи светом». Г. Ш. полагает, что в дальнейшем эта церемония описывается подробнее и что там говорится о «детях света» уже в единственном числе, в собирательном значении. Однако это не так, см. прим. 816.

789

Глас распространяется во всех, но только «дети света» отзываются на Глас; ср. здесь выше «я испускаю звучание (букв, «голос») Гласа в уши знающих меня»; «я издаю звучание Гласа к ушам узнавшим меня, которые суть дети света» (с. 42), ср. прим. 768.

790

Имеется в виду стремление созданий Отца познать его. В Трехчастном Трактате говорится, что, создав Эоны, Отец дал им «первую форму», чтобы они знали, что у них есть Отец. И Эоны обладают стремлением «к нахождению Отца», и он «по своей воле вечно являет себя, чтобы они познали его... чтобы они думали о нем, чтобы искать его». «По Его воле, которая есть Дух, веющий во всех и дающий им помысел, чтобы они искали Непознаваемого, подобно некоему, привлеченному ароматом, чтобы он искал предмет, от которого он (т. е. аромат) исходит». В данном случае, очевидно, имеются в виду мысли гностиков, которые из-за своего небесного происхождения обладают инстинктивным стремлением к познанию Отца.

791

По-видимому, под выражением «дать образ Всему» разумеется сотворение Всего, т. е. появление его из небытия, вернее, бытия в замыслах Отца, так сказать, в зародышевом состоянии. Так, в «Трехчастном Трактате» об Эонах говорится: «Они существовали вечно в помысле Отца... Он вывел наружу тех, которые в Нем... когда они были в помысле Отца... их существование было подобно семени, так что можно считать их чем-то вроде зародыша». Но Все появляется на свет не в окончательной, совершенной форме. Происходит процесс его совершенствования. Как говорится там же, «первая форма», данная Отцом, – знание о том, что он существует, что Отец не дал Эонам совершенства, он «удержал это на время... не из зависти, но чтобы Эоны... не возомнили, что это у них от них самих». Изменение «форм» – постепенное совершенствование, пока не будет дана Всему окончательная форма. Это будет, когда наступит царство Эона Света (см. прим. 771 и 787).

792

Подобно тому, как в христианстве при крещении нисходит Святой Дух.

793

В этом пассаже опять речь идет о будущем, хотя формы – прошедшего времени (см. прим. 748). Конец этой страницы сильно лакунирован, начиная со слов «я [взлетела] на мою ветвь», и восстановления приходится рассматривать как предположительные. В данном месте Г. Ш. восстанавливает «[я] же [удалилась] в их местопребывание», но здесь смущает присутствие частицы «же», поскольку, если речь идет о Протейное, противопоставления быть не должно. Скоре всего имеются в виду «дети света».

794

Т. е. о судьбе (Имармене, см. прим. 778) мира.

795

Как в христианстве Слово извечно было у Бога, так и здесь Логос всегда пребывал в Отце, «в Свете несказанном, в молчании непорочном» (см. прим. 701), пока не был рожден им как самостоятельная ипостась.

796

Логос был рожден Отцом посредством его мысли (в божественном мире рождение/творение происходит посредством мысли), которая персонифицируется как Протенноя/Мать. Его предназначение – просветительская миссия. Его учение воспринимается теми, которые должны быть спасены. Ср. с. 37: «Сын – Голос, который существует в восприятии и имеет в себе Слово», т. е. его голос, несущий в себе слово спасения, воспринимается «детьми света». Выше (с. 36) Протенноя говорит о себе: «я восприятие и знание, причем я издаю Глас посредством мысли». Речь идет опять-таки о просветительской деятельности.

797

Г. Ш. восстанавливает: «причем мужское создание [позаботилось] положить меня как основание». Коптское слово «рождение, создание» означает и акт творения, и его результат. Г. Ш. предполагает, что после этого места – пропуск и речь идет о двух началах, мужском и женском, причем то, что касается женского, пропущено. Однако, во-первых, если бы таким образом упоминались «родители» Логоса, «мужское рождение» едва ли бы имело неопределенный артикль. Это было бы не какое-то «некое мужское рождение», а вполне конкретное действующее лицо. И, во-вторых, ни при каких условиях вышеуказанный термин, который сама Г. Ш. переводит как «создание/ порождение», не может относиться к Богу. Из-за лакуны текст остается непонятным. Ясно одно: речь идет о Логосе, и то, что он положен в основание, означает его роль как создателя Эонов.

798

Логос – творец Эонов; Мать, мысль Отца, – создатель Всего, на ней «стоит Все» (с. 35), она «глава Всего» (там же), ср. прим. 803.

799

Логос, Свет (см. выше), бывший раннее скрытым в молчании (см. прим. 795), выступил как самостоятельная ипостась из породившего его молчания через мысль Отца, мать, которая таким образом отождествляется с молчанием. «Выступил» – букв, «вышел первый (впервые) сначала». Г. Ш. указывает, что здесь, как и в Евангелии от Египтян, это сочетание означает просто «выступил».

800

Просветительская деятельность Логоса. Бог – источник воды жизни; свет, окружающий его, – вода жизни (Апокриф Иоанна, ср. прим. 757). Логос несет эту воду жизни, взращивая в сердцах «плод живой». И «дети света» в свою очередь, совершенствуя себя духовно, отдают дань этими духовными плодами «воде жизни» (см. начало с. 37 и прим. 712).

801

Определительное предложение «который есть Глас...» относится к Логосу, конкретно – к слову «свет» в начале. Логос возник из Гласа Матери (см. начало с. 37) и сам является Гласом (см. здесь ниже, а также с. 37 и прим. 806). «Необъяснимая» (невыразимая, не поддающаяся истолкованию) слава Матери – в рождении ею третьей ипостаси, девственного Бога, Логоса.

802

Букв, «девственное существо мужское (т. е. мужского пола)». У Г. Ш. – «мужская девственница». Признавая, что речь должна идти о Логосе, она, однако, переводит так из-за того, что ниже в определительном предложении, относящемся к «девственнику», местоимение – женского рода: «которая есть молчание (это существительное в коптском женского рода)». Но на самом деле тут нет никакого несогласования. В подобных определительных предложениях тождества местоимение в большинстве случаев ориентируется не по определяемому (оно здесь мужского рода), а по определению (которое здесь женского рода).

803

Все эти эпитеты Г. Ш. относит к Логосу, и выражение «благодаря/посредством разума скрытого» никак не комментирует. В поэтической версии ее перевода говорится: «Я Глас... слава рождения Бога... из скрытого разума; я молчание, скрытое от Всего и необъяснимое, неизмеримый свет, источник Всего». Но здесь указывается, что рождение Бога /Логоса осуществилось благодаря «разуму скрытому, который есть молчание, скрытое от Всего, будучи необъяснимым», т. е. посредством мысли Отца, пребывающего в молчании, недоступного. Логос пребывал «в молчании непорочном», и мысль Отца (Мать) создала его (см. прим. 795, 796, 799). Дальнейшие определения – «свет неизмеримый, источник Всего, корень всего Эона» – относятся к Отцу. Логоса нельзя назвать «источником Всего». Все создал Отец своей мыслью, Протенноей. На ней стоит Все (с. 35), Все получило образ через нее (с. 38), она глава Всего (с. 35), основа Всего (с. 47). Что касается эпитета «корень всего Эона», то хотя Логос – создатель Эонов (с. 38–39) и сам – Эон Эонов (с. 38), но в этом случае речь идет не о гностических сущностях, Эонах, а обо «всем» Эоне, т. е. обо всей существующей вселенной. Здесь заканчивается ряд однородных сказуемых в определительном предложении «который есть...». Новое предложение начинается со слова «базис» («базис это») и относится уже к Логосу.

804

Эта фраза относится к Логосу, основателю Эонов.

805

Силы высшего мира. В Хаосе/материи существуют также силы, но архонтские (см. прим. 811 и 825), поскольку Демон копировал сообразно своим возможностям вышний мир Эонов (с. 40).

806

Выше Протенноя говорит о Логосе (с. 37): «Глас, который возник из моей мысли, пребывает в трех покоях». Там же говорится о нем, что он возник из Гласа, т. е. Протенноя отождествляет себя со своим Гласом (с. 35: «Я – Глас»), т. е. Логос – как бы вторичный Глас (см. прим. 718), причем употреблено другое слово, синоним, который мы переводим как «голос». По- видимому, это слово употреблено тут во избежание путаницы, поскольку только что сказано, что Логос – Глас, и в то же время он сам произведен Гласом.

807

Просветительская миссия Логоса. Здесь кончается пассаж, посвященный Логосу.

808

Начало этой страницы отсутствует. В недостающих строках начинается описание сошествия Протеннои как Отца, см. прим. 810.

809

«Разум совершенный» – «разум скрытый, который есть молчание» (с. 46), т. е. сфера пребывания Божества (см. прим. 701). Здесь, поскольку Протенноя выступает как Отец, подчеркивается, что Глас исходит из этого совершенного разума, т. е. от Отца. Второй раз она приходит (в образе женщины, второй ипостаси, Матери, см. с. 42) уже в звучании «ее» гласа (см. ниже).

810

Согласно своей «троеόбразности» Протенноя-Троица выступает в каждой из своих ипостасей, являя себя в мире Хаоса/материи. В первый раз она как Отец, основа (­ создатель) Всего посредством Гласа совершенного разума наставляет «детей света» и дает им силу. Во второй раз она приходит как Мать, т. е. посредством Гласа появляется в их мыслях в образе женщины (см. с. 42, прим. 769), наставляя их о конце Эона, «давая образ» (очевидно, совершенствуя их внутренне, «очищая») тем, которые «приняли образ», т. е. отозвались на Глас. В третий раз она является как Логос, здесь даже воплощаясь в человеческом образе, однако продолжая телепатически общаться с «детьми света», скрываясь в них и опять-таки давая им силу (см. с. 40). В Апокрифе Иоанна Проноя также трижды сходит в мир Хаоса, но не меняет своего облика. Первые два раза ей приходится покинуть Хаос из-за того, что вследствие ее появления дрогнули основания Хаоса (ср. с. 43) и могли погубить всех, находящихся в нем (т. е. в том числе и «детей света»). В третий раз она входит в «темницу тела» тех, которые носят в себе семя света, и пробуждает их.

811

Здесь Власти, Силы, Ангелы – архонтские, поскольку говорится «и в движении всяком, существующем в материи всей», т. е. в Хаосе, архонтском царстве. Ср. ниже «и среди Ангелов и явилась в их образе, и среди Сил» (с. 49).

812

Имеется в виду небесная отчизна «детей света» (ср. прим. 756). Что касается содержания текста, то оно нуждается в разъяснении. Ранее Протенноя говорит о «детях света» как об узнавших ее, знающих ее (с. 36 и 45), что она скрывалась в каждом, но открылась только «принадлежащим ей», т. е. «детям света» (с. 49), которым давала силу (с. 40 и 49). Здесь же получается противоречие – «они не узнали того, кто дает им силу», хотя она «действует в них». Возможно, виноват перевод, а может быть, и оригинальный текст здесь неуклюже составлен, но весь пассаж «никто не узнал меня... в котором они произросли» явно относится к тому времени, когда Протенноя/Логос скрывалась в них, еще не открывшись им, т. е. смысл таков: «я скрывалась в них, и никто из них не узнал меня, доколе я не открылась». Таким образом, для понимания текста достаточно сделать вставку: «и никто из них не узнал меня, <пока я скрывалась в них>». Ср. с. 49 и прим. 827.

813

Об этом «части оставленной» говорится выше (с. 41), ср. прим. 757. В «Сущности Архонтов» «дети света» характеризуются таким образом: «их души вышли из выси, из света нетленного. Поэтому Силы не смогут приблизиться к ним из-за Духа истины, пребывающего в них».

814

Епиноя света (см. с. 39 и прим. 740). В Апокрифе Иоанна Отец посылает «благого духа», Епиною света/Софию, в помощь Адаму, который назвал ее «Зоей», «Жизнью».

815

Ниже здесь говорится, что он был окрещен в источнике воды жизни. Вода жизни – свет, окружающий Отца, который (т. е. Отец) есть Дух невидимый, источник воды жизни (ср. прим. 69 и 800).

816

Материю, земную плоть. Здесь и далее, по мнению Г. Ш., вновь описывается будущее вознесение «детей света» (ср. выше с. 47), но уже в собирательном значении, в единственном числе. На наш взгляд, такое повторение не имеет смысла, и речь идет о вознесении Христа/Логоса после его земной миссии. Происходит очищение от плоти, которую он должен был носить, т. е. от Хаоса, материи мрака. Он разоблачается Протенноей и облачается светом. Недаром в конце, в заключительной части, где выражаются главные идеи произведения, говорится об Иисусе: «я сняла его с древа... и поместила его в жилищах его Отца». Здесь подчеркивается, что он получает славу «в славе Отцовства», его берут в «место светлое его Отцовства». Протенноя не раз называет себя Отцом «детей света», но она – Отец всех (с. 49), термин же «Отцовство» употребляется только здесь, выражая, так сказать, родственные отношения между Отцом и Сыном. Кроме того, Пять Печатей, которые получает Сын, – это Печати «от света Матери, Протеннои». (Печати, которые должны получить «дети света», – «от разума», см. с. 49, прим. 829.) Если Протенноя как Отец – создатель Всего, то как Мать она только мать Логоса/Христа (см. прим. 784).

817

Г. Ш. в восстановлении строки 10-й вставляет слово «сила» и переводит «мысль силы духовной и психической». Однако здесь нет места для восстановления этого слова. Восстановление «пневматический» несомненно, поскольку сохранилось окончание – τικη. Но два рядом стоящие определения к одному определяемому должны быть однородными по форме. Второе, полностью сохранившееся, выражено существительным женского рода с определенным артиклем (как бы «психическое"/психическая сущность») и формантом «родительного падежа», первое же Г. Ш. восстанавливает как существительное без артикля, в то время как оно должно формально совпадать со вторым. В переводе букв, получается «мысль пневматического и психического», что может означать и как «пневматическая и психическая», и как «о пневматическом и психическом», и даже «мысль, порожденная пневматическим и психическим».

818

См. прим. 733. Здесь имена таковы: Иаmmōn, Elassō, Аmēnаи, Micheus, Michar, Mnēsinous, Bariēl, Nouthan, Sabēnai, Агиōm, Ēlien, Phariēl, Kamaliēl, Samblō ...аnēn. Некоторые из перечисленных персонажей встречаются и в других гностических сочинениях (написание имен может варьироваться). Так, в Евангелии от Египтян Михей, Михар и Мнисинус – у источника истины, те же Михей и Михар – у врат вод. Огдоаду там составляют Великие Светила – четыре сизигии – Армозил-Камалиил, Орояил-Гавриил, Давифай-Самбло, Илилиф-Абрасакс. В «Зостриане» Михар и Михей – у живой воды. Там же упоминаются Мнисинус, Камалиил, Самбло. В Откровении Адама Светлые Облака Абрасакс, Самбло, Камалиил должны вынести Людей из пламени в местопребывание Великих Эонов. В конце Откровения мы находим Михея, Михара и Мнисинуса, «тех, которые на крещении святом и воде живой», в роли отрицательных персонажей.

819

В данном случае действуют Камалиил и другие «служители великих светил», но не сама Мать/Протенноя. Таким образом, Логос получает Печати не от них, а «от света Матери» – это определение к Печатям как происходящим от света Матери, подобно тому как ниже они характеризуются как «(происходящие) от разума» (ср. прим. 829).

820

Логоса доставляют в «светлое место» его Отца, он получает «Пять Печатей от света Матери» (см. предыдущее прим.), дающих совершенное знание (см. прим. 829) и становится «светом в свете». Логос – «свет, приносящий плод живой» (с. 46), который «утвердился в своем собственном свете, который окружает его», и Протенноя – «Мать Света, которого она сотворила» (с. 38). Теперь, очистившись от материи, Хаоса, он возвращается в высший свет.

821

К сожалению, начало страницы опять отсутствует. Здесь Протенноя возвращается опять к своей земной миссии как Логос /Христос, воплотившийся и живший среди людей.

822

Господь Саваоф у гностиков – Демиург, Верховный Архонт (таким образом и Библия относится к миру Архонтов), см. например, «Происхождение мира», где, осудив своего отца Ялдаваофа, Саваоф получил от Пистис Софии царство, «сотворил Церковь ангельскую», и справа от него на престоле сидит Иисус Христос. Таким образом, Архонты воспринимали Христа за «своего» Христа, сына Саваофа (см. прим. 824).

823

Протенноя пребывает во всех, но в «детей света» она вложила «силу светлую»; ср. выше «я была среди них, которые принадлежат мне, скрываясь в них и давая им силу» (с. 40).

824

Т. е. как Христос, сын Саваофа, см. прим. 822. Но это был облик, вводивший Архонтов в заблуждение. Под ним скрывался истинный Христос/Ло- гос. «До конца его суда», т. е. по-видимому, распятия (так Г. Ш.). Миссия Логоса/Христа принесла в мир истинное знание, Гносис (хотя только для избранных), и таким образом наступил конец незнанию. После распятия Протенноя сняла Логоса с креста и поместила его «в жилищах его Отца» (с. 50). Подобное «раздвоение» Протеннои не должно удивлять, поскольку Троица Бесконечна, и любая ипостась может выступать самостоятельно, в то же время оставаясь Троицей, Отцом, Протенноей.

825

Архонтские Ангелы и Силы, см. с. 47, прим. 811.

826

Г. Ш. полагает, что имеется в виду Иисус, Сын Человека. Однако в данном случае «сын» имеет неопределенный артикль, а Сын Человека всегда имеет определенный. В этом пассаже идет речь о принятии Протенноей облика разных категорий существ – Архонтов, Ангелов, Сил, людей, т. е. среди людей она – человек, сын человека.

827

Т. е. в «детях света», ср. с. 47: «я скрывалась в них, доколе не открылась моим братьям».

828

Перед «братьями» стоит соединительный союз «и», «вместе с». И в том, и в другом значении смысл остается неясным. Г. Ш. переводит «учила их заветам... и братьям», имея в виду каких-то «небесных братьев». Но на с. 47 говорится: «доколе не откроюсь моим братьям», т. е. «детям света». Там же сказано: «я свет, ликующий в моих братьях, ибо я сошла в мир смертных ради духа, который остался в нем» (см. прим. 813) – опять-таки речь идет о «детях света». На с. 46 говорится: «вы мои собратья», на с. 50 – «я соберу всех моих собратьев в моем царстве»; имеются в виду «дети света», о которых сказано выше (конец с. 45): «я вознеслась на небо... я воссела среди детей света святых». Очевидно, в нашем тексте ошибка переводчика. Здесь должно быть приложение «(а именно) моих братьев».

829

Букв, «совершенных (полных от) посредством разума». И. Я. переводит «пять Печатей, исполненных (т. е. выполненных) Разумом». Но грамматически это невозможно, поскольку смысловой субъект, вводимый данным предлогом («от/через/посредством») может употребляться только в предложениях с местоименным подлежащим 3-го лица множественного числа (Тилль, § 326) типа «они сделали это посредством такого-то» в значении «такой-то сделал это», «это сделано таким-то». Поэтому грамматически предпочтительнее перевод Г. Ш.: «пять совершенных Печатей <, которые познаются> посредством разума». Но, во-первых, он требует большой вставки в текст, и, во-вторых, здесь имеется в виду не человеческий разум, а «совершенный разум», в котором пребывал Глас (с. 47), «разум скрытый, который есть молчание» (с. 46), т. е. то, в чем пребывает Отец (ср. прим. 809). Таким образом, «от разума» – определение к слову «Печати». Подобное определение к «Печатям» мы находим в конце с. 48: «Пять Печатей от (тот же предлог) света Матери». Т. е. эти Печати исходят от света Протеннои и от божественного разума. О самих Печатях см. следующее прим.

830

В гностических сочинениях не раз упоминаются Пять Печатей. Они связаны с обрядом крещения, и «запечатление» ими, по-видимому, – помазание пяти органов чувств. В Евангелии от Египтян это происходит «в крещении источника» (очевидно, погружением в источник), в Апокрифе Иоанна – «в свете воды» (ср. прим. 704). Там Проноя пробуждает «от сна тяжелого» (см. прим. 697) тех, кто носит в себе семя света, кто услышал ее (ср. Глас в нашем сочинении), призывает их «следовать своему корню» (т. е. помнить о своем небесном происхождении) и запечатлевает их Пятью Печатями «в свете воды» (ср. прим. 757 и 815). Таким образом запечатление делает человека причастным этим таинственным сущностям. Запечатленный «сбрасывает одежды незнания и облекается светом». Но каковы сами Пять Печатей? Они «относятся к мириадам и тем, которые правят Эонами, и тем, которые носят славу стратигов» (Евангелие от Египтян). Сиф посылается на борьбу с Архонтами по воле Плеромы благоволением великого Духа невидимого (т. е. Бога) и Пяти Печатей (там же). В нашем тексте это «славы», «заветы Отца», Печати «этих имен, которые суть эти». Казалось бы, здесь должны были быть указаны сами имена, но они отсутствуют. По-видимому, это тайные имена Бога, подобно тому как в иудаизме имя Бога табуировано. Оно обозначалось тетраграммой YHWH, огласовка которой неизвестна и которая передается как Яхве, Иегова. У многих народов еще с древнейших времен имя/название тесно связывалось с его носителем (почему нередко настоящие имена скрывались и заменялись прозвищами). Знание истинных имен Бога вело к его познанию, и «имеющий Пять Печатей этих имен сбрасывает с себя одежды незнания». Ниже Протенноя говорит: «я проповедаю им о Пяти Печатях несказанных (т. е. непроизносимых), чтобы я была в них и они также были во мне». Таким образом, получив знание Протеннои/Отца, «дети света» соединяются с ним. Ср. конец с. 40: «и я соединюсь с теми, которые услышали это слово, которые суть дети света, Отцом которых я являюсь».

831

«Запечатленные» «дети света» скрыты от Архонтов, ср. ниже (с. 50): «я неосязаема вместе с моим .семенем». В «Сущности Архонтов» о «детях света» сказано: «Силы (архонтские) не смогут приблизиться к ним» (см. прим. 757).

832

Т. е. исчезнет все темное, вся материя, весь Хаос и останется один – единственный вышний мир. Протенноя, мысль, соберет все капли света, рассеянные ранее среди Хаоса, в один вышний Свет, и Все примет единый образ (ср. с. 45 «будет дана форма Всему»).

833

Знание истинных имен Бога, которое дается Пятью Печатями, означает познание Бога, соединение с ним, см. прим. 830.

834

Как указывалось выше, Троица может выступать в любой из ипостасей, оставась единой и бесконечной. Здесь Протенноя, которая выступала в земном мире как Логос/Христос, в момент его телесной кончины, как Мать, «облекшись в него», т. е. как бы войдя в его материальную оболочку, извлекает его из нее. Последующие этапы его очищения от пребывания в материальном мире Хаоса описываются на с. 48, начало которой, к сожалению, утеряно. См. прим. 816.

835

Г. Ш. высказывает предположение, что могут иметься в виду «жилища» Архонтов, т. е. сотворенный ими земной мир, который они стерегут.

836

См. прим. 831.

837

См. прим. 701.

838

Ἐπιφάνεια – «явление», «проявление (божественной силы)». Т. е. дан сотворенный ими земной мир, который они стерегут.


Источник: Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской

Комментарии для сайта Cackle