сост. А.А. Маркова

Источник

Преподобный Филофей

Преподобный Филофей во святом крещении был наречен Феофилом. Родители его были из города Елатии азиатской. Опасаясь турок, они переселились в Хрисополь. Здесь отец Феофила скончался, оставив его и брата сиротами.

Воспользовавшись беспомощностью вдовы – матери Феофила, турки забрали его и брата, собираясь обратить их в ислам.

Несчастная мать плакала о детях своих и вдовстве и все свое утешение находила только в чаянии милости и заступления от Царицы Небесной, к Которой молитвенно прибегала в плаче и в страдальческих слезах, поручая Ей как себя, так и детей. Молясь с верою, она была услышана: дети ее чудесным образом были спасены и выведены из темницы. Это произошло следующим образом. Однажды ночью явилась находящимся в темнице детям Богоматерь, в виде их собственной матери, и сказала:

– Встаньте, дети Мои возлюбленные, и следуйте за Мною [1, с. 688].

Дети вскочили от радости: между тем, двери темницы растворились сами собою, и Богоматерь, выведя оттуда детей, привела их в монастырь в городе Неаполе, посвященный пречистому Ее имени. Это было во время утрени. Приказав им остаться в этой обители, Она убеждала их, чтоб слушались игумена и братию, а в заключение повелевала принять на себя ангельский образ.

– Я, – продолжала Она, – спустя немного времени приду к вам: успевайте, дети, в подвигах духовной жизни, и прощайте! [1, с. 688]

При этих словах Она благословила их и стала невидима. После утрени, принимая благословение от игумена, дети рассказали ему о случившемся с ними и то, что они выведены из темницы чудесным образом. Прославляя всемогущество Бога, он поручил детей одному из своих старцев для обучения их Священному Писанию и правилам иноческой жизни. Вскоре, приняв во внимание их успехи и душевную склонность, игумен постриг их в иночество и назначил им должность экклесиаршескую.

Их преуспеяние во всех родах иноческих добродетелей скоро обратило на них внимание всей обители. Особенно Феофил, нареченный в ангельском образе Филофеем, отличался безропотным послушанием и дивным смирением. Между тем, мать Филофея, не имея никаких сведений о похищенных и отнятых у нее детях, решилась сама оставить мир и посвятить себя подвигам иноческой жизни. Она оставила Елатию и ушла в тот же город Неаполь малоазийский, где и вступила в женскую обитель. Там она скоро приняла пострижение и наречена была Евдокией. Находясь на таком близком расстоянии, мать и дети решительно не знали друг друга, и в этой неизвестности протекло некоторое время.

Раз, по случаю храмового праздника, в мужскую обитель, где подвизался преподобный Филофей с братом своим, в числе прочих монахинь женского монастыря пришла и Евдокия. Когда кончилась Божественная литургия, младший из детей Евдокии, встретив своего брата, занимавшего должность екклесиарха, случайно назвал его вслух по-прежнему, мирским именем. При имени Феофила Евдокия невольно начала всматриваться в лица двух братьев. Затем Евдокия подошла к ним, назвала каждого из них по имени, и тогда сами братья узнали ее. Они благословляли Бога, соединившего их воедино. На вопрос ее, когда и каким образом освободились они из плена, дети отвечали:

– Ты сама лучше знаешь это, к чему же любопытствуешь? Не ты ли, исхитив нас из рук турок, привела сюда? И не ты ли велела нам жить в сей обители, обещаясь придти к нам? [1, с. 690]

Мать убедилась в особенном предстательстве Божией Матери и прославила Ее помощь и дивное спасение. Известие о чудесном происшествии обрадовало всю братию.

С того времени Евдокия, оставаясь в обители, до конца своих дней служила Богу с большим усердием и славила особенное предстательство Благодатной Девы Марии Богородицы, избавившей детей ее от турок, и мирно отошла ко Господу. Также и оба брата подвизались в своей обители безукоризненно.

Однако подвижническая жизнь Филофея не обошлась без искушений. Одна юная монахиня – духовное чадо настоятеля обители, где подвизался Филофей – воспылала страстью к подвижнику. Она всячески старалась соблазнить Филофея. Филофей напоминал ей о долге ее, обетах ангельского образа и Страшном Суде Божием, но все напрасно. Сначала Филофей молчал о домогательствах, но затем вынужден был открыться во всем игумену. В результате, эту монахиню изгнали из обители. А братия, узнав целомудрие Филофея, дивилась твердости его и прославляла его за целомудрие.

Сам же Филофей, опасаясь тлетворных последствий человеческой похвалы, решил оставить монастырь. Долго игумен противился его намерению, но, наконец, уступил ему. Филофей отправился на святую Гору Афонскую. Там он поступил в братство Дионисиатского монастыря, как новоначальный. Впоследствии Филофей долгие годы усердно подвизался в этой обители.

Но, в конце концов, Филофей, ощутив необходимость безмолвия, решил удалиться в какую-нибудь из соседних пустынь. Чтоб не было со стороны обители препятствия к исполнению желания, он притворился глухонемым, и ему позволили вести себя так, как угодно было ему самому.

Удалившись из обители, он поселился в пустыни, отстоявшей на шесть стадий от обители. Там он посвятил себя молитвенным подвигам, хранил строгий пост, часто по целой неделе ничего не вкушал, а если и вкушал, то лишь хлеб с водою.

При таких подвигах преподобный не избежал искушений. Однажды сатана явился ему в виде человека, потерпевшего кораблекрушение. Нечистый показался на одной из прибрежных скал недалеко от кельи Филофея. Он жалобно кричал и умолял преподобного помочь ему. Преподобный, тронутый несчастьем мнимого человека, спустился к нему, желая знать, чего он хочет. Но едва он подошел к отвесному краю скалы, сатана толкнул его в пропасть. Однако Бог сохранил раба Своего невредимым.

В другой раз на преподобного Филофея напали разбойничавшие на море турки. Ученики святого (их было трое) в испуге скрылись в лесу, а преподобный остался в келье. Он молил Господа защитить его от турок. Едва только кончил он молитву свою, море разыгралось и турки, видя опасность для своих кораблей, погрузились на них и скрылись из виду. После этого преподобный Филофей подвизался усерднее прежнего.

Он удостоился от Бога дара прозорливости. Однажды в Ватопеде на празднике, за литургией, святой во время великого выхода увидел ворона, кружившегося над одним из служивших иеромонахов: из этого он понял, что несчастный служитель алтаря недостойно совершает свое служение. Преподобный кротко заметил иеромонаху о чрезвычайной важности иерейского служения и, наконец, убеждал его оставить священнодействие, что тот и принял со смирением.

Таким образом, Филофей, постоянно возвышаясь по степеням подвижничества к совершенству духовной жизни, наконец достиг глубокой старости и мирно почил, будучи 84 лет от роду.

Когда настал час праведнической кончины, преподобный строго запретил ученикам погребать его тело, велел бросить в лес на расхищение зверям и птицам, что ученики и исполнили в точности по смерти его. Но Бог не допустил его мощам оставаться в безвестности и уничижении. Один старец, занимаясь рыболовством, остался переночевать на море. Только на рассвете вдруг видит в лесу чрезвычайный свет и пошел на свет. Но каково было его удивление, когда он вместо огня находит череп, уложенный на рассыпавшихся костях, от которого исходил удивительный свет и сиянием своим озарял соседние места! Пораженный чудом, он сначала затрепетал и хотел удалиться оттуда, но потом ободрился, взял останки преподобного и скрыл у себя. Однако ж Богу не угодно было это. В следующую же ночь старец видит во сне преподобного Филофея, который грозно приказал ему немедленно отдать главу ученикам его, что старец тогда же и исполнил. Как Божественный дар, ученики приняли главу преподобного своего учителя.

Память преподобного Филофея празднуется 21 октября.


Источник: Афон и ero святыни. / Сост. Маркова А. А. – М.: Благовест, 2014. – 560 с. ISBN 978–5-9968–0320–0

Комментарии для сайта Cackle