Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


День за днем

Август Сентябрь Октябрь

Сентябрь

Милость Божия

01 сентября.

    «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему» (Быт. 32:10)
   Не все теперь кажется нам милостью, но оно окажется таковою, когда мы оглянемся назад на все прожитые бури и скорби, разбившие некогда наш корабль. «Недостоин я всех милостей Твоих», — сказал Иаков, когда шел навстречу Исаву Но прежде, чем встретиться с братом, ему надлежало принять благословение от Самого Господа.
   Господь встретился с Иаковом, коснулся его, сокрушил его силою любви Своей и потом, благословив его, дал ему обновление и власть: «Отныне имя тебе Израиль... и человеков одолевать будешь».
   Предоставьте Господу распоряжаться вами. Дайте Ему волю полную, безусловную. Не указывайте Ему путь, передайте себя беззащитными Его хранению. Скажите Ему безбоязненно: «Отдаю Тебе все и всего себя нераздельно и безвозвратно!»
   Господь милостив, знаю, Он любит нас настолько сильно, что не может отпустить нас и не может оставить нас без скорби, потому что она влечет нас к Нему; не может избавить нас от слез, потому что это та вода, по которой нам надо ступать. Скажите же вместе с Господом вашим: «Не моя воля, а Твоя да будет».

Повели мне

02 сентября.

    «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14:28)
   Вот как вступает человек на чудесный, непостижимый путь веры. Сперва должно быть повеление от Него: «Повели мне». Да, и мы имеем Его повеление — жить по духу. Приняли ли мы решимость его исполнить и вступить на этот путь? Вот безопасный путь и верная цель. Лежит ли перед нами жизнь или смерть, деятельность или страдание, лишь бы путь лежал прямо к Нему, вот что важно.
   Многие умирающие, быть может, в эту минуту взывают к Иисусу через темные глубокие воды: «Повели мне придти к Тебе по воде». И он отвечает: «Иди». Итак, смотри, чтобы тебе идти по Его повелению и прямо к Нему. И тогда не бойся, если придется поставить ноги на то, что, по-видимому, не может поддержать их, где нет, как кажется, почвы.
   Придется вступить на неверный путь, ходить по воде, по волнам подвижным, над бездной, готовой поглотить нас. Это испытали многие; они знают, что значит вступать по слезным водам, не ведая, куда идешь. Не смотри вниз, не смотри на шаткую, колеблющуюся почву, а взирай на Начальника и Совершителя веры Иисуса.
   Какое блаженство после долгого пути по бурным волнам земным стать наконец твердо на «стеклянном море» (Откр. 15:2) небесном! Чистая гладкая поверхность не омрачится отражением нашего образа, греховная тень не ляжет на безмятежные воды, ибо мы сами будем непорочны, на веки избавлены от греха.
   «Иди!» — говорит Иисус Петру. Не взывает ли к нам и ныне это же слово «Иди»? Оно взывает с каждой страницы Священного Писания, из уст прославленных святых, прежде всего, из уст Самого Христа. И даже если Он отнимает у нас лодку нашу, потому что мы за нее держались и не хотели ее оставить, чтобы идти к Нему, — пойдем за Ним.
   Господи, Ты взываешь: «Иди!» Путь неясен, вода глубока, почва колеблется под ногами, но не могу устоять против Твоего призыва: иду, да исполнится Твоя воля и овладеет МНОЮ Твоя любовь!

Горе превратится в радость

03 сентября.

    «Здоров ли ребенок? — Она сказала: Здоров» (4 Цар. 4:26)
   Этот ответ Сонамитянки, у которой только что умер единственный сын, поражает нас своею несообразностью, и мы недоумеваем, есть ли это выражение ее непоколебимой веры в пророка Елисея, или же горькая насмешка отчаяния при виде разбитых надежд?
   Как бы то ни было, но и мы, верующие христиане, могли бы сказать то же самое, если бы, отводя наш взор от земных страданий и невзгод, чаще возносили его к небу, где найдем всегда утешение и успокоение.
   Это не избавляет нас от земных страданий. Несправедливости и неправды людские продолжают существовать даже и тогда, когда мы можем сказать нашим врагам, как Иосиф сказал своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро» (Быт. 50:20).
   Точно так же и горе, причиняемое нам различными испытаниями, продолжает быть горем и тогда, когда мы признаем, что оно послано свыше. Наши страдания не уменьшаются, а становятся полезнее для нашей души, когда мы твердо убеждены, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
   Мы не должны отчаиваться даже и тогда, когда сердечная боль отнимает у нас всякую надежду, всякую силу: воля Божия и тогда совершается в нас, нередко против нашей собственной воли. Даже в ту минуту, когда мы, как Сонамитянка, видим перед собой лишь один бездыханный труп, жизнь, быть может, возвращается к нему без нашего ведома; Господь обращает наши слезы в удобрение внутренней нашей почвы, и горе наше превратится в радость, которую мы, быть может, вполне поймем и оценим лишь в загробной жизни.

Ты куплен дорогой ценой

04 сентября.

    «И сосуд развалился» (Иерем. 18:4)
   Возлюбленный брат или сестра, так ли это? Развалился ли сосуд — негоден он? Нет, он не выброшен вон руками Горшечника! Он держал сосуд в Своей руке, уж это одно должно нас утешить. В нашей немощи, в нашей скорби, в неизвестности, окружающей нас, все же мы все время находимся в руках Того, Кто ошибиться не может.
   Всякий другой бросил бы развалившийся сосуд как ненужный, но Горшечник этого не сделает. У Него есть Свое, тайное назначение и для развалившегося сосуда — назначение любви и милосердия, которого он должен достигнуть. «Положись на Господа и надейся на Него» (Пс. 36:7). Если ты как будто и никому не нужен, в Его глазах ты «куплен дорогой ценой» — ты Ему дорог! Оттого Он и трудится над тобою постоянно. Своею рукой, Своими путями тебя очищает, испытует, усовершенствует.
   Мы не можем знать теперь Его намерения и Его цели относительно нас, но «Он опять сделал другой сосуд, какой Ему угодно было сделать» (Иерем. 18:4). Сосуд упраздненный Он назначает для Своего употребления. Он наполнит его Своею славой для временной и для вечной жизни. Его божественный образ будет отражаться в этом сосуде навеки. Не дивны ли пути Его!
   Бросимся же израненные, разбитые к Его ногам, прося Его исполнить над нами Свою святую волю, какова бы она ни была! В Его руках мы всегда будем в безопасности. Пусть бушуют над нами волны житейские, пусть свирепствуют бури и невзгоды. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3). Да укрепит нас эта мысль в настоящем и в будущем.

С кем поведешься...

05 сентября.

    «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33)
   Это изречение апостола Павла, повторяемое так часто, сделалось почти пословицей, и многие забыли о его происхождении. Уже в Ветхом Завете мы находим ту же мысль в притче Соломона. «Обращающийся с мудрыми будет мудр; а кто дружится с глупыми, развратится» (Притч. 13:20).
   Не всегда от нас зависит выбирать общество, в котором мы вращаемся. Иногда жизнь сводит нас с людьми против нашей воли, и, подобно Лоту, мы мучаемся зрелищем недостойных дел. Что делать, когда жизненные обстоятельства ставят молодежь в сообщество дурных товарищей? Юноша должен избегать не только разврата, но и легкомыслия. В свете часто все понятия и взгляды до того фальшивы, что молодежь, невольно подчиняясь им, незаметно даже для себя, изменяет постепенно своим высоким идеалам, своим благородным стремлениям. Она перестает возмущаться злом и уже не преклоняется перед добром так горячо, как бывало.
   Дурным обществом можно также назвать дурные книги, которых, увы, так много в наше время. В них как бы изощряются рисовать зло в самых привлекательных красках и, приучая воображение ко всему дурному, оскверняют первобытную свежесть юношеского ума.
   Есть еще одно дурное общество, которое преследует нас даже в одиночестве: это общество дурных мыслей, которыми дух зла искушает нас подобно тому, как он искушал Христа в пустыне. Я ненавижу этот внутренний голос, я его страшусь и не могу от него избавиться, я его гоню от себя всеми силами, а он все возвращается.
   Боже, Ты, Который победил сатану, избавь и меня от зла! Защити меня Твоею любовью, укрепи Твоею силою, победи и уничтожь всю скверну души моей Твоею победою!

Обещания Божии

06 сентября.

    «Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его» (Ис. 40:10)
   То же слово повторяется ясновидцем Иоанном в его Откровении, когда он слышал от Самого Господа: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).
   Это обещание Господа есть ответ тем, кого вводят в заблуждение кажущиеся несправедливости на земле, где так часто зло как бы торжествует над добром.
   Но мы знаем, что грядет Господь, — «и награда Его с Ним»; и есть у нас еще лучшие обещания. Предоставим Господу воздаяние за дела каждого. Он уже здесь, на земле, часто дает предвкушать его. Если бы мы могли проникнуть в тайники совести наших ближних, мы бы убедились, что Господь действительно воздает каждому по делам его.
   В ту минуту, когда, по-видимому, мы беспечно предаемся «греховному наслаждению» (Евр. 11:25), неопределенная и томительная тоска шевелится в глубине нашего сердца и предвещает нам о неизбежном наказании Божьем за наши дела. Это Господь приближается, и «воздаяние Его пред лицем Его».
   И здесь, на земле, Господь дает иногда предвкушать вечное блаженство, и дает даром, не принимая ничего от нас взамен, как и даром, не за наши заслуги, ведет нас в Царствие Небесное.
   Служба Господу приносит уже с собою награду, потому что, служа Ему, мы находим Его Самого.
   Пусть смысл слов, сказанных отцем старшему сыну в евангельской притче, будет нам понятнее, чем ему: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое — твое» (Лк. 15:31), ведь его награда была велика: не есть ли это высшее блаженство — быть всегда с ним?
   Апостол Павел говорит: «Господь ищущим Его воздает». Да, Он дает Себя Самого тем, кто Его находит, «награда Его с Ним» (Евр. 11:6), ибо Он Сам есть высшая награда наша.

Утешение

07 сентября.

    «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Господь» (Ис. 40:1)
   Как отрадно звучит слово утешения! Как прислушиваются к нему страдальцы! Как необходимо утешение в этом скорбном мире! В приведенных словах оно относится к пленникам. Много таких и в наше время: скитальцев, изнывающих на чужбине, далеко от родного крова и родной любви. Много пленников, которых сковало горе, сковал грех или нужда безысходная, томятся в своей беспомощности, бедности, порочности, безнадежности. И вот раздается Божественный глас: «Утешайте, утешайте народ Мой!»
   Но какое же это утешение? Иные люди думают, что оно похоже на обыденное, человеческое утешение: пожалеть, поплакать со страдальцами, побыть около них в самую горькую минуту, вот и все. Но Божие утешение иное. Он участие и сострадание Свое проявляет тем, что разбивает оковы, освобождает душу, избавляет ее от греха, снимает с нее бремя и делает ее победительницей над скорбью и испытанием.
   Утешение Божие имеет в себе силу, которая сокрушает по-видимому несокрушимое, но и восстанавливает развалины души и жизни. Никакой плен не устоит против всемогущих лучей этого утешения — самые яркие звезды его сияют в самой мрачной темнице, и нет ни одного пленника; в сердце которого не стучалась бы утешающая любовь Божия.

Вифлеемская звезда

08 сентября.

    «Звезда шла перед ними» (Мф. 2:9)
   Где же была звезда, пока они оставались во граде Ирода? Неужели она перестала сиять на небе и погасла в ту минуту, как довела их до дворца великого царя?
   Нет, звезда оставалась там же, но они потеряли ее из виду. Она была заслонена славою человеческою, высокими зданиями обширного города. Волхвы перестали видеть чудное небесное знамение, которое вело их, когда оно омрачилось мирскою, житейскою тенью. Когда же они вновь оставили за собою все земное, звезда снова явилась им. Она их ждала на чистом небесном своде, и когда их глаза отвернулись от греховного мира, их снова озарило свыше тихое сияние.
   Так же бывает, подчас, и с тобою, душа моя. Раздаются твои отчаянные вопли об исчезновении Вифлеемской звезды, тогда как ты сама от нее отвернулась. Звезда осталась на своем месте, но ты потеряла небо из виду. Все суетное, все мирское, земное отуманило твой взор и омрачило славу прежних дней.
   Поднимись же выше, и звезда снова воссияет для тебя во всем своем блеске. Чудный свет на востоке будет тебе возвращен, и ты снова познаешь славу, явившуюся тебе в дни твоей юности. Твоя звезда тебя ждет, чтобы вести к яслям Божественного Младенца, и когда ты достигнешь смирения, проявленного в Вифлееме, ты обратишься сама в младенца и будешь иметь сердце ребенка и мудрость зрелости.

Дух животворит

09 сентября.

    «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Колос. 4:2)
   Для того, чтобы следовать примеру Спасителя и жить по слову Его, надо прислушиваться к Его голосу в нашей душе, к голосу Святого Его Духа в нас. Духом Своим Святым Бог подчас призывает нас, увещевает, утешает, возрождает. Дух Святой один может научить нас истинному, сердечному сокрушению, вере живой, миру невозмутимому. В непрестанном тесном единении со Христом мы учимся любить, в Нем мы понимаем всю тщету земного счастья, в Нем, среди борьбы и испытания, нам открываются чудные сокровища духовного утешения.
   Следуя Его указаниям, мы следуем за Самим Христом, одним словом, «Дух животворит»; в Нем истинная жизнь! Блаженна душа, заглушающая в себе все земные звуки для того, чтобы внимать лишь Его божественному голосу. Блажен прислушивающийся к этому голосу, вкусивший и видевший, «яко благ Господь». Блаженны те, которые научились жить внутренней, духовной жизнью, которые научились молиться! Молитва, от нее все исходит, и к ней мы возвращаемся непрестанно, в ней вся сила, ею держится все, снова и снова будем прибегать к ней.
   Будем постоянны в молитве, и все препятствия, весь окружающий нас мрак, все наши сомнения исчезнут. Будем молиться, и Сам Христос научит нас следовать за Ним, нести крест наш, отвергнуться себя; сделавшись истинными и верными Его учениками, будем молиться, и мы победим! Горе имеем сердца! Господи, прими и в эту минуту сердца наши, взывающие к Тебе, очисти их, недостойных, Твоею благодатью, посвяти их Себе и научи нас верить Тебе одному, Тебя любить, на Тебя лишь надеяться. И пусть запечатлеется в нашей душе Твое слово: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Дары

10 сентября.

    «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, но Господь один и тот же» (1 Кор. 12:4)
   Птицы небесные славят Бога своим пением; полевые цветы возносят к небу благоухание, как фимиам хвалебный; деревья осыпают землю своими плодами, облака орошают ее благотворным дождем, звезды озаряют ночную тьму своим чудным сиянием; вся природа служит Творцу и славословит Его.
   Так и среди нас, слуг Христовых на земле, каждый имеет свое назначение. Один трудится над пропитанием многочисленной семьи, другой отдает свои силы и способности общественному делу, третий, обессиленный болезнью, является молчаливым примером терпения и покорности. Кому дан дар слова, кому талант писателя, иной одарен чудным голосом, другому дано сидеть в немом благоговении у ног Христа, внимая Его словам, прикладывая жаждущие уста к источнику воды живой.
   Дары, полученные нами, очень различны, но каждый из нас должен служить Господу именно тем даром, который он получил свыше, как бы ни был он скромен и незаметен. Не будем же терять время в бесполезном старании произвести из себя то, что нам не дано, но, довольствуясь каждый полученным от Господа даром, будем непрестанно развивать его во славу Божию. И в конце нашей жизни, Бог даст, и мы услышим слова Спасителя: «Хорошо, добрый и верный раб, — в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего» (Мф. 25:23).

Божественная любовь

11 сентября.

    «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:9)
   В тюрьме, в подземелье, в темном, сыром углу вырос плющ. Ни одна капля дождя или росы никогда не орошала его. Тщедушные, полусухие листья впивали в себя лишь гнилую влагу подземелья. Но с наступлением лета солнечный луч стал проникать и в это мрачное место заточения. И каждый день, в продолжение одного часа, этот луч согревал бедное, погибающее растение.
   И вот жизнь стала просыпаться в нем, корни ожили, листья стали подыматься к свету; пожелтелый ствол наполнился свежим соком; пошли новые ростки. И тоненькая ветка, постепенно подымаясь все выше вдоль стены, достигла наконец узенького окна и, пробившись сквозь железную решетку наружу, на волю, целый день уже могла пользоваться живительными лучами солнца. Ветка эта росла и росла, пока не покрыла густою зеленью всю наружную стену тюрьмы, придавая красу и свежесть мрачному зданию.
   Так бывает и с душой человеческой, заточенной во мраке греха и разврата. Когда луч божественной любви, проникая в нее, коснется ожесточенного сердца, в душе пробуждается радостный трепет, она оживает и растет, впивая в себя благотворный луч божественного света, и возрождается к новой жизни. Она, как ожившая ветка, одевается прекрасной свежей листвой и наконец приносит плоды праведности, во славу Божию.
   Человеческая мудрость стоит высоко в истории народов. Но никакая философия не может воскресить мертвую душу. Наука в наши дни творит чудеса: все препятствия в природе уничтожаются, расстояния уж не существуют, под землею и под водами пробиваются пути. Через неизмеримые пространства ведутся переговоры. Небесные светила вычисляются и вымеряются с математической точностью. Но и самая точная наука не может разрешить великий вопрос жизни и смерти. Еще менее может она вернуть угасшую жизнь. Один Христос дает жизнь, «чтобы имели жизнь с избытком» (Ин. 10:10).
   Его слово, Его Дух обновляет, оживляет омертвевшую душу, в Нем одном спасение и пробуждение от греховного сна, ибо «верующий в Него имеет жизнь вечную» (Ин. 6:40).

Духовное зрение

12 сентября.

    «Зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7)
   Самые радужные мечты принадлежат, большею частью, молодым годам. Когда мы начинаем день и взор наш еще не отуманен, земля обетованная представляется нам во всей своей красе. Но Моисей в этом отношении представлял собой исключение. Самое ясное видение представилось ему на склоне его лет.
   Его молодые годы прошли в опасности, в тревоге, в тяжелой борьбе, в мелочных заботах, и только перед закатом жизни видение грядущей славы, видение земли обетованной открылось перед ним. Итак, в самом разгаре его жизненных сил взор его был омрачен сомнением, тогда как в глубокой старости всякое сомнение и всякий страх исчезли, и «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась».
   Если бы и нам было дано исполнить в нашей жизни подвиг отречения, час смертный был бы озарен и для нас видением небесной славы! Есть нечто в нашей духовной жизни, что не слабеет с годами, напротив, по мере того, как гаснут физические силы, оно все растет, пока не приведет нас на ту вершину, с которой мы узрим нашу обетованную землю.
   Что же может дать нам силу подняться на гору Нево? Эта всепобеждающая сила есть любовь! Если нет во мне любви, говорит Ап. Павел, то я ничто! И дар пророчества, и всякое познание, и даже величайшая сила веры — все останется без пользы, если не будет в нас всесильной, всеобъемлющей любви, которая все переживет и все победит.
   Пусть, приближаясь к закату, слабеет наш рассудок, притупляется ум, омрачается сознание, зато очи сердца нашего будут глядеть все яснее и яснее, и начнется для нас вторая молодость души!
   Вместо того, чтобы спускаться в долину плача, вечерний час приведет нас на горную вершину, с которой закат солнца представится нам озаренный новой зарей. Мы вернемся снова к простой, детской вере, которая сокрыта от премудрых и разумных, и весенняя песнь будет звучать в нашем сердце, несмотря на окружающую нас зиму Тогда, в недоумении перед совершившимся чудом, мы воскликнем: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).

Три ступени

13 сентября.

    «Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя совершенно, уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1:13)
   В этих словах ап. Петр отмечает три ступени, на которые делится вся его жизнь. Он начал ее, «препоясавшись», т.е. самоуверенным юношей, убежденным, что жизнь — не трудная задача. Его ничто не страшило, он готов был, не колеблясь, пройти по бушующему морю.
   Затем настал другой период — бодрствования. Самоуверенность исчезла — жизнь представилась ему мрачною, и бури жизни обступили его. Не только пройти, но и переплыть это море казалось уже невозможным. Один отчаянный вопль: «Спаси меня, погибаю!» — вырывался из души его.
   Затем — третья степень: «Упование на подаваемую благодать». Глядя на жизнь, он уже видел Источник этой жизни. Он обрел высшую опору — стал надеяться не на себя, а на Бога. То было слияние глубочайшего смирения с высшими стремлениями. Он познал свою немощь, но вместе с тем убедился и в том, что свирепые волны привлекут его к тихой пристани, которую Господь несомненно готовит для него.
   Так ведет Господь и тебя, душа моя! Сначала ты видишь Христа в тихом, безоблачном сиянии. Он приближается к тебе вне бури и непогоды. Но Господь недолго оставляет тебя в таком покое. Чтобы смирить тебя, Он испытует, посылая бурю и волнение, и не сразу протягивает тебе руку помощи.
   Но испытание это тебе полезно — ты в нем нуждаешься, и оно тебя учит многому; оно знакомит тебя с чужим горем, которое, как звено, соединяет тебя с великим человеческим братством.
   Наконец, наступит окончательное примирение — Господь пройдет по волнам, сделается великая тишина, и ты услышишь Божественный голос: «Это Я, не бойся!» Тогда тебе даруется благодать в «явлении Иисуса Христа» (Мф. 14:27).

Наше жилище — на небесах

14 сентября.

    «Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1)
   Где бы мы ни были, наш путь ведет к вечной нашей родине. Мы направляемся туда, мы ежеминутно можем ожидать призыва. Пусть наш путь будет тяжел и одинок, ноги изранены дорогой, все же и здесь, среди шипов, терний, препятствий, встречающихся на пути, мы собираем плоды, созревающие на этой почве. До нас долетают небесные звуки, и они придают нам бодрость, согревают наше одинокое сердце, наполняя его светлым и радостным ожиданием.
   На этом тернистом пути нас окружают спутники, направляющиеся к «жемчужным вратам». Перед нашими глазами они иногда входят туда, мы слышим последние звуки их хвалебной песни и знаем, что они омыты от всех грехов Кровию Христа. «Полнота радостей перед лицом Твоим» (Пс. 15:11). И здесь, в нашей мрачной пустыне, нас подчас озаряет отблеск этих небесных радостей, мы как бы предвкушаем их и скоро, очень скоро, быть может, раньше, чем мы думаем, мы очутимся сами перед открытыми вратами, у самого Источника жизни, перед лицом Его, Им Самим встреченные, прощенные, принятые на вечное упокоение.

Я с вами...

15 сентября.

    «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20)
   Какое глубокое значение имеют эти слова! Заметьте, Христос не говорит, что Он был или будет с нами, но что Он с нами всегда. Случается нам не сознавать Его присутствие, наш взор подчас отуманен слезами и ослеплен ложным блеском светской мишуры. Наконец, когда чаша наших страданий переполнена, нам мнится, что Господь оставил нас.
   Сам Спаситель испытал это чувство отчаяния, страдая на кресте. Но тем не менее Господь всегда и везде неизменно с нами, жалея нас, заботясь о нас постоянно, выжидая минуту, когда мы, подобно ученикам на дороге в Эммаус или Марии, плачущей у пустой могилы, очнемся для радостного сознания Его присутствия.
   Будем всегда помнить эти слова: «во все дни». В зимние, безотрадные дни, когда нас окружают грозные тучи, в дни болезни и страдания, в дни искушения и испытания, точно так же, как в самые радостные дни нашей жизни, когда небо ясно над нами и душа наша полна ликования. Самые близкие друзья могут удаляться от нас, но Господь всегда близок к призывающим Его. Он проходит с нами по глубоким волнам и песчаной пустыне. Он стоит рядом с нами на краю пропасти. С Ним мы не одни и, приучая себя постепенно к этой мысли, мы уже никогда не почувствуем себя одинокими. Запечатлеем же глубоко в нашем сердце слова эти: «Я с вами всегда, до скончания века».

Научись ждать

16 сентября.

    «Стойте!» — «Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли» (Исх. 14:13, 15)
   Пока мы не научились «стоять» на месте, когда того требует Господь, мы не сумеем и идти вперед, следуя Его зову. Если мы решились Ему служить, Он научит нас отдыхать на пути, стоять на месте или же двигаться шаг за шагом вперед, согласно Его воле. Для нас всего труднее бывает покоряться воле Божьей, выжидая Его указания. Мы бы предпочли всякую деятельность такому вынужденному отдыху. Мария избрала «благую часть», сидя у ног Спасителя и слушая слово Его, но часто такое созерцательное положение не соответствует нашим потребностям. Мы рвемся вперед, нас тянет на живое поприще, на широкое поле деятельности, нам претит то, по-видимому, бесцветное прозябание, каким нам представляется наша скромная жизнь.
   Быть может, и теперь вы еще в ожидании указания Божия. Не унывайте! «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Плач Иер. 3:25-26). Вас тяготит это ожидание? Да, пока вы не отдадитесь всецело Ему, пока не покоритесь, не примиритесь вполне и бесповоротно вашей участи. Но с той минуты, когда вы отдадите все в Его руки, предоставляя Ему управлять вами помимо вас самих и принимая Его волю беспрекословно в вашем сердце, поверьте, в душе вашей водворится мир невозмутимый, тот мир, который превыше всякого разумения.
   Господь требует и ожидает от вас прежде всего полного отречения от своей воли, от всего своего, тогда, может быть, будет обращено и к вам повеление, чтобы вы шли, и та деятельность, которую вы искали с таким трудом, окажется рядом с вами. Вы увидите ясный путь перед собою, вам уже не нужно будет ничего искать, ничего придумывать, вы будете идти вперед под сенью крыл Его, во свете лица Его. «Через .реку перешли стопами; там веселились мы о Нем» (Пс. 65:6).
   Душа тревожная, беспокойная, суетливая — успокойся, потерпи, утихни, доверься Господу и убедись, что Его цели достигаются всегда, что для Него нет ничего невозможного, «ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого Бога, кроме Тебя, Который столько сделал бы для надеющихся на Него» (Ис. 64:4).

Страдание «вне врат»

17 сентября.

    «Иисус пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:12, 13)
   Бывают страдания двоякого рода. Некоторые страдания лежат прямо на нашем пути и входят в круг нашей обыденной жизни. Мы с ними свыклись, они не удивляют нас. Но бывают и такие горести, такие скорби, которые нам кажутся сверх наших сил, которые как бы вне врат, и им труднее покориться.
   Когда такого рода испытания выпадают на нашу долю, нам кажется, что судьба к нам несправедлива, что мы могли бы терпеливо перенести всякое другое горе, но страдания «вне врат» представляются нам непосильными, они возмущают и оскорбляют нас.
   Однако тот, кто написал эти слова, хотел нам принести особое утешение, хотел сказать, что наша скорбь «вне врат» подобна скорби Христа; Он ими зовет нас в минуты уныния в сад Гефсиманский, в котором мы видим Страдальца «вне врат».
   В этом саду, во время величайшей предсмертной тоски, Сын Божий не нес еще на Себе открытой раны. Он как будто бездействовал, не принимая участия в борьбе. Он терпел беспрекословно несправедливые упреки. Людям могло казаться, что жизнь Его бесполезна и не нужна никому. Однако великое служение Его в эти минуты, Его заслуга перед людьми не может ни с чем сравниться. В этом саду Он совершил подвиг непостижимый, исполинский! Там, в Гефсиманском саду, во время кажущегося бездействия, была одержана величайшая в мире победа. В ту ночь, в которую Он был предан, унижен, отвержен, поруган людьми, слава Его достигла высшей степени. И вы, страдающие «вне врат», уединитесь с Ним в Гефсимании, ищите там утешения вашей скорби. Ободритесь, воспряньте душою при мысли о тех торжественных минутах, когда Сам Сын Божий был «послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Божие утешение

18 сентября.

    «Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем же утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1:3, 4)
   Многочисленны и разнообразны способы, которыми «Бог всякого утешения» утешает нас. Иногда какое-нибудь слово из Священного Писания вдруг осветит наш ум и сердце, как светлый солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи. Это слово долго звучит в нашем сердце, ободряя, просветляя наши мрачные мысли. Иногда участие ближнего, теплое слово, выказанная нам любовь согревают нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всеми. И любовь эта является нам прообразом той вечной любви, которая окружает нас с самого нашего рождения и до смертного часа.
   Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимет боль от нашего сердца — она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее Своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам. И не будем погружаться всецело в наше горе, не будем унывать настолько, чтобы не заметить луч света, пробивающийся сквозь тучи. Невольно спрашиваем мы себя иногда: зачем нужна сердечная наша боль, поражающая все наше существо, почему все, что составляло наше счастье, что наполняло нашу жизнь, мало-помалу исчезает, оставляя нас одинокими, разбитыми! Не будем допускать такого вопроса, а будем искать глубокую цель всего случившегося в этих словах апостола: «Чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби».
   Неужели мы не найдем облегчения в этой мысли? Горе было бы невыносимо при сознании, что оно бесполезно, не нужно, и потому не спрашивай никогда, почему? Та школа терпения и скорби, через которую ты проходишь, имеет свое особое назначение, и, быть может, придет время, когда Господь сподобит тебя утешить страждущего брата тем утешением, которое ты приобрел собственным опытом.
   Когда перед тобою раскроется бездна чужого страдания, ты будешь иметь возможность облегчить его тем самым, что облегчило и твою бесконечную скорбь, в которой тебя не оставил Господь.
   Долготерпение Спасителя неисчерпаемо. Он терпит нас годами, Он не перестает следить за нами шаг за шагом, готов прощать наши слабости и отступления. И среди глубочайшего мрака, среди самого тернистого пути «Отец милосердия и Бог всякого утешения... утешает нас самих».

Печаль обратится в радость

19 сентября.

    «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис. 66:13)
   В любви матери, столь естественной, столь знакомой каждому из нас, Господь олицетворяет для нас любовь Свою ко всему человечеству В Своей бесконечной любви «Он печется о нас» (1 Пет. 5:7), и в этом самом попечении Он посылает нам скорби и испытания. Какая любящая мать не принуждает себя иногда огорчать своего ребенка, подвергая его наказанию или лишая удовольствия, когда она знает, что такое лишение должно послужить ему в пользу? Ребенок плачет, его маленькое горе кажется ему невыносимым, несправедливым, и сердце матери болит при виде этого горя, но, имея в виду благо ребенка, которое для нее дороже всего на свете, она тверда в проведении своих мер.
   Как часто в нашем горе мы бываем похожи на безрассудных детей! Мы плачем безутешно, нам кажется, что посланное нам страшное испытание могло бы миновать нас, что оно выше наших сил, и мы не сознаем того высшего блага, которое им приобретаем для вечности. Наверное, любящий Господь в Своем бесконечном милосердии жалеет нас не меньше, чем самая нежная мать. Несомненно, и для нас придет час, когда «печаль наша обратится в радость» (Ин. 16:20). Мы поймем тогда, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).

Забывая о себе

20 сентября.

    «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4)
   Никакой человек не может достигнуть величия сам по себе, он становится великим лишь по отношению к другой жизни, лишь «теряя свою жизнь, чтобы сберечь ее» (Мф. 10:39).
   В чем заключается величие патриотизма, филантропии? В том, что ни то, ни другое не вмещает отдельных личностей, все поглощено любовью ко всему человечеству, личность человека исчезает в одном общем деле. Действительно, каждый из нас только начинает жить тогда, когда он умирает для себя. «Ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе». Одно самозабвение не возвышает душу. Мы часто говорим о том, что надо себя забыть, но вопрос в том, каким образом мы этого достигнем? Хотим ли мы забыть о себе, умирая или рождаясь к новой жизни?
   Можно забыть о себе и о своем горе, одурманив себя наркозом, но это не что иное, как яд, и в таком средстве одно малодушие. Но есть самозабвение, есть уничтожение боли, достигаемое только живой силой, силой любви, которая заставляет нас, забывая о себе, помнить лишь о других.
   Душа моя, прилепись к лозе, войди всецело в другую жизнь, в Его жизнь, сделайся членом Его тела, проникнись Его духом. Пусть молитва Господня сделается твоею молитвою, молись, чтобы святилось имя Его, чтобы совершалась воля Его, чтобы водворилось Царство Его, чтобы человечество было избавлено от лукавого, чтобы грех был побежден силою любви. Тогда, забывая о себе, в постоянном созерцании Христа Спасителя, ты достигнешь того блаженства, которое приготовил Господь любящим Его.

Не я один страдаю

21 сентября.

    «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3)
   Разбитое сердце не вылечивается сразу. Горем разбитое сердце парализовано, оно потеряло силу действовать, оно уже не способно принимать участие в общем движении. Вылечить такое больное сердце значит возвратить ему трудоспособность, но рана остается еще открытою надолго. Даже Сам Христос не обещал излечить сразу рану, а лишь «врачевать» ее Своими руками, и это значит, что Он остановит поток крови и позволит нам снова действовать, вопреки нашей сердечной боли.
   В чем же состоит это целебное средство, исходящее от Него? Это средство есть сочувствие чужому горю, сознание, что не я один страдаю, живое участие в горе братьев наших облегчает наше собственное горе. Присматриваясь к бременам, носимым всеми окружающими нас, мы не замечаем своего собственного бремени.
   О Господи, в числе труждающихся и обремененных возложи и на меня Твое бремя! Твое бремя одно только и может излечить мои раны, и только крест Твой может прикрыть их. Допусти меня до Твоего крестного пути, позволь мне нести Твой крест с Тобою и делить с Тобою всеобщую мировую скорбь. Тень Твоего креста будет моим светом, мой личный крест будет облегчен тяжестью креста Твоего; мои слезы прекратятся, глядя на слезы, которые Ты проливаешь за грехи и зло всего человечества.

Жатвы много

22 сентября.

    «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37)
   Чудные, летние дни, богатое поле, усеянное цветами, нивы, покрытые созревающими колосьями, — как легко уподобить все это жизни человеческой! Каждый день, посланный нам Господом, представляет бесчисленное множество случаев для служения Ему, каждая минута, если только мы будем постоянно настороже, есть как бы чудный цветок, открывающийся нашим взорам; его красу, его благоухание мы должны нести в те темные углы, которые лишены Божьего света.
   Наше жизненное поле усеяно незрелыми колосьями, обещающими богатый урожай в будущем, не станем пренебрегать ими, не будем терять ни одной минуты, ни одного случая удобрить ниву, помочь созреванию этих плодов. Широкое поприще открыто нам, и в нашей воле потрудиться на нем или лениво сложить руки. Пусть каждый спросит себя сегодня: как употребил он вчерашний день? Пусть в конце недели, достигнув дня Господня, каждый оглянется назад, на пройденную седмицу, каким представится ему его поле, — будет ли оно цвести, увидит ли он на нем зрелые плоды, или же придется сознаться, что все запущено, не возделано, все заросло, заглохло, все погибает без бдительного ухода!
   Вспомним, как дорого время, и не будем терять ни минуты даром, тогда жизненное поле представится нам во всей своей цветущей красе. Жатвы везде много, поспешим же быть усердными работниками на ниве Господней и решимся отдать этому всю нашу жизнь.

Бодрствуй!

23 сентября.

    «Бодрствуй и утверждай прочее, близкое к смерти» (Откр. 3:2)
   Когда горе ваше готово обратиться в отчаяние, в безутешную скорбь по потерянному, вспомните о том, что вы еще имеете. Память об умерших не должна изгладиться из нашего сердца, любовь к ним не должна прекратиться, но память эта превращается в любовь к живущим и поощряет нас служить им, вспоминая умерших.
   Когда мы теряем наших близких, почти неизбежно является чувство сожаления и раскаяния в том, что при жизни мы не довольно их ценили, не довольно любили, не довольно ласкали, нам больно сознаться, что мы не отдали им всего, что могли, и теперь уже загладить этого нельзя! Но не следует слишком предаваться этому чувству, оно должно служить нам уроком в дальнейшей жизни.
   Вспоминая все упущенное нами в прошедшем, мы с большим усердием будем действовать в настоящем, и тогда сожаления наши не будут бесплодны, они превратятся в живую силу, в любовь, горящую желанием отдать себя на служение оставшимся.
   Вы, быть может, потеряли много? Но вы еще остались нужны многим. Сколько слез можете еще осушить, сколько страданий облегчить, сколько одиноких сердец согреть вашею любовью. «Приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). Делайте же, пока есть день, — и «утверждайте прочее».

Открытая дверь кающемуся

24 сентября.

    «Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой» (Мф. 20:7)
   Люди, о которых говорит Господь в этой притче, стояли праздными в одиннадцатом часу. Они пришли поздно, и их никто не нанял на работу. Но Господь находит дело и тем, которые никому не нужны, самым праздным.
   Почему же столько людей приходят поздно и остаются праздными? Потому что люди вообще недоверчивы и согрешившего раз считают уже неспособным ни к чему. Но Господь верит в возможность исправления всех людей. Он не пренебрегает никем, не отвергает и тех, кто приходит к Нему лишь в одиннадцатом часу, и им дает возможность исправиться.
   Величайший работник на ниве Господней был человек одиннадцатого часа апостол Павел. Его сотрудники смотрели на него с недоверием, но Господь дал ему широкое поле деятельности.
   Господи, благодарю Тебя за Твое долготерпение, за Твое доверие к падшему человеку! Многие из нас приходят в одиннадцатом часу, наши ближние от нас отворачиваются, нам нет места в их винограднике, но Ты укажешь нам место! Ты Сам прошел одинокий путь страдания. Ты был отвержен и покинут всеми. Ты доверяешь и тем, кто приходит поздно. Ты оставляешь открытую дверь кающемуся грешнику Ты принимаешь всех отверженных людьми, для Тебя нет ничего невозможного. Тебя не страшит самая темная ночь. Сквозь густой мрак Ты видишь возможность света, в самой темной душе Ты найдешь светлую точку.

Молитва за мир

25 сентября.

    «Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11:2)
   Прежде всего Господь учит нас молиться не за себя, а за весь мир. Эта молитва не только выражение полной покорности, но и выражение нашего искреннего, горячего желания добра всему человечеству Мы должны отказаться от наших личных устремлений и проникнуться всецело намерениями Господа, глубоким смыслом Его воли, Его Царства.
   В ответ на молитвы святых Божиих Царство Божие может водвориться и среди этого мира, который лежит во зле, Мы молимся «да приидет Царствие Твое» на земле, но прежде всего мы должны молиться, чтобы оно пришло в нас самих и чтобы Господь Иисус Христос, и Он один, царствовал во всем нашем существе.
   Обещая Ему полное послушание, мы приносим все к Его ногам — нашу жизнь, наше служение, наши привязанности. Если же мы не отдались Ему всем нашим существом, не покорились всецело, бесповоротно, то мы не можем молиться «да приидет Царствие Твое». Мы должны быть цельными, служить Богу, а не мамоне. Господь не услышит молитву, не примет сердца, отдающегося Ему только наполовину.

Господь видит тебя

26 сентября.

    «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16:13)
   Душа, искупленная дорогою ценою крови Христа, помышляй постоянно о том, что Спаситель страдал и умер на кресте за твои грехи, что Его святая кровь пролилась за тебя, чтобы тебя освободить от греховных уз и порабощения плоти. Никогда, ни на один день не оставляй молитвы в уединении твоей келлии и не пренебрегай чтением слова Божия. Твоя душа не может жить без этой пищи точно так же, как твое тело без питания жить не может.
   «Будьте постоянно в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). «Слово Христово да вселится в вас обильно, со всякою премудростью» (Кол. 3:16). Живи в постоянном общении со Христом, твоим Спасителем и Господом. Все твои мысли и старания направляй к тому, чтобы ни малейшая тень не застилала ни на минуту от тебя образ Христа. Если же это общение прервано вследствие какого-либо греха, ты должен тотчас восстановить его искренним признанием и чистосердечным раскаянием.
   «Верен Бог, которым вы призваны в общение Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9). Помни, что Господь Иисус Христос не только постоянно видит тебя, но понимает и всецело знает всякое движение твоей души. Он охраняет постоянно вверенный Ему путь. Поэтому отдайся Ему вполне и откажись от всего того, что не согласно с учением Христа, «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою» (Пс. 118:11).

Крест приведет нас к воскресению

27 сентября.

    «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
   Нет ни одной жизни человеческой, которая прошла без испытаний, без борьбы, без горя. И никто из нас не может ожидать, что это нас минует. Все силы души нашей должны не только принимать испытания и покоряться им, не только терпеть все, посылаемое Господом, но и поклоняться кресту, т.е. нести его с любовью, взирая на крест Спасителя, через который мы получили искупление.
   Когда раздается эта церковная песнь, мне кажется, что все мы, смиренно преклоняясь перед крестом, должны принимать его всецело в настоящем, в будущем, во всем, что Господь предназначил нам перенести. И, неся свой крест безропотно, будем помнить, что за ним последовало Воскресение Христово, величайшая радость, какую возвещает нам Евангелие. Крест поведет и нас к победе, к воскресению наших охладевающих чувств и слабых дремлющих сил.

Цель жизни

28 сентября.

    «Которого не видев, любите» (1 Пет. 1:8)
   Хотелось бы понять, в чем состоит цель христианской жизни? В глубоком смысле цель эта состоит в тесном общении с Господом Иисусом, «Которого не видев, любите». Воля Господня нам известна, мы знаем Его, хотя и не видим.
   Первым последствием такого общения будет, несомненно, полное воцарение нашего Царя и Бога в нашей душе, там, где дотоле преобладало наше себялюбие. Затем уже естественно должно явиться отвращение от всякого, даже малейшего греха, стремление узнать и проникнуться сознанием наших грехов и уничтожить в себе корень зла силою духа Божия.
   Только тогда цель наша будет достигнута, когда мы будем ходить с Господом постоянно, пребывать в Нем каждый час, и Он и слово Его пребудет в нас. Надо любить Его всем нашим сердцем, всем разумением нашим, и ближнего нашего, как самого себя. И не на словах только, не по букве закона, а всеми силами нашей души.
   Насколько мы были рабами греха, когда наша воля была греховной, настолько мы должны сделаться рабами Христа, подчинив Ему каждую мысль, каждое движение внутренней нашей жизни и приняв на себя добровольно полное подчинение Его воле.
   Во внешней жизни цель наша, без сомнения, есть та же, и стремление к ней должно быть также всецело и постоянно. Выбор между злом и добром должен быть решительный, бесповоротный. Надо твердо решиться никогда не раздражаться, никогда не допускать в себе легкомысленного отношения к нарушению заповеди, строго относясь к каждой нечистоте и неправде. Никогда не уклоняться от исполнения воли Его и не отрекаться от имени Его.
   Пусть во всех вопросах нравственной жизни запечатлеется в нас это строгое, непреклонное отрицание всякого зла. Верующий себе не принадлежит, он «куплен дорогой ценой», и ясная цель перед ним: твердо и неуклонно идти вслед за возлюбленным Господом, невзирая ни на какие препятствия.

Верен Бог

29 сентября.

    «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10:13)
   Помните, что «верен Бог» и что Он «при искушении дает и облегчение так, чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Но, прося Господа: «не введи нас во искушение», — мы допускаем возможность этого искушения, могущего всегда нас постигнуть. Искушая нас, Господь в то же время является нам во всем Своем могуществе. «Сами в себе имеем приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1:9),— говорит апостол.
   Случается, что к нашей вере, надежде, любви и даже к радости служения нашего примешивается доля себялюбия. Эта доля, как бы она ни была ничтожна, должна быть истреблена вполне, пока ничего своего не останется в нас, и один Господь сделается для нас «всяческая во всех».
   Итак, «бегайте идолослужения» (1 Кор. 1:14). В чем же заключается это идолослужение? В том, когда мы, выпуская из виду единственную, настоящую причину, управляющую всем, т.е. волю Божию, придаем значение причинам второстепенным, человеческим.
   Видя одного Господа перед собою, не ожидая помощи ниоткуда, надеясь на Него одного, сделаемся новою тварью. Он воскресит в нас все погибшее, все умершее, и мы почувствуем, что «прежнее прошло, теперь все новое». Взирайте на Иисуса, слушайте слово Его, благодарите Его за те искушения, которые дают вам более полное познание Его благости. Ожидайте от Него ежедневно хлеба насущного.
   Уповайте на Него даже и тогда, когда Он вам кажется далек, недостижим, когда ваш путь тяжек»: когда испытания как бы превышают ваши силы. Учитесь тогда идти терпеливо по путям Господним, помня, что «верен Бог» и что Его непобедимая сила будет действовать в вашей немощи, в вашей нищете.

Устоит ли твоя любовь?

30 сентября.

    «Любовь все переносит» (1 Кор. 13:7)
   Поразительно, что в своей хвалебной песне любви ап. Павел воспевает то, от чего воздерживается любовь. Он начинает словами: «Любовь долготерпит» — и кончает: «Любовь все переносит». В сущности, это почти одно и то же. Но нам казалось бы естественнее говорить о том, что любовь может совершить, а не о том, что она может перенести. Отчего не воспеть ее громкие подвиги, одолеваемые ею препятствия, чудеса, которые она творит? Но все-таки прав был ап. Павел.
   В темном, незаметном, трудовом пути заключается величие подвига, а трудовой путь любви есть долготерпение. В минуту увлечения, в минуту воодушевления мы готовы на всякую жертву. Но не в чаду восторженного возбуждения пробный камень любви. Истинная любовь докажет свою силу в обыденной жизни, не замеченная никем: в горячих, незримых слезах, в жертве, принесенной в уединении, после жестокой душевной борьбы.
   Устоит ли твоя любовь против мелких, ежедневных раздражений? Устоишь ли ты, видя себя непонятым, несправедливо осужденным? Устоишь ли, не получая ответа, встречая одно молчаливое нерасположение? Устоишь ли в полном одиночестве, отвергнутый всеми? Если и тогда твоя любовь не умрет, то действительно она достойна хвалебной песни ап. Павла.

Август Сентябрь Октябрь

Помощь в распознавании текстов