Источник

Седмица 15-я по Пятидесятнице

ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 21. (5,24–34) О ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ

Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтобы душа чрез Него могла восприять здравие свое. Следовательно, у кого душа не здорова, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа и делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру (57,68)…

Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (30,190).

Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение (30,273).

Нисходящая благодать, чрез очищение внутреннего человека и ума, совершенно отьемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с той целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и сообразно взирала на славу истинного Света (30,412).

Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (30,456)…

Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (50,563).

По мере веры и благодать обитает в душе (22,193).

Волны благодати согревают и ум, и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (22,364).

Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце: и душа забывает вдруг земное и плотские страсти (22,364)…

Божественная благодать отверста, чтобы каждый наслаждался сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин. 7,37) (23,478).

Вверься нежной любви благодати, потому что она начало всякого стяжания. Ты пока не видишь еще любви ее, потому что младенцы, сосущие молоко, не знают матерней попечительности. Будь долготерпелив, предоставь себя воле ее и тогда уразумеешь ее благодеяния (23,635).

Сколько блаженны мы, грешники, потому что самая благодать восстает на помощь нашу. Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (25,212).

Когда действует рука Божия, тогда невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или, вернее, невозможно не дойти до самой степени блеска и славы, только бы при этом было и должное с нашей стороны (32,120).

Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все, а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы, и то, что он имеет от Бога, не сообщает ему даров Своих… (38,476).

Как солнечные лучи светят каждый день и не истощаются, и свет их от излияния на многие предметы не уменьшается, так и еще более сила Духа нисколько не уменьшается на множество приемлющих ее (39,232).

Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается, не останавливается (39,335)…

Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устроял наши дела и сохранял нас… (43,279).

В силу веры прежде всякой другой добродетели и уже помощью благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенною, так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия. Бывает, что и демоны наводят на иных видимые добродетели, научая людей казаться целомудренными, милостивыми, кроткими и держа их чрез то в высокоумии и гордости (57,168).

Иные в такой мере успокаиваются благодатию Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (30,412)…

В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (30,424)…

Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (30,456).

Обязанность человека – призвать благодать, чтобы она, пришедши, просветила его; обязанность человека – очистив себя, домогаться, чтоб благодать обитала в нем и помогала ему… Благодать делается для человека стеною и укреплением и охраняет его от века сего для жизни века будущего (22,111).

Господь не просто дарует всякому Божественную благодать духовную, а только тем, которые в труде, в самоизнурении, с пролитием пота просят ее день и ночь (46,361).

Авва Христофор поведал: «После отречения от мира имел я горячую ревность: днем я пел каноны, по ночам же уходил в пещеру, где покоится святой Феодосии. Входя туда, я на каждой ступени делал по сто земных поклонов, а ступеней всяко было восемнадцать, потом молился до удара в било. Тогда шел к службе. Так провел я девять лет в посте и воздержании. Однажды прихожу в пещеру и после поклонов вижу, что весь пол наполнен свечами, одни горят, другие – нет. Два мужа в белых мантиях приготовляли эти свечи. «Зачем вы ставите свечи?» – спросил я. – «Эти свечи отцов». – «Почему же одни горят, другие нет?» – «Желающие зажгли свои». – «Горит ли моя свеча?» «Молись, и мы зажжем твою», – ответили мне мужи. «Да что же я делал до сего дня?!» – удивился я. Но тут же я пришел в себя и никого уже не увидел. Тогда сказал сам себе: «Христофор! Если желаешь спастись, ты должен усилить свой подвиг». Утром я удалился из монастыря на гору Синай и там провел пятьдесят лет. Однажды услышал: «Христофор! Вернись в монастырь"». Спустя немного времени душа его с радостью отошла ко Господу (70,126).

ВТОРНИК. Мк. Зач. 22. (6,1–7) О НЕВЕРИИ И ВЕРЕ

Преподобному Дионисию случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан… В числе их был один отъявленный и давний враг сего Божественного таинства, – не только не исполнявший никогда этого христианского долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнял его… Узнав об этом, преподобный просил, чтобы убедили несчастного придти к нему для беседы. Тот послушался. Но вместо того, чтобы принять таинство исповеди, он начал отвергать пред святым силу исповеди, так что преподобный, сильно огорченный его демонским вольнодумством, строго изрек слово апостола Павла: «Так как ты развращаешь правые пути Господни и издеваешься над заповедями Христовыми, несчастный, – то вот, рука Господня на тебе и гнев без милости на доме твоем! Пусть чрез тебя уцеломудрятся и другие». С этими словами преподобный удалился. Суд Божий не замедлил. Едва только удалился преподобный, беззаконник впал со всем домом своим в недуг, от которого умерло все его семейство. Тогда некоторые из родственников возвестили о том святому и убедительно просили его придти и оказать помощь несчастному. Сострадательный старец согласился: он отправился в селение, но прежде нежели пришел к больному, тот испустил дух без христианского напутствия. Преподобный горько жалел о несчастном (80,47).

Стяжавший веру, стяжал Бога деланием своим, стал превыше всех ухищрений, не только человеческих, но и демонских (106,299).

Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время странствования земного Жизнь Вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования (102,177).

К (истинной) вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всею волею и силою к Божественному добру (102,497).

Живая вера – шествие в мир духовный, в мир Божий. Не может она пребывать в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствует плоть и грех (103,498).

Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лествица к престолу любви (102,505).

Кто же не верует, тот и не просит; не просящий не воспринимает (Духа Святого), тот мертв; о мертвом же кто не восплачет, так как он, будучи мертв, думает, что жив? Мертвые мертвых никоим образом, конечно, не могут видеть и оплакивать; живые же, видя их, оплакивают. Ибо они видят необычайное диво: умерщвленных – живыми и даже ходящими; слепых – мнящими, что они видят, и поистине глухих – думающими, что они прекрасно слышат. Но живут ведь и они – и видят; и слышат, как скоты; мыслят, как неразумные, – с чувством бесчувственным в умерщвленной жизни (56,149).

Некто из богатых заболел проказой. Много лечился он у волхвов и у врачей, и у неверных людей искал помощи, но не получил, а болезнь сделалась еще сильнее. Один из его друзей послал его в Печерский монастырь просить отцов, чтобы они помолились о нем. Когда больной пришел в монастырь, игумен велел напоить его из кладезя святого Феодосия и омыть ему голову и лицо. Вдруг больной из-за неверия своего вскипел гневом, от него стал исходить ужасный смрад, от которого все разбежались. Плача и сетуя, возвратился он домой и много дней не выходил из него, стыдясь смрада. И говорил он друзьям: «Стыд покрывает лицо мое. Чужим я стал для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей, потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию». Всякий день ожидал он смерти, но, наконец, пришел в себя, размыслил о своем согрешении, пришел к преподобному Алипию и покаялся ему…. Преподобный, много поучивши больного о спасении души, взял сосуд с красками, которыми писал иконы, помазал этими красками лицо больного, закрасил гнойные струпы и так возвратил ему прежнее благообразие. Потом привел его в храм, причастил Святых Тайн и велел умыться водой, которою умываются священники. И тотчас спали с прокаженного струпы, и он исцелился… Преподобный же Алипий сказал бывшим тут: «Братия! Слушайте, никакой слуга не может служить двум господам. Вот этот больной прежде служил врагу грехом чарования, а потом пришел к Богу; прежде отчаявался в своем спасении, и сильная проказа напала на него за его неверие. «Просите, – сказал Господь, – и не просто просите, но с верою просите, и приимите». Когда же он покаялся Богу, поставив меня свидетелем, тогда Господь по милости сжалился над ним и исцелил его» (81,146).

СРЕДА Мк. Зач. 23. (6,7–13) ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ

Не покоряющиеся посланным от Господа не их только бесчестят, но и Самого Пославшего и навлекают на себя суд, тягчайший, нежели содомляне и гоморряне (3,404).

Первое место дай Богу, а следующее затем – иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Поспешай за ним на крыльях, покоряйся ему безмолвно, с ним радуйся, когда простираешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, пришедши в страх, опять вознестись высоко (12,91).

Господь усвояет Себе как воздаваемую Его служителям честь, так и презрение (35,704).

Ты овца? Повинуйся пастырю своему, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а для того, чтобы отвратить тебя от заблуждения (40,994).

(Любите пастырей)… как дети родителей, потому что через них вы родились рождением вечным, через них получили Царство, их руками совершается все, через них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит. Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился ты Страшных Тайн (42,557).

Если я приял на себя обязанность ходатайствовать за вас и должен буду дать отчет в этом, то тем необходимее становится для меня ваша молитва. Ради вас я принял на себя большую ответственность, следовательно, и вы должны подавать мне большую помощь (42,567).

Следует относиться к иереям с великой заботливостью. Если же вместе с другими нападаете на них и вы, тогда и ваши дела не будут в хорошем состоянии. Пока кормчий чувствует себя хорошо, будут в сохранности и едущие с ним. Если же станут бранить его и будут относиться к нему с враждой, он будет не в состоянии ни трудиться, ни бодрствовать, ни сохранять своего искусства и, не желая, подвергает их тысячам опасностей. Так и иерей: если он будет пользоваться со стороны вас заботливостью, он надлежащим образом управит и ваши дела. Если же вы… повергнете иереев в уныние, тогда отдадите вместе с собою и их во власть волн, хотя бы они были очень храбры (43,826).

Древле иудеи жертвы принося щедро, учителей и исполнителей закона побивали камнями; этому, соревнуя им, следуете и вы, если храм Божий украшая пожертвованиями, пастырей же Его подвергнете бедам. Значит, наше приношение даров было не из любви к Богу, а из тщеславия, которое мзду свою получает здесь (47,200).

Возлюби иереев Божиих, ибо они друзья благого Бога и ходатайствуют за нас и мир (23,605).

Кто презирает священника, тот презирает и Господа его (29,134).

Священник приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех… прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий: и частных, и общественных… (32,471).

Почтим всех, чистосердечно имеющих степень священства, зная, что если кто любит друзей Царя, то такого еще более любит Царь (33,919).

Священник стоит посредником между Богом и родом человеческим, низводя на нас оттуда благодеяния и вознося туда наши прошения, примиряя со всею природою разгневанного Бога и нас, разгневавших Его, избавляя от рук Его (37,417).

Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду (42,768).

Не смотрите на мою нерадивую жизнь, но соблюдайте заповеди Господа нашего Иисуса Христа, Коему, яко праведному и неложному Судии, имеем мы отдать отчет во всем, что ни делаем. Дайте мне, прошу, такое похваление, да хвалюсь, что я один, падши по нерадению моему во глубины ада, воззвал великим гласом и освободил вас от сетей диавола. Хотя мне надлежит оплакивать собственное свое нерадение, но я ищу удовольствие видеть вас парящими высоко, выше всех сетей вражеских. Соблюдайте же, возлюбленные, неопустительно все заповеди Христовы (58,386).

Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов, для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям (9,154).

Если любишь Христа, если любишь Царствие Небесное, то уважай тех, чрез которых ты получаешь его (42,557).

В Киликии есть город Эги. На расстоянии тысячи шагов от него есть селение Мардард, в том селении храм во имя святого Иоанна Крестителя. Был при этом селении священник, старец великий перед Богом. Однажды жители селения пришли к епископу с просьбой: «Возьми от нас этого старца, он тяжел для нас. В воскресный день он совершает литургию в девятом часу и не соблюдает установленного чина Божественной службы». Епископ, призвав старца, спросил его: «Зачем ты так поступаешь, или ты не знаешь устава Церкви?» – «Поистине так, Владыко, – ответил старец, – и ты справедливо говоришь, что я не знаю, что мне делать. В воскресный день от самой полуношницы я нахожусь у престола и не начинаю литургии, пока не увижу Святого Духа, сходящего на престол». Епископ подивился достоинству старца, вразумил жителей и отпустил всех с миром, славя Бога (70,36).

ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 25. (6,30–45) О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ – ПИЩЕ ДУШИ

Слово Божие – питание душе. Для души, созданной по образу мироустроителя Слова, почтенной разумом и удостоенной разумной свободы, что может быть естественнее слова, питающего душу… (43,365).

Каждому изучать нечто из Богодухновенного Писания прилично и необходимо и для утверждения в благочестии, и для того, чтобы не привыкать к человеческим преданиям (5,221).

Где Священные Книги и чтения – там веселие праведных и спасение душ (24,401).

Когда читаешь Священное Писание, читай с усердием, с великим вниманием, останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивай, но если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его (24,99).

Чтением Богодухновенного Писания люди приобретают многие блага (24,110),

Виноградник, быв раз обобран, остается без плода с одними листьями, но не так бывает с духовным виноградником Божественного Писания, но хотя бы мы взяли все, что видим, в нем остается еще более (32,826).

Чтение Божественного Писания есть не только луч (духовный), но и рай, потому что цветы эти не одно лишь простое благоухание, но и плод, который может питать душу (33,6)…

Не по множеству рек, но по естеству своему удивителен этот источник (Священное Писание), потому что в нем не потоки воды, а дары Духа. Этот источник отделяется в каждую душу верующих и не уменьшается; разделяется и не истощается, распределяется и не убавляется; во всех он находится всецело и в каждом всецело (34,75)…

Читающий постоянно Божественное Писание (в простоте сердца) и стоящий при его истоке, хотя бы не имел никакого толкования, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, приобретает себе великую пользу (34,77).

В Божественном Писании ничего не сказано просто и напрасно, но и незначительное слово заключает в себе скрытое сокровище (35,77).

Можно… (в Писании) получить врачевство, соответствующее каждому несчастью, постигающему человеческую природу, отринуть всякую скорбь житейскую и не сокрушаться ни от каких обстоятельств (35,297).

Через чтение и слушание Писания жизнь наша более и более совершенствуется (36,784).

Священное Писание приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания… (39,388).

Если звери легко уступают заклинаниям чародеев, – к чему удивляешься, что слова Христа быстро изменяют дикую душу в тихую и уравновешенную (43,390).

Чтение Божественного Писания ограничивает блуждающий ум и дарит знание о Боге…. Чистосердечно занимающийся Божественным Писанием получает знание о Боге… Старайся читать Божественное Писание и постоянно пребывать во святой молитве. Сколько раз будешь с Богом, через Него столько раз просвещаются твои тело, и душа, и дух (43,447).

О, как сладостны Божественные словеса душе богомысленной! Они то же для души, что для тела пища, поддерживающая его (53,39).

Непрестанное изучение Писания – свет для души, потому что оно указывает душе полезные напоминания о том, чтобы отвергаться от страстей, пребывать в любви к Богу и чистоте молитвы (52,140).

Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутствие в силе Промысла Его о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божий (52,282).

Все Божественное Писание, Ветхое, Новое, руководит естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, Который есть единственный Врач душ и телес наших. Кто остается непричастным Его Божественной благодати, тот остается и не уврачеванным, а кто причащается Его благодати, у того душа перестает уже быть больной (57,67).

Когда занимаешься чтением слова Божия, представляй, что под каждым словом сокровенно присущ Бог и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст (59,95).

Как труба, звуча во время войны, воодушевляет молодых и храбрых против неприятеля, так и Божественное Писание возбуждает твое усердие в борьбе со страстями (43,940).

Иные хвалятся собеседованием с вельможами, начальниками и властелинами, а ты хвались пред Ангелами Божиими, собеседуя со Святым Духом чрез Божественное Писание, Дух Святой чрез него говорит (43,447).

Многие читают Божественные слова, но не извлекают пользу, не все получают прибыль по той причине, что не углубляются в сказанное, – неумело ударяют по этим священным гуслям (43,524).

Не думай сразу уловить то, что едва улавляется с пролитием великого пота и после многих подвигов, но, предначав трудами и молитвами, приступай к уловлению тех мыслей в Священном Писании, которыми разумение наше изощряется до большей проницательности (47,368).

Чтобы уяснить неясный смысл одного изречения, авва Феодор в продолжение семи дней и ночей непрестанно молился, и Бог открыл ему Истину. Когда некоторые из братии просили авву изъяснить им некоторые места из Священного Писания, он сказал: «Христианин, желающий понимать Писание, должен заниматься не одним чтением толкователей, но и очищением от плотских пороков. Если пороки будут истреблены, то душевные очи беспрепятственно будут созерцать тайны Священного Писания» (74).

ПЯТНИЦА. Мк. Зач. 26. (6,45–53) О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему – Бог (22,245).

Да не дивятся непостигающие недомысленной глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается (8,112).

У нас Единый Бог правит этой вселенной, как Ему угодно: Сам по собственным Своим мановениям и законам премудро приводит все в движение и во взаимное сопряжение, хотя, по-видимому, и не все идет благоуспешно, ибо и в древности, и ныне многим из самых мудрых затруднительными казались примечаемые в здешней жизни несообразности… А если ты не знаешь законов, это не значит, чтобы не знало их и Слово, ибо, если ты не знаешь живописи, не следует, чтобы не знал ее и живописец. Иное сам ты постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже признак разума, чтобы покоряться Разуму. Ежели все ясно, то скажи: «Где место веры?» Ибо вера есть непытливое согласие (12,40)…

Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все, что происходит, – или по Его воле, или по Его попущению, именно: все доброе совершается по Его воле и с Его действием; противное же сему бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям (50,222).

Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению (33,845).

Все Промышление Божие и даже большую Его часть показать было бы нелегко, так как Оно бесконечно и неизреченно, проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом (34,509).

И если наш разум не может постигнуть (Промышления Божия), то тем более будем благоговеть пред его судьбами и за все прославлять Его (35,439).

Не должны мы много испытывать, много рассуждать о том, что бывает от Бога, но за все выражать Ему нашу признательность (35,541).

Не сомневайся в Промысле Божием, но удивляйся Его попечению… (36,32).

Не будем почитать Бога таким несовершенным художником, каковыми являетесь вы, не будем находить неустройства в управлении миром потому единственно, что нам неизвестен образ управления (9,37).

Надобно без ропота принимать, куда ни будет повернуто кормило, которым Бог изводит меня из борьбы и жизни, пока не взойду в тихую пристань… (12,44).

Всеми врачевствами Господь ведет нас к тому, чтобы мы стали украшением Царства Его. Будем стараться более и более уразумевать сие и станем чаще обличать и порицать души свои и обманчивое знание свое (29,348).

Почему мы будем исследовать действия Бога, Который беспредельно превосходит нас во всем, Который есть Сама Премудрость?.. Мы должны быть убеждены в одном только, что Богом все посылается для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его (32,185).

В том-то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы это не превышало нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиною всего (42,162).

Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всеми надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, – открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам как злым, давая согласие на испытание людей (43,1015).

Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть Источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, делает для нашей пользы, и должны принимать это с благодарностью как от благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное, ибо все бывает по праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби (55,148).

От Божественного Промысла зависит – оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя. Посему и мы, зная, что Божественною десницею дано естеству нашему стремление к добродетели, принесем от себя труды, ибо таким образом достигнут будет счастливый конец (47,280).

Однажды вышел преподобный Агапий на море и был взят агарянами и продан в рабство. Двенадцать лет находился Агапий в оковах и трудах, прося Царицу Небесную об освобождении. В одну ночь является ему Всемилостливая во сне и велит идти к своему старцу. Пробудившись, Агапий видит, что оковы с него сняты, и двери его открыты. Встал он и пошел к своему старцу. Тот же, увидев его, повелел вернуться к господину и трудиться для него, как для Господа. Послушался его преподобный и вернулся обратно. Увидев его, хозяин расспросил его обо всем и, будучи поражен верою и послушанием Агапия, а также помощью Божиею, вместе с Агапием пришел на Афон и просил Агапиева старца крестить его и двух сыновей своих, а затем обращенные к истинному Богу приняли ангельский образ и, богоугодно пожив в послушании и монашеском подвиге, отошли в Царство Небесное радоваться с прочими преподобными во Христе Иисусе (80,302).

СУББОТА. Мф. Зач. 97. (24,1–13) О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА

Не должно думать, что Пришествие Господа будет местное и плотское, но надобно ожидать Его во славе Отчей, вдруг в целой вселенной (3,377).

Поскольку из Божественной проповеди для всякого явно, что настигнет время изменения, то должно не о времени любопытствовать… и не изыскивать каких-либо умозаключений, которыми оный ослабит в душе надежду Воскресения, но, подкрепляясь верою в ожидаемое, добрым житием закупать будущую благодать (14,169).

Страшно Христово во славе пришествие, чудное дело увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля предоставляет тело человеческое, каким приняла его: хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы, не оказывается недостатка даже и в волосе человеческом пред Судиею, потому что каждого прелагает Бог в нетление. Все приемлют тело, сообразное собственным делам своим: тела праведных сияют седьмкрат паче света солнечного, а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония, и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем. Согрешал ли кто из нас словом или помышлением – все это станет тогда вокруг него; сделал ли что доброе, так же и худое, все это явно увидит: куда ни устремит взор, везде будет видеть дела свои (24,141).

Когда Христос придет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Его и покроет все. Потоп, бывший при Ное, служит образом сего неугасимого огня (24,142).

Если бы праведные и святые по милосердию Божию не были охранены от огня Судии, воспламеняющего небо и землю, то они вместе с грешными были бы попалены огнем сим. И если бы не благодать ограждала небесные воинства, то они вместе со злыми были бы объяты силою этого пламени (25, 103). Пришествие будет подобно молнии, потому что будет оно внезапно в полночь. Тогда мертвые восстанут из гробов своих и воспоют хвалу Воскресившему их (25,328).

Не думай, что Второе Пришествие будет подобно Первому: тогда Он приходил тихо и молчаливо, для подъятая грехов, а теперь придет для праведного возмездия; тогда Он был как бы врачом, а теперь – в образе Судии. Тогда Он насаждал виноградную лозу, а теперь собирает плод, потому что Он придет для низвращения всего, чтобы ты уразумел величие Его и чтобы знал, что Он мог и тогда прийти таким же образом (37,139).

Тогда все Небо откроется, отворятся врата небесного свода, снизойдет Единородный Сын Божий в сопровождении не двенадцати или ста человек, но в сопровождении тысяч и тем Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов и прочих Сил, все исполнится ужаса и трепета, земля рассядется, и сколько ни было бы на свете людей, от Адама и до того дня, – все восстанут из земли, все будут восхищены, а Христос явится в такой славе, что и луна, и солнце, и всякий свет скроется при этом блеске. Какое слово изобразит то блаженство, тот блеск и славу? (40,675).

Когда внезапно взойдет Судия на высокий и славный престол Свой, тогда небо совьется подобно свитку, спадут звезды, предстанут Силы ангельские, отверзнутся гробы, восстанут тела, иссякнут источники, поколеблются бездны, придет в смятение вся земля (40,930).

В Пришествие Его от лица Его исчезнут враги Его и не исполняющие заповедей Его, как от солнца, когда оно восходит, исчезает тьма ночная. Он вечно пребудет с праведными и праведные с Ним, сподобившись блаженства созерцать Его, по мере веры, какую возымели к Нему, а грешники во время света покроются тьмой. Во время прославления будут посрамлены, во время обрадования поражены будут скорбью и преданы мукам в нещадном жжении огнем соответственно видам страстей их и грехов, тогда как праведники украшены будут венцами, соответственно разным добродетелям своим (57,244).

НЕДЕЛЯ 15-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 92. (22,35–46) О ЛЮБВИ К БОГУ И К ЛЮДЯМ

… Получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном устройстве (5,83).

Как возгревается любовь к Богу? Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям (5,266).

Любовь к Богу соделывается крепостью любящего (15,343).

Как скоро душа возлюбила Господа – исхищается из сетей порока собственною своею верою… а вместе с помощью свыше сподобляется Вечного Царства… (30,49).

Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком она обитает (31,80).

Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (31,138).

Любящим Бога все содействует во благо (34,15).

Удостоиться любить Его искренно и как должно, – это Царство Небесное, это – внутреннее блаженство, в этом – блага неисчислимые (35,591).

Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна? (40,592).

Любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами (42,965).

Мужайся и крепись, старайся непрестанно питать и умножать в себе любовь к Богу, чтобы возрастало обилие подаваемых тебе от Него благ (6,208).

В том познаются любящие Христа, что всякую скорбь, их постигающую, переносят мужественно и с готовностью, по упованию на Христа (23,532).

Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога (25,117).

И духовное действие может причинить великий вред, когда совершается не для Бога; напротив, и житейское дело может принести великую пользу, кто совершает его из любви к Богу (32,777).

Если бы кто стал мне угрожать будущею нескончаемою смертью, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал бы мне бесконечную жизнь, я бы не согласился (40,685).

Подобно тому, как душа без тела или, наоборот, тело без души, не носят названия человека, точно также и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью к ближнему, не есть любовь; и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью (40,995).

Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатство своему сочлену, но будет делать ему всякое добро, вспоминая о том, кто сказал: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25,40) (35,591).

Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной (3,417).

Кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего пред ближним (4,90).

Как Бог всем дает возможность равно приобщиться света, так и подражатели Божий да изливают на всех общий и равночестный луч любви (5,68)…

Кто любит ближнего, тот исполняет любовь свою к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя (5,89).

Любить человека – значит воздавать честь Обнищавшему ради нас, воздавать честь Создателю, служить нищему (12,342).

Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога (44, 195). Что может сравниться с любовью? Ничто. Это корень, источник и матерь всех благ. Это – добродетель, чуждая какого бы то ни было лишения, добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывающуюся радость искренно усвоившим ее (34,796)…

Человеколюбие укрепляет душу и соделывает ее ничем не победимою и не уловимою для диавола (38,658).

Не любящий брата, хотя бы расточил имение и просиял в мученичестве, ни в чем не достигнет успеха (40,559).

Если не имеешь ревности попечения о брате, то помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его, по крайней мере, для себя (41,249)…

Кто любит, как должно, ближнего, тот не откажется служить ему покорнее всякого раба (41,802).

(Но) долг человеколюбия требует не во всем угождать больным и не потворствовать неразумным их желаниям (41,603).

Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для людей (42,783).

О, если бы мне возможно было подвизаться за вас, а вам получать награды за подвиги – никогда бы я на это не обиделся! (43,716).

Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях (54,40).

Кто руку свою простирает на помощь ближнему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу (52,396).

Не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир (53,211).

Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит (57,32).

Один брат спросил старца: «Есть два подвижника: один безмолвствует в келлии своей, постится до шести дней в неделю и много полагает трудов; другой же служит больным. Которого из них дела приятнее Богу?» Старец ответил: «Хотя бы тот брат, который постится и безмолвствует, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравниться с тем, который ухаживает за больными» (67,378).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Выписки из творений святых отцов, располож. в соответствии с годовым кругом еванг. чтений / [Сост. протоиерей М. Нейгум]. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 2001. - 696 с.

Комментарии для сайта Cackle