Источник

Общение

...Душа, смотря на множество живущих беззаконно... не находит времени очувствоваться в собственных своих грехах и сокрушаться покаянием о прегрешениях, напротив же того, чрез сравнение себя с худшими приобретает какое-то мечтательное понятие о заслуге... (свт. Василий Великий, 9, 94–95). Источник.

* * *

...Всякое общение, и умом, и словом, и делом, с чем бы ни было запрещенным всякому вредно и опасно. Но тем более надобно остерегаться сего жившим прежде во грехах... потому, что душа, имевшая привычку ко греху, по большей части бывает поползновеннее к нему, а потом, как при попечении о больных телом строго наблюдается, чтобы удалять от них нередко и то, что полезно здоровым, так и в рассуждении болезнующих душою потребно еще больше осторожности и попечительности (свт. Василий Великий, 9, 190). Источник.

* * *

...Люди порочные часто и прекрасные дела стараются оклеветать и даже маловажных погрешностей не потерпят оставить неосмеянными. Поэтому нужно с осторожностию вступать в беседы с посторонними (свт. Василий Великий, 9, 343).

* * *

Надобно отвращаться от человека, который наговаривает на брата. Не должно говорить шуточного. Не должно смеяться и терпеть смехотворцев (свт. Василий Великий, 10, 54). Источник.

* * *

Голос должно соразмерять с потребностию. Не должно отвечать кому-либо, или делать что-нибудь, дерзко или презрительно, но надобно показывать во всем скромность, и ко всем почтительность (свт. Василий Великий, 10, 55). Источник.

* * *

Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми мирскими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа не превозносится (прп. Ефрем Сирин, 30, 182). Источник.

* * *

Не живи вместе и не советуйся с людьми худыми, чтобы порок не помрачил твоей непорочности, чтоб лукавство не превозмогло в тебе над добротою, и зависть не одержала верх над твоим бесстрастием (прп. Ефрем Сирин, 30, 375). Источник.

* * *

...Отпавшие от добродетели усиливаются запнуть и прочих, чтоб не им одним вести неприличную жизнь (прп. Ефрем Сирин, 30, 396). Источник.

* * *

Люби доброе общество, от худого же сообщества удаляйся. И чародей, и разбойник, и разоритель гробов такими не родились, но научились сему от людей, у которых сатана растлил ум... (прп. Ефрем Сирин, 30, 497). Источник.

* * *

Умно отдаляйся от вредных встреч, чтоб прекрасно покоился внутренний человек (прп. Ефрем Сирин, 30, 509). Источник.

* * *

Не проводи время с лицедеями, чтоб не растлились мысли твои, потому что речи их весьма вредны. Стариков заставляют они поступать по-юношески, а молодых вовлекают в беззаконные дела (прп. Ефрем Сирин, 30, 510). Источник.

* * *

Блудник не может любить гнушающегося страстию, и вор – удаляющегося от неправды; но подобному себе прилепится муж (Сир. 13, 20) (прп. Ефрем Сирин, 30, 510). Источник.

* * *

Всегда избегай вредных сходбищ, и душа твоя будет наслаждаться тишиною (прп. Ефрем Сирин, 31, 105). Источник.

* * *

Живя с праведными, и сами будем жить праведно и преподобно. А если и с грешными живем, то постараемся не делам их подражать, но их при содействии благодати привлечь собою на путь спасения (прп. Ефрем Сирин, 31, 215).

* * *

...Горе тому, кто сближается с людьми злочестивыми и непокорными. Он увидит горькие дни, потому что самоуправство, разъединение со всеми и самоволие доводят человека до оскудения и совершенного лишения духовных плодов и дарований (прп. Ефрем Сирин, 32, 230). Источник.

* * *

Доброго всегда предпочитай недоброму <в общении>. Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным. От худого человека никогда не принимай милости, потому что он старается чрез это найти у тебя извинение своим делам (свт. Григорий Богослов, 16, 207).

* * *

...С какими людьми кто постоянно обращается, тем и уподобляется нравом (свт. Иоанн Златоуст, 44, 126).

* * *

Если дружба с кем-нибудь вредит и влечет к участию в нечестии, то, хотя бы то были родители, удались от них... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 501). Источник.

* * *

Как сообщество злых вредит имеющим сношение с ними, по слову блаженного Павла: тлят обычаи благи беседы злы (1Кор. 15, 33), так и сообщество добрых весьма полезно сближающимся с ними. Поэтому человеколюбивый Господь наш и попустил жить добрым вместе со злыми, чтобы эти получили пользу от сообщества тех, и не оставались навсегда в грехе, но, имея постоянно пред глазами пример их, извлекали из него себе назидание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 34). Источник.

* * *

Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными, и как здоровый глаз, взирая на больного, поражается, и страждущий чесоткою сообщает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с душою от общения с людьми порочными (свт. Иоанн Златоуст, 48, 34). Источник.

* * *

Если ты будешь обращаться с людьми добрыми, то таковы будут и твои порождения; а если – со злыми, и при этом не будешь осторожен, то получишь от них великий вред (свт. Иоанн Златоуст, 48, 86). Источник.

* * *

Если же должно избегать людей лживых и коварных, то тем более – развратителей, проповедующих нечестивое учение... которые отклоняют от добродетели и увлекают к пороку (свт. Иоанн Златоуст, 48, 367).

* * *

Не столько дым и смрад тяготит глаза, сколько обращение со злыми людьми огорчает душу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 369).

* * *

Немаловажное дело – избегать надменных, ненавидеть гордых, отвращаться от них и гнушаться ими; это – величайшая опора добродетели, величайшая ограда смиренномудрия (свт. Иоанн Златоуст, 48, 411). Источник.

* * *

...Если кого следует отвращаться, то именно льстецов, и не оскорбляющих нас: больше приносит вреда лесть, нежели обида (свт. Иоанн Златоуст, 50, 864).

* * *

Если мы отсекаем сгнившие и неизлечимые члены, опасаясь, чтобы все тело не подверглось той же заразе, и делаем это не из пренебрежения к ним, а из желания предохранить прочие части тела, то тем более должно поступать так по отношению к людям, общество которых зловредно для нас. Если мы можем и их исправить и сами не потерпеть вреда, то должны употребить на то все старание. Если же и они не исправятся, и мы получим вред, в таком случае необходимо их отвергнуть и бросить. От этого и они сами часто получают гораздо более пользы. Потому-то и <апостол> Павел убеждал таким образом: измите злого от вас самех (1Кор. 5, 13), и: да азмется от среды вас содеявый дело сие (1Кор. 5, 2). Пагубно, истинно пагубно обращение со злыми людьми. Не так скоро пристает зараза и короста губит подвергшихся этой болезни, как злые нравы людей порочных... Пусть же никто не имеет порочного друга (свт. Иоанн Златоуст, 51, 375–376).

* * *

...Будем обращаться с язычниками снисходительно, с любовью; она – великая наставница; она может и отклонить от заблуждения, и исправлять нравы, и приводить к любомудрию, и из камней делать людей (свт. Иоанн Златоуст, 53, 339). Источник.

* * *

...Если станем развращать других, грехи наши не будут прощены нам. Не видишь ли, как дьявол вознамерился низвергнуть Адама? Было ли прощено ему? Это послужило поводом к большему наказанию. За то и он так устрояет свои сети, чтобы мы несли наказание не за собственные только, но и за чужие грехи. Не станем же думать, что, вводя других в одинаковую с нами погибель, мы сделаем судилище в отношении к нам более кротким; напротив, от этого будет оно строже (свт. Иоанн Златоуст, 54, 375).

* * *

...Человеколюбец Бог устроил так, что все люди сближены, злые перемешаны с добрыми, чтобы и порок злых отсекался, и добродетель добрых проявлялась блистательнее, таким образом и нерадивые при желании многое приобретали бы от обращения с рачительными (свт. Иоанн Златоуст, 55, 706).

* * *

Если не будешь водиться срамными предначинаниями и теми, которые ими водятся, то сие приобретет тебе великую у всех славу. Ибо водиться такими предначинаниями неблагородно, а, не водясь ими, водиться теми, которые водятся ими, вредит доброму о человеке мнению. Надобно не подавать о себе и мысли, будто бы делаешь, что делать срамно, и не сводить знакомства с делающими это. Бояться должно злоречия даже и несправедливого, потому что многие, не зная дела в точности, смотрят на молву и гудят, что всякий и сам таков же, каким видят близких ему, произнося приговор, не по делам только, но и по людям, с которыми проводит время. Если упражняешься в добродетели, говорят они, то почему же нравится тебе обращение с людьми самыми порочными? (прп. Исидор Пелусиот, 61, 173–174). Источник.

* * *

...Как увенчивается приводящий к добродетели, если и не успеет в этом (потому что сделал свое дело), так и поощряющий к неправде наказывается, если и не будет к тому силен (потому что и он сделал свое дело) (прп. Исидор Пелусиот, 62, 62). Источник.

* * *

Бегай, возлюбленнейший, людей лукавых, обращение с которыми неприметно приводит душу в поврежденное состояние. Ибо многие, обманывая себя самих, что они доблестны и сильны и не терпят вреда от подобных сообществ, – и не чувствовали, как неприметно и постепенно ниспадали в одну с ними бездну (прп. Исидор Пелусиот, 62, 295).

* * *

...Обращение с людьми развратными гораздо тлетворнее заразительной болезни (прп. Нил Синайский, 72, 78). Источник.

* * *

Как Господь хочет, чтоб человек через человека спасаем был, так дьявол усиливается, чтоб человек через человека погубляем был. Почему не должно прилепляться к мужу презорливому, злоумному и болтливому, чтоб вместе с ним не попасть в ад. Ибо и с праведным кто, сближаясь, едва улучает спасение. Если же кто с лукавнующим станет общаться без опасения, то, как заразу и проказу, сретит кораблекрушение. И кто будет жалеть с веселым лицом подступающего к дракону? Бегай же необученных владеть языком, сеятелей раздоров и мятущихся внутри и вовне (прп. Иоанн Карпафский, 91, 100).

* * *

Лучше жить со зверями, нежели поселиться с людьми худого поведения (прп. Исаак Сирин, 58, 415). Источник.

* * *

Пребывание с малосмысленными – сокрушение сердцу (прп. Исаак Сирин, 58, 415).

* * *

Обучи себя не обращаться с другими свободно, и ты спасешься (прп. авва Дорофей, 29, 218). Источник.

* * *

Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом, пришедши в чувство, начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было (прп. Иоанн Лествичник, 57, 198). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle