Язык

Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания (прп. Антоний Великий, 89, 59).

* * *

Язык неосторожного охуждателя, движимый диаволом, ядовитее языка змиина, потому что он возбуждает свары и горькие враждования среди братий, сеет мятежи и злодейства между мирными и рассеивает многолюдные общества (прп. Антоний Великий, 89, 59).

* * *

Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы (прп. Антоний Великий, 89, 103). Источник.

* * *

Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтобы не вошло в тебя это (злость, серчание) (прп. Антоний Великий, 89, 104). Источник.

* * *

Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см.: Эккл. 10, 14) (прп. Антоний Великий, 89, 104). Источник.

* * *

...Храните язык ваш, чтобы безрассудно не произносить слов и не оскорблять других (прп. авва Исаия, 59, 47).

* * *

Приучи язык твой к словам Божиим, и ложь отбежит от тебя (прп. авва Исаия, 59, 49).

* * *

Храни язык твой, да просветится сердце твое (прп. авва Исаия, 59, 91).

* * *

Воздержание языка означает человека мудрого (прп. авва Исаия, 59, 93).

* * *

Ослабляющий бразды языка показывает, что он далеко отстоит от добродетели (прп. авва Исаия, 59, 93).

* * *

Если будешь хранить зрение и слух, то не согрешишь языком твоим (прп. авва Исаия, 59, 201).

* * *

Если охранишь уши свои, не погрешит язык твой. Если услышишь какие слова вне, не тащи их с собою и, пришедши, не пересказывай другому (прп. авва Исаия, 89, 288).

* * *

Не хвали, чего не видел, а что слышал, о том не говори, как видевший (прп. авва Исаия, 89, 290).

* * *

Когда услышишь о грехе брата твоего, не рассказывай того при ком-нибудь; ибо это смерть для тебя (прп. авва Исаия, 89, 292).

* * *

Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и ложь убежит от тебя (прп. авва Исаия, 89, 316).

* * *

Храни язык свой, да просветится сердце твое (прп. авва Исаия, 89, 347).

* * *

...Необуздание языка означает, что он не имеет внутри себя добродетели (прп. авва Исаия, 89, 349).

* * *

...Человек, всегда смотрящий на грехи свои, не имеет языка, чтобы поговорить с каким-либо человеком (прп. авва Исаия, 89, 425).

* * *

...Грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты – и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою – язык прежде всего служит тебе, как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других. Источник.

Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства – все это и гораздо еще большее число зол суть произведение языка. А те, которые отвергают уста своя на поругание славы Божией и неправду в высоту глаголют (ср.: Пс. 72, 8), каким другим орудием совершают сие нечестие, как не орудием языка! Итак, поскольку от словес своих осудишися (Мф. 12, 37), то удержи язык твой от зла (Пс. 33, 14) и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: Притч. 21, 6). Удержи и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33, 14), т. е. сделай, чтобы целое орудие, данное тебе на служение слову, было свободно от действий лукавых (свт. Василий Великий, 5, 261–262). Источник.

* * *

...Управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя чего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного (свт. Василий Великий, 8, 190). Источник.

* * *

Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце: Христа или что-либо из настоящего века (прп. Ефрем Сирин, 30, 87–88). Источник.

* * *

Слушай, возлюбленный: борец во время подвига сжимает уста свои; и ты сомкни уста свои для всего излишнего и будешь иметь упование (прп. Ефрем Сирин, 30, 158). Источник.

* * *

Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды (прп. Ефрем Сирин, 30, 187). Источник.

* * *

Охраняй язык свой от всякого зла, и уста твои, сотворенные для хвалы, да не произносят хульного слова (прп. Ефрем Сирин, 33, 265). Источник.

* * *

Приобучи уста свои прославлять Бога и язык свой возглашать прекрасные хвалебные песни; но никогда не клянись и не лги, потому что сие радует сатану (прп. Ефрем Сирин, 33, 356). Источник.

* * *

У кого язык во всякое время неудержим, как мысль, тот пусть взвешивает и испытывает слова свои и трепещет праведного суда (прп. Ефрем Сирин, 33, 490). Источник.

* * *

Много лежит на языке тлетворных зелий пагубы; потому что язык – половина всех человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло – гнев, который, особенно сильный, в своих порывах отнимает у человека ум или, затаив в груди коварный умысел, льет кроткие речи из мягких устен (свт. Григорий Богослов, 15, 304–305). Источник.

* * *

Язык всего пагубнее для людей. Это конь, всегда убегающий вперед, это – самое уготованное оружие (свт. Григорий Богослов, 15, 349). Источник.

* * *

Кто исчислит все те огорчения, какие причиняет язык? Если захочет, без всякого труда, в одну минуту, заставит он враждовать дом с домом, город с городом, народ с властелином, царя с подданными, как искра, мгновенно воспламеняющая солому. Плывущих на одном корабле, сына, родителя, брата, друга, супругу, супруга – всех удобно вооружает он одного против другого. Злого сделает добрым, а доброго, напротив того; погубит, и все это опять переиначит. Кто переможет слово? Язык мал; но ничто не имеет такого могущества (свт. Григорий Богослов, 15, 350). Источник.

* * *

Усвоив себе совершенное молчание, он <язык> усвоит доброречие (свт. Григорий Богослов, 15, 353).

* * *

Из мудрых уст каплют самые сладкие слова; а горькая гортань изрыгает брани (свт. Григорий Богослов, 15, 365). Источник.

* * *

Остерегайся, чтобы не поразили тебя нечаянно осмеяние и злой язык, который на совершенства твои изрыгает змеиный яд. Два пути у человека, и поругание бывает двоякое. Один путь худ; он приводит и к концу худому. Другой путь хорош; и конец его, как и естественно, вожделенный. Но осмеяние преследует человека на обоих путях. А если бы язык нападал только на тех, которые худы, что тогда было бы превосходнее его? Теперь же с одинаковою яростью нападает он на всех, на добрых и на злых. И ты будь осторожен и осмотрителен в обоих случаях. Страшись языка, который преследует беззаконников, чтобы бегать и самого порока, поражаемого языком; а языка, который у злого врага, вооружен на добрых, столько же бойся, сколько вдавшийся в море утес боится ветра и сокрушающейся о него волны (свт. Григорий Богослов, 16, 79). Источник.

* * *

...Сделаться худым – зависит от одного произволения, и часто для совершения греха достаточно хотения. Гораздо же более удобства к прегрешениям языка; потому что прочие грехи для совершения своего требуют и времени, и занятия, и внешнего содействия, а сподручность слова доставляет всю возможность согрешить (свт. Григорий Нисский, 22, 47–48). Источник.

* * *

...Кто бережет язык, тот не оскорбит ближнего (авва Евагрий, 89, 609).

* * *

Ты прогневал Бога языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком и умилостивляй Его, воссылая чистые молитвы, благословляя порицающих, восхваляя злословящих, благодаря наносящих обиды (свт. Иоанн Златоуст, 44, 553–554).

* * *

Большая сеть – необузданность языка; ей нужна и великая узда (свт. Иоанн Златоуст, 45, 177).

* * *

Никакой другой член так не пригоден ему <бесу> для обольщения и погибели нашей, как невоздержный язык и необузданные уста (свт. Иоанн Златоуст, 45, 257).

* * *

...Он <язык> – меч, лежащий посредине; изощряй же его для обличения своих грехов, а не для нанесения удара брату (свт. Иоанн Златоуст, 45, 258).

* * *

Удерживай его <язык>... если же он не удерживается, то смиряй его зубами, предавая плоть его им, как бы палачам, и кусая его, – потому что лучше ему ныне быть искусанным за грехи, нежели тогда жаждать капли воды и, иссыхая в огне, не получать облегчения (свт. Иоанн Златоуст, 45, 258).

* * *

Для того Бог и оградил его <язык> двойною стеною, рядом зубов и оградою губ, чтобы он не произносил непристойных слов скоро и неосмотрительно (свт. Иоанн Златоуст, 45, 258).

* * *

...Уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты производил терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы распространял через них не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь (свт. Иоанн Златоуст, 48, 141).

* * *

Будем же постоянно хранить свои уста, приставив разум, как запор, не с тем, чтобы они были заключены постоянно, но чтобы открывались в надлежащее время (свт. Иоанн Златоуст, 48, 483). Источник.

* * *

...Не будет пользы от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностию и вели кою осмотрительностию, и знать, что нужно произносить и что держать внутри (свт. Иоанн Златоуст, 48, 483).

* * *

Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль, и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта (свт. Иоанн Златоуст, 48, 484). Источник.

* * *

Есть много путей погибели через уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным (свт. Иоанн Златоуст, 48, 484).

* * *

Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезывать собственные гнилые язвы (свт. Иоанн Златоуст, 49, 480). Источник.

* * *

Язык есть царский конь. Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить прямо, то царь спокойно будет сидеть на нем, если же пустишь его бежать и скакать без узды, то на нем будет ездить диавол и бесы (свт. Иоанн Златоуст, 50, 532).

* * *

Если хочешь изощрить язык свой, изощряй его против грехов своих; говори не о том, какое зло причинил тебе другой, но какое ты сам себе нанес; оно-то и есть величайшее зло (свт. Иоанн Златоуст, 50, 533).

* * *

...Что может быть приятнее уст, не знающих обиды, а ревнующих о благословении? Если же ты не можешь благословлять проклинающего, по крайней мере, молчи, и поступай так до тех пор, пока при должном старании и постепенных успехах не достигнешь этого и не приобретешь уста, о которых мы сказали (свт. Иоанн Златоуст, 50, 789).

* * *

Не так бы блистали уста твои, если бы они были из золота и драгоценных камней, как блистают они, будучи украшены скромностию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 789).

* * *

...Язык твой будет подобен языку Христову, и уста твои будут как уста Отца, и когда ты соделаешься храмом Духа Святаго, то какая честь может сравняться с этою? (свт. Иоанн Златоуст, 50, 789).

* * *

...Язык наш подражает языку Христову, если прилагает надлежащее старание о том, чтобы произносить угодное Ему (свт. Иоанн Златоуст, 50, 789). Источник.

* * *

...Вот что дерзко: иметь уста, подобные диавольским, и обладать языком, подобным языку злого духа, особенно тому, кто участвует в столь высоких Таинствах и приобщается самой Плоти Господней (свт. Иоанн Златоуст, 50, 790).

* * *

Научи свою душу образовать тебе уста, подобные устам Христовым. Она может сделать это, если только захочет; ей известно это искусство, если только она не беспечна... Нужны только добродетель, скромность и смирение (свт. Иоанн Златоуст, 50, 790).

* * *

...Ты не имеешь власти над демонами; когда будешь иметь уста, подобные устам Христовым, то будешь иметь власть над огнем геенским. Будешь иметь власть над бездною огненною... и с дерзновением взойдешь на небеса и получишь Царствие... (свт. Иоанн Златоуст, 50, 791).

* * *

Не столько приятны для Господа уста пророков, сколько уста людей кротких и смиренных (свт. Иоанн Златоуст, 50, 791).

* * *

Будем же иметь язык, изрекающий доброе, чтобы снискать любовь и благорасположенность (сит. Иоанн Златоуст, 52, 288).

* * *

...Благоустроим наш язык и воздержим его от всякого злословия, чтобы, очистившись от грехов, мы могли приобрести благоволение свыше и сподобиться человеколюбия Божия... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 288–289).

* * *

...Будем иметь благоречивый язык, чтобы, соблюдая себя чистыми от всякой укоризны, мы могли безопасно провести настоящую жизнь и сподобиться благ, обетованных любящим Бога... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 350).

* * *

...Хотя мы имеем уста и язык, эти органы слова, непозволительно пользоваться свободою речи, пока мы раболепствуем греху, наиболее жестокому из всех варваров (свт. Иоанн Златоуст, 52, 548). Источник.

* * *

Язык – причина всех зол или, лучше, не язык, а те, которые худо им пользуются. Отсюда обиды, злословия, хулы, страсть к удовольствиям, убийства, любодеяние, воровство, все рождается отсюда (свт. Иоанн Златоуст, 54, 125).

* * *

Для того ты имеешь разум, для того – язык и уста, чтобы исправлять ближнего (свт. Иоанн Златоуст, 54, 154–155).

* * *

Бог не для того нам дал его <язык>, чтобы мы злословили, чтобы поносили, чтобы клеветали друг на друга, но чтобы прославляли Бога, чтобы говорили то, что благодать внушает слушателю, что служит к назиданию, к пользе (свт. Иоанн Златоуст, 55, 14).

* * *

Язык дан для того, чтобы ты песнословил и восхвалял Создателя, но, если ты недостаточно наблюдаешь за собой, он становится для тебя причиной богохульства и сквернословия (свт. Иоанн Златоуст, 55, 551). Источник.

* * *

...Злые болтают языком, не сознавая значения своих слов, а мудрые связывают уста сознанием (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1116). Источник.

* * *

Язык – царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет колесницей диавола и демонов (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1323). Источник.

* * *

...Бежал ты жизни тленной, вступив на поприще монахов, но язык у тебя неудержим, и говоришь, не подумав. Это не иное что значит, как построить крепкую, неприступную для врагов стену и для входа им оставить врата. Если хочешь и стену соблюсти в безопасности, и перед врагами оказаться сильным, то всеми силами сдерживай язык, от которого приключаются мгновенные и великие падения (прп. Исидор Пелусиот, 60, 179). Источник.

* * *

...Обуздай скорость языка, потому что язык важнее всех земных членов – так как всего труднее его удерживать (прп. Исидор Пелусиот, 60, 189). Источник.

* * *

Щади язык; он часто произносит то, что лучше было бы утаить (прп. Нил Синайский, 72, 235). Источник.

* * *

...Для того даны нам два уха, а один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили, взывая паче добрыми делами и божественными преспеяниями (прп. Нил Синайский, 72, 379). Источник.

* * *

...Язык многих тщеславных довел до гибели (прп. Нил Синайский, 73, 334). Источник.

* * *

...Язык злоречивый – диавольское ложе (прп. Нил Синайский, 73, 378).

* * *

...Злоречивые и суесловные заключают для себя Царствие Небесное (прп. Иоанн Карпафский, 91, 100).

* * *

Бегай же необученных владеть языком, сеятелей раздоров и мятущихся внутри и вовне (прп. Иоанн Карпафский, 91, 100).

* * *

...Лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка (прп. Иоанн Карпафский, 91, 100).

* * *

Наблюдающий за языком своим вовек не будет им окраден. Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего (прп. Исаак Сирин, 58, 45). Источник.

* * *

Пусть язык твой будет кроток и, конечно, не встретится с тобою бесчестие. Приобрети уста сладкие, и все будут тебе друзьями (прп. Исаак Сирин, 58, 292). Источник.

* * *

Немногие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержанные (прп. Иоанн Лествичник, 57, 101).

* * *

Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста: ибо язык укрепляется от множества снедей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 109). Источник.

* * *

Не уязвляй брата загадочными, подозрительными словами, ибо и сам ты, если случится, не перенесешь подобного (авва Фалассий, 91, 298).

* * *

Уста приучайте петь только боголюбезное и пребывать непраздноглаголивыми (прп. Феодор Студит, 92, 46).

* * *

Удержите язык свой от зла... от которого мы в большом числе падаем всегда в грехи (прп. Феодор Студит, 92, 173).

* * *

...Что хуже сего (языка невоздержанного)? Он – неудержимое зло. Надобно положить ему предел, обуздать его, и стеснить, и, скажу так, заставить его служить только нужде (прп. Филофей Синайский, 91, 403).

* * *

Дерзкий язык по возможности сдерживай (ибо он весьма проворен на грех), потому что из-за него одного многие даже из великих (людей), сбившись с правою пути, потеряли Царство Небесное. Прежде же этого загради свои уши, чтобы не слышать ничего постыдного и суетного, тогда, быть может, ты и языком овладеешь (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 89). Источник.

* * *

Если мы и языка своего не умеем удержать, то как возможем преодолеть прочие страсти? Какая другая страсть, скажи мне, легче этой? Плоть имеет естественное похотение и жжение и часто поднимает восстание против души и борет ее очень сильно. Чрево естественно желает насыщенным быть яствами, потому что для того и создано. О языке же ничего такого сказать нельзя. Итак, если мы не можем пресечь злого навыка языкоболия, что для нас очень удобно и легко, то как возможем одолеть другие страсти более сильные и упорные, которые опираются на естестве нашем и состоят в союзе с похотию и сластию греховною? (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 291). Источник.

* * *

Взнуздай крепкою уздою наглый язык, уставив ему меру и в разговоре, и в молчании – так, чтобы тебе говорить только то, что служит к прославлению Господа и подает духовную благодать слушающим (прп. Максим Грек, 68, 9–10). Источник.

* * *

...Возлюби молчание, боясь той многогрешной пропасти, в которую влечет необузданный язык (прп. Максим Грек, 68, 10). Источник.

* * *

...<Беззаконные речи> – они острее всякого ножа, и ими потом враг через воспоминание уязвляет сердце (прп. Максим Грек, 68, 11).

* * *

Самая великая лежит на нас нужда управлять, как должно, языком своим и обуздывать его. Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но и обратно излившееся через язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава. Источник.

Добрые чувства молчаливы. Излияния через слова ищут более чувства эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями напечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учители непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя (прп. Никодим Святогорец, 70, 103).

* * *

Язык коль скоро начнет говорить в свое удовольствие, то бежит в речи, как разнузданный конь, и выбалтывает не только хорошее и подобающее, но и нехорошее и зловредное (прп. Никодим Святогорец, 70, 104). Источник.

* * *

Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 169). Источник.


Комментарии для сайта Cackle