Глава 11. Церковь единения
Церковь единения была основана священником Сан Мьюнг Муном, корейцем по происхождению, и представляет собой культ, достаточно популярный и пользующийся влиянием в Америке. Отличительными чертами этого культа являются: (1) направленность на образованную молодежь из «среднего класса», (2) работа под псевдонимами или анонимно, особенно когда дело касается вербовки новых приверженцев, (3) стремление облечь восточные религии в «западную» форму, (4) неправильное истолкование Писания с целью убедить людей, что ориентация на культы Востока совместима с христианством и даже что в ней исполняются пророчества Библии. Организациям, подобным Церкви единения, кроме того, свойственно оказывать на своих членов открытое, широкомасштабное и очень сильное психологическое давление, чтобы заставить их хранить верность культу любой ценой. Впрочем, это психологическое давление в большей или меньшей степени присутствует во всех культах, в чем вы получите возможность убедиться. Наиболее хорошо его можно проследить на примере религиозных групп, недавно появившихся в Америке, представители которых – в основном молодежь из семей, не умеющих еще противостоять новому культу.
Кришнаиты, трансцендентная медитация, последователи орегонского гуру Раджниша – все эти течения похожи друг на друга, несмотря на свою специфику. В кратком обзоре теории и практики Церкви единения мы постараемся доказать, что она является нехристианским культом, как с богословской, так и с практической точки зрения.
История появления
6 января 1920 года в христианской семье из провинции Пьюнган Бук-до (ныне Северная Корея) родился Йонг Мьюнг Мун («светящаяся луна дракона»). Есть свидетельства, что Мун увлекся спиритизмом еще в юности; он сам сообщает, что в 16-летнем возрасте видел явившегося к нему Иисуса Христа, Который якобы сказал, что Мун изменит этот мир. Содержание Его слов различно в разных источниках. Одни источники утверждают, что Иисус рассказал о «великой миссии», возложенной на Муна, другие – что он создаст царство Божие на земле. Третьи – что он завершит спасение человечества, как это должно произойти во второе пришествие Иисуса. Сам Мун позже заявлял, что он был поставлен на свое служение, кроме Иисуса, еще и Буддой с Мухаммедом. Тем не менее, представления Муна о собственной роли лидера и духовном авторитете, а также основы его учения и практики окончательно сформировались не раньше 40-х годов.
Молодой Мун продолжал самостоятельно изучать Библию, учился в Японии, а к 1945 году выдвинул всю систему своих религиозных воззрений. Наиболее полно они отражены в учебнике Церкви единения «Божественный принцип». После II Мировой войны Мун стал членом группы подпольных пятидесятников в Северной Корее, вера которых отличалась некоторым своеобразием:
После II Мировой войны, живя в Северной Корее, он вошел в группу, крайне увлекавшуюся мистическими откровениями и ожидавшую близкого прихода нового Мессии. В группе также полагали, что Корея есть библейский Новый Иерусалим, где этот Мессия родится. Элементы всего перечисленного можно найти в богословии преподобного Муна и в его «Божественном принципе». 111
В 1945 году Мун получил откровение, которое положило начало Церкви единения. В своем видении Мун был назван именно тем, кто спасет мир.
После девяти лет исканий и борьбы божественная истина сама далась в руки Муна. В тот миг он стал абсолютным победителем неба и земли. Весь духовный миp преклонился перед ним в этот день победы, ибо он не только сам избавился от клеветы сатаны, но и получил право обвинять сатану перед Богом. В тот день сатана полностью капитулировал перед ним, поднявшимся до высоты истинного сына Божия. И благодаря ему оружие победы над сатаной стало доступно всему человечеству. 112
В знак своего духовного величия в 1946 году Мун изменил имя на Сан Мьюнг Мун («светящиеся солнце и луна»).
В течение трех последующих лет коммунисты дважды заключали Муна в тюрьму. Его сторонники называли это преследованием за веру, а противники цитировали в ответ официальные судебные протоколы, ясно показывающие, что причинами разногласий Муна с коммунистами были его частнособственнические интересы и двоеженство.
Освободившись из заключения, Мун переехал в Пусан (Южная Корея). Там он продолжил свое небывалое служение проповедника, сочетая свои откровения с привычными библейскими терминами, и в 1954 году в Сеуле основал свою церковь. Новая церковь получила название Ассоциация Святого Духа по объединению всемирного христианства и вызвала массу споров с самого момента возникновения. В 1955 году Мун был арестован властями Южной Кореи и обвинен в неуплате налогов и половой распущенности. Хотя обвинения позже были сняты, воспоминания людей, бывших тогда членами церкви, показывают, что они не возникли без причины, ибо в практике организации были часты случаи «очищения» женщин через половую связь со священником Муном. Христианин Джеймс Бьорнстад вспоминает такие признания очевидца:
Один из давнишних приверженцев священника Муна сообщил занимательную деталь. Он сказал: «Очень может быть, что сексуальные обряды являлись частью богослужения в новой корейской церкви. Грех пришел к человеку после общения женщины (Евы) с Люцифером, в котором ей передалось его зло, поэтому вполне логично считать, что если женщина, наоборот, вступит в половой акт с совершенным мужчиной, то через это она может получить от него совершенство, которое устранит первородный грех. Затем, как Адам, вступив в отношения с Евой, перенял у нее грех, так и мужчина обретет совершенство, вступив в связь с этой очищенной женщиной. 113
Книга «Божественный принцип», эта «библия» Церкви единения, вышла в свет в 1957 году. Она была написана одним из служителей церкви, но содержит все, чему учил своих приверженцев Мун. Мунисты понимают и толкуют Библию в соответствии с последней редакцией «Божественного принципа». Как и во всех культах, они не принимают Библию такой, как она есть. Она должна быть обязательно «объяснена» нынешнему поколению «пророком Божиим», преподобным Сан Мьюнг Муном.
Влияние Муна (а с ним и церкви) в Южной Корее росло во многом благодаря его занятиям светским бизнесом. Его крайняя антикоммунистическая направленность вызывала симпатии южнокорейского правительства.
В 1972 году Мун провозгласил, что его миссионерская работа найдет благословение на американской земле. Бог призвал его принести богословие единения в Америку. Готовясь к этой миссии, Мун собрал громадный миссионерский фонд, состоявший в основном из пожертвований японских сторонников церкви. Деньги были помещены в банк «Чэйз Манхэттсн» (Нью-Йорк) на имя Муна, так как сама церковь не была признана в США до 1976 года. Правительство США сделало запрос о целях и налоговом статусе этого капитала, результатом чего был суд над Муном по обвинению в неуплате налогов в 1983 году. С 20 июля 1984 года Мун отбывал 18-месячное заключение.114 Но, несмотря на осуждение Муна и его церкви большинством религиозных организаций Соединенных Штатов, нашлись и защитники его учения, ссылавшиеся на Первую поправку к Конституции. Джон Мак-Клафри, бывший главный политический советник Рейгана, так обобщил этот взгляд на осуждение Муна:
Кто-то может считать, что правительство разумно поступило, приговорив Муна к заключению. Он непопулярен в религиозных кругах Америки. Он цветной, иностранец, плохо говорящий по-английски. Его богословие резко отличается от традиционного. Кроме того, он ярый антикоммунист и собирается стать вдохновителем Америки на крестовый поход против коммунистической заразы. Его обвиняют в недобросовестности при сборе денег и рекрутировании приверженцев. Правительство не могло выбрать лучшего кандидата для того, чтобы показать в действии свою новую доктрину правительственного надзора над церковью.
Но процесс над Муном – не только его личное дело. Вынесенный приговор может стать поводом к серьезным размышлениям для тех, кто защищает свободу религии от произвола правительства. Не забывайте об обратной стороне дела: если Мун сядет в тюрьму – уже не в коммунистической Северной Корее, а в Соединенных Штатах Америки, великом оплоте религиозной свободы, он заберет с собой нечто жизненно важное для всех американских религий. 115
Не надо забывать, как правильно замечает мистер Мак-Клафри, что свобода религиозных убеждений должна быть ревностно хранима, но при этом ее нельзя использовать, чтобы оправдать беззаконие.
Истории Церкви единения в Америке, начиная с 1972 года, сопутствовала поразительная неразбериха публичного одобрения и осуждения. Церковь единения хвалили за то, что она сыпала миллионами долларов в пользу местных предприятий, еле сводящих концы с концами. Мун проживает в поместье площадью 25 акров в Ирвингтоне, Нью-Йорк. В поместье Бельведер в Территауне, Нью-Йорк, стоимостью 850 тыс. долларов располагается студгородок семинарии Церкви единения. На деятельность всей организации тратится примерно 15 млн. долларов. Церковь часто покупает обанкротившиеся предприятия в слаборазвитых районах (как, например, рыболовецкие предприятия Луизианы) и превращает их в выгодные, процветающие кампании, используя для этого помощь своих приверженцев, в большинстве случаев добровольную. Тем не менее, критики мунистов заявляют, что все эти средства собирают с ничего не подозревающих жертвователей члены секты, «одураченные» Муном, скрывая, что пожертвования пойдут на дело Церкви единения. А те, кто живет и работает вблизи предприятий мунистов, жалуются, что дешевый труд культистов приводит к увеличению местной безработицы.
Церковь единения явилась также организатором ряда симпозиумов для ученых, философов и богословов. Сторонники Муна расценивают это как филантропический, экуменический жест, а противники указывают, что Церковь единения скрывает сначала свою роль в мероприятии, чтобы собрать как можно больше участников, а после его завершения публично объявляет о ней. Евангельские христиане, бывавшие на религиозных конференциях или семинарах мунистов, полагают, что мунисты скорее преследуют цель изучить христианский словарь, чтобы использовать его в своей нетрадиционной теологии, чем стараются начать открытый диалог. «Новая Эра» – основная организация мунистов, финансирующая подобные собрания. Цель ее была описана сотрудником Washington Post Мартой Барнетт, опубликовавшей высказывания главного консультанта «Новой Эры» религиозного писателя Ричарда Квебдо: 116
Квебдо сказал, что конференции, которые, как он определил, стоят Церкви единения «несколько миллионов долларов в год», имеют своей целью создать экуменическую почву для теологических дискуссий и бороться с тем, что он назвал «крайне отрицательным отношением» и «мерзостью однообразия» в отзывах прессы о церкви. 117
М. Барнетт замечает, что «критики, однако, рассматривают конференции как расширение деятельности церкви для признания ее законности и установления общественных связей с представителями религиозного и интеллектуального истэблишмента». 118
В 1982 году вышел на экраны злополучный антикоммунистический фильм о II Мировой войне «Инчон», не получивший признания ни у публики, ни у критиков. Фильм был одним из самых дорогих когда-либо производившихся, он обошелся в 48 млн. долларов, и почти всю эту сумму выплатила Церковь единения. Антикоммунистическая пропаганда и поиск дешевой популярности не принесли мунистам успеха. Положительных отзывов было мало, зато много было шуму в связи с его постановкой и прокатом (все за счет Церкви единения).
И еще один раз, в 1982 году, Церковь единения была у всех на устах, когда в Мэдисон-Сквер-Гарден состоялась массовое венчание: Mун сочетал браком 2075 пар (все из его приверженцев). Кароли Агус писал в Newsday:
...Одетая в одинаковые платья армия невест вышла замуж за армию женихов в Мэдисон-Сквер-Гарден. Венчание началось словами: «Невеста, прииди», – и закончилось «фейерверком» из воздушных шаров.
Новобрачные видели друг друга впервые. До вступления в брак мунисты разного пола живут отдельно. Они называют друг друга братьями и сестрами. Свадьбе предшествовала помолвка, состоявшаяся 25 и 26 июня в отеле «Нью-Йоркер», принадлежащем Церкви единения. На подбор супругов уходило по паре минут.119
Церемония не столько способствовала утверждению общественного статуса мунистов, сколько выявила еще с большей отчетливостью нетрадиционность их социальных и культурных устоев и неортодоксальность их богословия. Кое-кто посчитал это очередным примером того, как умело Мун одурманивает головы своих последователей.
Рассматривая историю преподобного Муна и его Церкви единения, мы видим, что ее жизнь далека от общепринятой в Америке и резко контрастирует с традиционными христианскими ценностями. Ниже вкратце излагается богословие этого культа, показывающее, как далек он от христианства.
Богословие Церкви единения и Библия
Бог. «Сущностная позитивность и сущностная негативность Бога есть качества Его сущностного характера и сущностной формы... Позитивностью и негативностью Бога мы называем здесь мужское и женское начало соответственно». 120
«Бог либо предполагал полностью явить Свою ценность в Своем Творении, либо Он не создал вообще ничего... Потому человек есть видимая форма Бога, а Бог есть невидимая форма человека. Субъект и объект едины по сути. Бог и человек – одно. Человек есть воплотившийся Бог».121
В части богословия Церкви единения, касающейся непосредственно Бога, заметно влияние мормонов и спиритизма, познавших расцвет от того внимания, которое и Мун уделяет психосексуальному.
Библия категорически утверждает, что человек – далеко не «воплотившийся» Бог, а творение ниже по рангу, чем ангелы (Евр. 2:6–8), отступившее от заповедей, данных Богом.
Лишь единожды «Бог полностью явил Свою ценность» – в образе Иисуса Христа (Ин. 1:1, 14, 18). Богословие Муна антитринитарно и неизбежно приводит к отрицанию различий между человеком и Богом.
Такие стихи, как 2Петр. 1:17, в сопоставлении с Тит. 2:13 и Деян. 5:3–4 ясно свидетельствуют в пользу тринитаризма, а Мф. 28:19 провозглашает Троицу устами Самого Иисуса, призывавшего крестить народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Еще во II веке христианская церковь начала называть Троицей таинство родственных отношений между Отцом, Христом и Духом Святым.
Все культовые структуры, как мы видели, отрицают библейский тринитаризм, являющийся полностью монотеистическим, и тем самым искажают Откровение Бога, рассказавшего о Себе.
Иисус Христос. «Сам Принцип не отрицает веры многих христиан в Иисуса как Бога, ибо любой совершенный человек – единое с Богом тело». 122
«Мы должны понять, что эти слова (Ин. 8:58) не значат, что Иисус был Самим Богом. Иисус на земле не отличался от нас ничем, кроме того, что не имел первородного греха». 123
Даже этих двух цитат из учения Муна вполне достаточно, чтобы разоблачить антибиблейскую сущность его христологии.
Господь Иисус в Своей земной жизни был и Богом, и человеком, и показал это много раз, отпуская грехи (Мк. 2:5), воскрешая из мертвых (Ин. 11), изгоняя бесов (Мк. 5:7–13) и убеждая евреев, сомневавшихся в Его святости, что Он и есть Тот вечно Сущий, Который говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:14–15, Ин. 8:58).
Богословие Церкви единения отрицает также телесное воскресение Иисуса Христа из мертвых, заявляя, будто Он воскрес духом. 124 Но такое богословие превращается в прах в свете разговора Господа с Фомой (Ин. 12) и Его явления апостолам, когда Он предложил им потрогать Свое Тело в качестве доказательства воскресения (Лк. 24:36–39). Ошибка мунистов в таком важном вопросе христианства доказывается и словами Иоанна 2:19–22; 20:28.
Спасение. «Мы должны понять, что после распятия на кресте Бог и Иисус потеряли все... В момент распятия все перестало существовать, абсолютного все – израильский народ, иудейская вера, ученики, семья и тем более христианство. Искупления не было, не было спасения, но было положено начало христианству. То есть тогда, на кресте, люди не получили спасения». 125
Вряд ли требуются пространные комментарии к муновскому учению о спасении, если он считает, что Крест ничего не дал. Можно привести массу мест из Писания, утверждающих, что на Голгофе была принесена окончательная жертва, что старый завет с Богом исполнился, а Христос «совершил Собою очищение грехов наших» и стал «умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (Евр. 1:3, 1Ин. 2:2).
В богословии Церкви единения спасение дается не по благодати через вседостаточную жертву Иисуса, а достигается человеческими делами и через учение, откровения и покорность Муну.
Более всего предупреждение нашего Господа о лжехристах и лжепророках подходит к случаю с преподобным Муном и всей его церковью, поскольку вопреки их рвению престол истинного Мессии не может быть корейским, ибо Христос сказал, что «спасение от Иудеев» (Ин. 4:22).
* * *
James Bjornstad, Sun Myung Moon and the Unification Church, Minneapolis, 1984, p. 10.
Sun Myung Moon, Message to the World Unification Family, Washington, 1964, p. 4.
Bjornstad, James. The Moon Is Not the Sun, Minneapolis, 1976, p. 31.
Последователи называют его мучеником, хотя он был всего лишь преступник, наказанный по закону.
John McClaughry, "The Uneasy Case Against Reverend Moon», National Review, Dec. 23, 1983, p. 1162.
Любопытна роль самого Квебдо, провозглашающего себя христианином к удивлению своих коллег. Он призывает христиан к диалогу с мунистами, которых он считает нехристианским культом. Хотя Церковь единения и заявляет о своей открытости, ни один из подобных «диалогов» еще не привел к изменениям нехристианского по сути богословия Церкви единения. И, к сожалению, некоторые евангельские христиане своим участием в таких конференциях укрепляют культистов в решимости достичь поставленных целей, которые никак нельзя назвать библейскими.
Barnette, Martha. «’Moonies’ Offer Expense–Paid Lure», перепечатано из Washington Post в Los Angeles Times, Aug. 29, 1981.
Там же.
Caroli Agus, "Strangers Commit Selves Spiritually in Moonie Marriages«, перепечатано из Newsday в Los Angeles Times, Dec. 10, 1982.
Divine Principle, p. 24.
Sun Myung Moon, New Hope, Washington, 1974, p. 5.
Divine Principle, p. 68.
Там же, с. 209.
Там же, с. 212.
Там же, с. 36; Master Speaks 4, p. 9.