Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта): различия между версиями
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=57. | {{Местоположение святыни|локация=57.462880, 40.567234|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Воскресенский храм Нерехты.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Воскресенский храм Нерехты.jpg|350px|мини|справа|alt=Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)]] | ||
'''Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы)''' - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. [[Аннотация::Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной.]] Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. | '''Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы)''' - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. [[Аннотация::Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной.]] Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. | ||
== История == | == История == | ||
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. | Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. | ||
В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены. В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской(рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций. | В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами. | ||
В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены. В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций. | |||
В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи сер. 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с.Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М. Патрунина. | В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи сер. 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с. Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М. Патрунина. | ||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
Строка 16: | Строка 17: | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' Россия,Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34 | '''Адрес:''' Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34 | ||
'''Телефон:''' [tel:+74943176535 +7 (49431) 7-65-35] | |||
[ | |||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Воскресенский храм Нерехты1.jpg | |||
Воскресенский_храм_Нерехты3.png | Воскресенский_храм_Нерехты3.png | ||
Воскресенский_храм_Нерехты5.jpg | Воскресенский_храм_Нерехты5.jpg | ||
Строка 36: | Строка 33: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://varvaranerehta.cerkov.ru/ | * [http://varvaranerehta.cerkov.ru/ Сайт храма] | ||
* [https://ok.ru/khramveli?ysclid=lcqe0jjnt697534933 Страница храма в Одноклассниках] | |||
* [https://kostromamitropolia.ru/hram/230962/?ysclid=lcqe2cjd9982655658 Страница храма на сайте Костромской митрополии] | |||
{{SEO|в | {{SEO|в Нерехту, Воскресенский (Варваринский) храм|Костромской области}} |
Версия от 18:33, 10 января 2023

Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.
История[править | править код]
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.
В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.
В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены. В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций.
В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи сер. 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с. Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М. Патрунина.
Престольные праздники[править | править код]
Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34
Телефон: +7 (49431) 7-65-35
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]