С чего начать

Вы нахо­ди­тесь на стра­ни­цах веду­щего миро­вого пра­во­слав­ного пор­тала, содер­жа­щего около 7 тера­бай­тов инфор­ма­ции. Как разо­браться в этом море статей, книг, тестов, аудио- и видео­фай­лов, не запу­таться в десят­ках тысяч посо­бий? С чего начать, как системно изу­чать основы пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ства, и почему именно оно истинно? Эта стра­ница при­звана облег­чить как поиск кон­крет­ных мате­ри­а­лов, так и пря­мого пути к испол­не­нию зало­жен­ного Твор­цом смысла жизни.

Ввод­ные мате­ри­алы

***

Глав­ные шаги на пути к Богу

1. Осо­зна­ние. У нашего мира есть Творец. Он все­со­вер­ше­нен и ни в чём не нуж­да­ется. Он желает, чтобы мы обща­лись с Ним.
Дей­ствие. Зна­ком­ство с Твор­цом посред­ством чтения Свя­щен­ного Писа­ния (начи­ная с Еван­ге­лий); обще­ние с Твор­цом посред­ством регу­ляр­ного молит­вен­ного дела­ния.

2. Осо­зна­ние. В рамках разных рели­гий про­по­ве­ду­ются разные, во многом вза­имно про­ти­во­ре­ча­щие учения о Боге (в неко­то­рых — о богах) и о пути к Нему.
Дей­ствие
. При­ня­тие и испо­ве­да­ние веры той рели­гии, что осно­вана Самим Богом, а не чело­ве­ком.

3. Осо­зна­ние. Бог сотво­рил нас для того, чтобы мы стали при­част­ни­ками Его благ, бла­жен­ства, вошли в Его Цар­ство. Неис­чер­па­е­мым Источ­ни­ком нескон­ча­е­мого бла­жен­ства для чело­века явля­ется исклю­чи­тельно Сам Бог. Цель нашей жизни: Бого­по­зна­ние, Бого­об­ще­ние, Бого­упо­доб­ле­ние.
Дей­ствие. Упо­доб­ле­ние Богу ста­но­вится пред­ме­том наших дея­тель­ных устрем­ле­ний.

4. Осо­зна­ние. Бог свят (чужд вся­кого зла).
Дей­ствие. Упо­доб­ле­ние свя­то­сти Бога совер­ша­ется через испол­не­ние Его запо­ве­дей. Цель жизни хри­сти­а­нина — свя­тость.

5. Осо­зна­ние. Бог есть Любовь, все Его дей­ствия по отно­ше­нию к чело­веку (не исклю­чая нака­за­ний) явля­ются про­яв­ле­нием Его любви.
Дей­ствие. Любовь к Богу реа­ли­зу­ется в т.ч. и через любовь к людям.

6. Осо­зна­ние. Бог создал Цер­ковь как корабль спа­се­ния.
Дей­ствие. Вхож­де­ние в Цер­ковь через духов­ное рож­де­ние (Кре­ще­ние).

7. Осо­зна­ние. Цер­ковь обла­дает пол­но­той бла­го­дат­ных средств для дости­же­ния её чле­нами духовно-нрав­ствен­ного совер­шен­ства, вечной, бла­жен­ной жизни.
Дей­ствие. Регу­ляр­ное уча­стие в обще­ствен­ных бого­слу­же­ниях и Цер­ков­ных Таин­ствах, соблю­де­ние реко­мен­да­ций духов­ного настав­ника, духов­ная жизнь.

Важ­ней­шие прин­ципы на пути к Богу

  1. Хри­сто­цен­трич­ность. Хри­сти­ан­ство — это жизнь в непре­стан­ном при­сут­ствии Бога. Мы не просто верим в то, что Творец суще­ствует, мы в этом убеж­да­емся опытно. Мы просим Бога помочь нам в пра­виль­ном выборе, бла­го­сло­вить или отве­сти нас от тех или иных дей­ствий, даро­вать Его спа­си­тель­ную бла­го­дать. Всё в Церкви свя­зано с Богом и направ­лено на упо­доб­ле­ние Ему.
  2. Синер­гия (сора­бот­ни­че­ство Бога и чело­века на пути спа­се­ния). Без помощи Божьей личное спа­се­ние недо­сти­жимо (Ин.15:5). Но и от чело­века тре­бу­ются соот­вет­ству­ю­щие усилия и дей­ствия, направ­лен­ные на дости­же­ние спа­се­ния (соблю­де­ние запо­ве­дей, уча­стие в Таин­ствах и хра­мо­вых бого­слу­же­ниях, молит­вен­ное дела­ние, совер­ше­ние добрых дел и пр.).
  3. Гар­мо­нич­ное соче­та­ние теории и прак­тики. Хри­сти­а­нин должен знать основы хри­сти­ан­ского веро- и нра­во­уче­ния (должен пони­мать, Кто такой Бог, каковы тре­бо­ва­ния Божьего закона и ради чего сле­дует его соблю­дать, в чем состоит глав­ное при­зва­ние и пред­на­зна­че­ние чело­века, что его может ожи­дать после смерти, что такое Цар­ствие Божие и пр.). Но одних только знаний отно­си­тельно веры недо­ста­точно для дости­же­ния спа­се­ния – «и бесы веруют, и тре­пе­щут» (Иак.2:19). Важно пра­вильно исполь­зо­вать эти знания на прак­тике, дея­тельно стре­миться к дости­же­нию спа­се­ния. Бого­слов­ская теория без прак­тики духов­ной жизни бес­плодна. Прак­тика без теории заве­дёт в тупик.
  4. Ответ­ствен­ность. Каждый из нас на Страш­ном Суде отве­тит за себя. Грехи других хри­стиан, какие бы места в цер­ков­ной иерар­хии они ни зани­мали, не явля­ются оправ­да­нием нашего нера­де­ния.
  5. Жизнь в Пре­да­нии. Для ново­на­чаль­ного лучше самый обыч­ный духов­ник, чем ника­кого.
  6. Реши­мость. Духов­ная жизнь тре­бует усилий, пола­гаться на душев­ные порывы не стоит. Тре­бу­ется еже­днев­ный труд понуж­де­ния себя к добру.
  7. Иерар­хич­ность авто­ри­те­тов. Абсо­лют­ным авто­ри­те­том для хри­стиан явля­ется Бог.
    В первую оче­редь хри­сти­а­нин стре­мится испол­нять волю Божью (если воля началь­ника про­ти­во­ре­чит Боже­ствен­ной воле, хри­сти­а­нин руко­вод­ству­ется пра­ви­лом: «должно пови­но­ваться больше Богу, нежели чело­ве­кам» (Деян.5:29)).
  8. Иерар­хич­ность целей. Глав­ной целью земной жизни хри­сти­а­нин постав­ляет дости­же­ние вечной бла­жен­ной жизни в един­стве с Богом и Его свя­тыми.
    Пер­во­сте­пен­ным в духов­ной жизни явля­ется испол­не­ние 19 Запо­ве­дей, начи­ная с 10 вет­хо­за­вет­ных. Глав­ные запо­веди хри­сти­ан­ства: любить Бога «всем серд­цем и всем умом, и всею душою, и всею кре­по­стью» (Мк.12:33), любить ближ­них, как самого себя (Мк.12:33).
    Прежде чем обо­житься, сле­дует оче­ло­ве­читься — нрав­ствен­ные нормы должны слу­жить базой духов­ного дела­ния.
  9. Иерар­хич­ность цен­но­стей. Глав­ными цен­но­стями хри­сти­а­нина явля­ются хри­сти­ан­ские цен­но­сти (Мф.6:33; Гал.5:22-23). Все прочие (соци­ально-куль­тур­ные) цен­но­сти зани­мают по отно­ше­нию к ним вто­ро­сте­пен­ное место.
  10. Систем­ность. Бого­слов­ские пред­меты сле­дует изу­чать системно и так же системно вопло­щать их в своей жизни. См. пере­чень бого­слов­ских дис­ци­плин. Лучше полу­чить пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние в вос­крес­ной школе, на очных или заоч­ных курсах, чем учиться само­сто­я­тельно. Можем пред­ло­жить дистан­ци­он­ный интер­нет-курс Прав­курс (набор 2 раза в год).

Хри­сти­ан­ство — рели­гия любви

  • Бог есть любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4:16).
  • Бог создал мир по пере­из­бытку любви.
  • Гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей (Адама и Евы) – это отказ от Боже­ствен­ной любви. Любой наш грех – это ана­ло­гич­ный посту­пок.
  • Крест — символ любви, высо­чай­шая сте­пень Боже­ствен­ного откро­ве­ния, любовь, дове­дён­ная до пре­дела.
  • Апо­стол Павел при­зы­вает нас к вере, дей­ству­ю­щей любо­вью (Гал.5:6).
  • Хри­сти­ане – это те, кто откли­ка­ется на любовь Божью.
  • Духов­ная жизнь хри­сти­а­нина – жизнь по закону любви. Её цель – умно­же­ние в нас любви. Всякая доб­ро­де­тель есть любовь.
  • Цер­ковь – школа любви. И мона­стырь, и семья.
  • Глав­ная запо­ведь – о любви к Богу и ближ­ним. По тому узнают все, что вы мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Любя Бога и ближ­них, мы обна­ру­жим истин­ную любовь и к самим себе.
  • Святые – пример любви.
  • Спа­се­ние со сто­роны чело­века – вос­ста­нов­ле­ние отно­ше­ний любви с Богом.
  • Рай – это цар­ство Бога-Любви.
  • И даже ад – про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной любви (прп. Исаак Сирин: Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви… Любовь силою своею дей­ствует двояко: она мучит греш­ни­ков и весе­лит собою соблюд­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, таково геенн­ское муче­ние, – оно есть рас­ка­я­ние.
    Сергей Аве­рин­цев: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад).

Где найти ответы на вопросы

  1. В раз­деле Вопросы и ответы.
  2. В Алфа­вит­ном раз­деле.
  3. В тема­ти­че­ской биб­лио­теке: 5 сту­пе­ней веры.

Исполь­зуйте пра­виль­ную тер­ми­но­ло­гию для поиска: Как это назы­ва­ется в Церкви.

Как пра­вильно изу­чать Библию

Еже­днев­ное чтение Свя­щен­ного Писа­ния — один из 4 стол­пов духов­ной жизни (наряду с молит­вой, Цер­ков­ными Таин­ствами и доб­ро­де­ла­нием). Библия — книга рели­ги­оз­ная и бого­вдох­но­вен­ная, её невоз­можно адек­ватно понять вне Церкви, кото­рая её создала.

Цер­ков­ный кален­дарь

Вы можете при­об­ре­сти офи­ци­аль­ный Пра­во­слав­ный цер­ков­ный кален­дарь и (или) поль­зо­ваться элек­трон­ным (он зна­чи­тельно богаче по содер­жа­нию). Он помо­жет Вам войти в бого­слу­жеб­ные, посто­вой и празд­нич­ные цер­ков­ные круги.
Учтите, что бого­слу­жеб­ный день начи­на­ется с вечера, поэтому вече­ром в храме совер­ша­ется служба, посвя­щен­ная свя­тому или празд­нику уже сле­ду­ю­щего дня.
Пост­ное время начи­на­ется и закан­чи­ва­ется в пол­ночь (во время 4 мно­го­днев­ных постов закан­чи­ва­ется празд­нич­ной Литур­гией). Первый день сед­мицы — вос­кре­се­нье. Неделя (с боль­шой буквы) — это вос­кре­се­нье.

О духов­ной жизни

Гос­подь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Самое глав­ное во всей нашей крат­ко­вре­мен­ной жизни – успеть услы­шать этот призыв и отве­тить на него.

В одном из храмов города Соли­кам­ска на стене напи­сана икона Спа­си­теля – «Спас Неру­ко­твор­ный», а под ней – заме­ча­тель­ные слова:

Я – СВЕТ, а вы не видите Меня;
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я – УЧИ­ТЕЛЬ, а вы не слу­ша­ете Меня;
Я – ГОС­ПОДЬ, а вы не пови­ну­е­тесь Мне;
Я – ПУТЬ, а вы не сле­ду­ете за Мной;
Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;
Я – ваш БОГ, а вы не моли­тесь Мне;
Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Как-то раз одному чело­веку при­снился сон, будто идет он по пес­ча­ному берегу, а рядом с ним – Гос­подь. И начал чело­век вспо­ми­нать собы­тия своей жизни. Вспо­ми­нал радост­ные – и заме­чал на песке две цепочки следов, своих и Гос­пода. При­по­ми­нал несча­стья – и видел лишь одну.
Опе­ча­лился тогда чело­век и стал спра­ши­вать Гос­пода:
– Не Ты ли гово­рил мне: если после­дую путем Твоим, Ты не оста­вишь меня? Почему же в самые труд­ные вре­мена моей жизни лишь одна цепочка следов тяну­лась по песку? Почему Ты поки­дал меня, когда я больше всего нуж­дался в Тебе?
И Гос­подь отве­тил:
– Я люблю тебя и нико­гда тебя не поки­дал. Просто в пору бед и испы­та­ний Я нес тебя на руках…

Вера – это не просто согла­сие с тем, что Бог суще­ствует, не голый спи­ри­ту­а­лизм, а стрем­ле­ние изме­нить свою жизнь, очи­стить её для того, чтобы при­бли­зиться к Творцу, всту­пить в обще­ние с Богом. «Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня» (Ин.14:21).

Содер­жа­ние всех запо­ве­дей как Вет­хого, так и Нового Завета можно изло­жить в двух запо­ве­дях любви, данных Хри­стом: «Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душою твоею и всем разу­мом твоим. Вторая подоб­ная ей – воз­люби ближ­него своего, как самого себя. Иной боль­шей сих запо­веди нет» (Мф.22:37-40). Дея­тель­ная, жерт­вен­ная любовь явля­ется глав­ным плодом духов­ной жизни.

Св. Сера­фим Саров­ский гово­рил, что греш­ника от подвиж­ника отли­чает одно – реши­мость. В духов­ной жизни нет сере­дины, про­ме­жу­точ­ного состо­я­ния; чело­век служит либо Богу, либо сатане. Любой грех – это отступ­ле­ние от Бога.

Можно срав­нить духов­ную жизнь с дви­же­нием на лодке вверх по реке. Вы дви­га­е­тесь вперёд, лишь пока гре­бёте. Как только отпус­ка­ете вёсла, тече­ние начи­нает уно­сить вашу лодку назад…

В духов­ной жизни есть поло­жи­тель­ное и отри­ца­тель­ное изме­ре­ние. Первое – это её цель, второе – это то, что мешает её дости­же­нию, от чего тре­бу­ется осво­бо­диться. Для иллю­стра­ции можно при­ве­сти такой пример: моло­дой чело­век влюб­лён в девушку, но стра­дает таба­ко­за­ви­си­мо­стью, а девушка этого не любит, так как ей жалко, что он себя этим уро­дует, раз­ру­шает, и потому, что куре­ние про­ти­во­есте­ственно для чело­века. Поэтому поло­жи­тель­ное изме­ре­ние – любовь. Отри­ца­тель­ное – необ­хо­ди­мость отка­заться от того, что тебя уро­дует и мешает обще­нию с люби­мым. Обычно люди видят в жизни рели­ги­оз­ных людей отри­ца­тель­ное изме­ре­ние, но не заме­чают поло­жи­тель­ного – любви к Богу и стрем­ле­ния к Нему. Выска­зы­ва­ние: «Цель духов­ной жизни хри­сти­а­нина — борьба с гре­хами и стра­стями» — одно­боко. Борьба с гре­хами — сред­ство стя­жа­ния (обре­те­ния) доб­ро­де­те­лей.

Но ведь вокруг нас есть и совер­шенно неве­ру­ю­щие, но бла­го­че­сти­вые люди – заме­тит кто-то. Часто даже гово­рят, что эти люди неосо­знанно, но соблю­дают запо­веди. Увы, это заблуж­де­ние, они не соблю­дают как мини­мум 1‑ю, 2‑ю и 4‑ю из 10 Вет­хо­за­вет­ных Запо­ве­дей и запо­ведь Спа­си­теля о любви к Богу. Эти люди могут быть глу­боко нрав­ственны, но с точки зрения Веч­но­сти они смер­тельно больны.

Духов­ная жизнь бес­плодна без Церкви, но так же бес­плодно и посе­ще­ние храма без уча­стия в Бого­слу­же­ниях и Таин­ствах Пока­я­ния и При­ча­ще­ния.

Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский для того, чтобы обре­сти истин­ное сча­стье, пред­ла­гает дер­жаться неслож­ных правил:

  1. думайте о Боге хотя бы столько же, сколько дума­ете о людях;
  2. бой­тесь Бога хотя бы столько же, сколько бои­тесь людей;
  3. почи­тайте Бога хотя бы столько же, сколько ува­жа­ете людей;
  4. моли­тесь Богу хотя бы столько же, сколько про­сите людей;
  5. надей­тесь на Бога хотя бы столько же, сколько наде­е­тесь на людей;
  6. про­сите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько про­сите у людей;
  7. испол­няйте закон Божий хотя бы столько же, сколько испол­ня­ете чело­ве­че­ский;
  8. бла­го­да­рите Бога хотя бы столько же, сколько бла­го­да­рите людей;
  9. славьте Бога хотя бы столько же, сколько сла­вите людей!

Жизнь даётся чело­веку только один раз. И про­жить её надо так, чтобы в этой жизни успеть встре­титься с Богом. Даже если от этой Встречи будет обжи­га­юще больно за бес­цельно про­жи­тые годы…

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки