Вознесенский (Флоровский) женский монастырь: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 28: Строка 28:
Усадьба обители протянулась с северо-запада на юго-восток, вдоль северо-восточного склона Замковой горы. На поперечной оси монастыря расположены его главные здания: в порядке с северо-востока на юго-запад, это – св. врата с 4-ярусной колокольней над ними, Вознесенский собор (в самом сердце обители), теплая Николо-Тихвинская церковь. Западнее последней, у подошвы крутого лесистого склона горы – Воскресенская церковь, в юго-восточной половине монастыря – храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Юго-восточнее Вознесенского собора – 1-этажный игуменский корпус. Другие постройки обители – 2-этажные корпуса келий. Каменное строительство в обители началось на стыке XVII-XVIII вв. с сооружения части нынешней Николо-Тихвинской церкви, а вскоре был возведен Вознесенский собор. Когда 9 июля 1811 г. Подол выгорел дотла, монастырь утратил деревянные строения, каменные сильно пострадали, при этом задохнулось много насельниц, укрывшихся в Вознесенском соборе (по разным источникам: 23, более 30, 40). Отстраивалась обитель преимущественно в камне.
Усадьба обители протянулась с северо-запада на юго-восток, вдоль северо-восточного склона Замковой горы. На поперечной оси монастыря расположены его главные здания: в порядке с северо-востока на юго-запад, это – св. врата с 4-ярусной колокольней над ними, Вознесенский собор (в самом сердце обители), теплая Николо-Тихвинская церковь. Западнее последней, у подошвы крутого лесистого склона горы – Воскресенская церковь, в юго-восточной половине монастыря – храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Юго-восточнее Вознесенского собора – 1-этажный игуменский корпус. Другие постройки обители – 2-этажные корпуса келий. Каменное строительство в обители началось на стыке XVII-XVIII вв. с сооружения части нынешней Николо-Тихвинской церкви, а вскоре был возведен Вознесенский собор. Когда 9 июля 1811 г. Подол выгорел дотла, монастырь утратил деревянные строения, каменные сильно пострадали, при этом задохнулось много насельниц, укрывшихся в Вознесенском соборе (по разным источникам: 23, более 30, 40). Отстраивалась обитель преимущественно в камне.


В 1740-1741 гг. над Св. вратами обители возвели колокольню (архивное дело 1744 г. упоминает ее как «звонницу муровану», но ряд историков утверждают, что каменным был лишь нижний ярус, а 2 верхних были деревянными). После пожара 1811 г. колокольню перестроил (по одним данным – вновь возвел на старых фундаментах, по иным – заменил сгоревшие деревянные ярусы каменными) в стиле классицизма зодчий Андрей Меленский (в литературе указаны разные даты: 1817-1818, 1821).
В 1740-1741 гг. над Св. вратами обители возвели колокольню (архивное дело 1744 г. упоминает ее как «звонницу муровану», но ряд историков утверждают, что каменным был лишь нижний ярус, а 2 верхних были деревянными). После пожара 1811 г. колокольню перестроил (по одним данным – вновь возвел на старых фундаментах, по иным – заменил сгоревшие деревянные ярусы каменными) в стиле классицизма зодчий Андрей Меленский (в литературе указаны разные даты: 1817-1818, 1821).


По состоянию на 1682 г. обитель имела 2 деревянные церкви – св. мч. Флора и св. мч. Лавра. На плане Киева 1695 г. показан один деревянный храм, сгоревший при городском пожаре 1718 г. (архивные данные 1759 г. указывают, что он имел приделы Вознесения Господня и св. Анны). В 1722-1732 гг. на месте сгоревшей церкви выстроен каменный 3-главый Вознесенский собор в стиле украинского барокко. В 1777 г. в правом приделе храма устроили престол в честь Собора Пресвятой Богородицы, между 1772-1780 гг. – еще 2 престола на хорах: правый – Всех святых, левый – Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. В 1780 г. храм был расписан, в 1805 г. росписи поновили. После пожара на Подоле в 1811 г. стены интерьера выкрасили в 1818 г. светло-серой краской, затем в 1865 и 1904-1906 гг. роспись опять поновляли. Она представляет собою святые лики и образы священных событий на однотонном фоне, замененном во время недавнего очередного поновления с серого на серо-голубой. В росписи храма видны повторы известных композиций XVII и XIX вв.: пример 1-го – аллегория «Блаженны кроткие» по гравюре из Библии Вайгеля (Аугсбург, 1695), 2-го – «Крещение Господне» по работе Михаила Нестерова из Свято-Владимирского собора в Киеве (1882-1896). В 1980-х гг. в соборе установлен новый деревянный иконостас: он выполнен на основании фотографии утраченного барочного иконостаса XVIII в.
По состоянию на 1682 г. обитель имела 2 деревянные церкви – св. мч. Флора и св. мч. Лавра. На плане Киева 1695 г. показан один деревянный храм, сгоревший при городском пожаре 1718 г. (архивные данные 1759 г. указывают, что он имел приделы Вознесения Господня и св. Анны). В 1722-1732 гг. на месте сгоревшей церкви выстроен каменный 3-главый Вознесенский собор в стиле украинского барокко. В 1777 г. в правом приделе храма устроили престол в честь Собора Пресвятой Богородицы, между 1772-1780 гг. – еще 2 престола на хорах: правый – Всех святых, левый – Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. В 1780 г. храм был расписан, в 1805 г. росписи поновили. После пожара на Подоле в 1811 г. стены интерьера выкрасили в 1818 г. светло-серой краской, затем в 1865 и 1904-1906 гг. роспись опять поновляли. Она представляет собою святые лики и образы священных событий на однотонном фоне, замененном во время недавнего очередного поновления с серого на серо-голубой. В росписи храма видны повторы известных композиций XVII и XIX вв.: пример 1-го – аллегория «Блаженны кроткие» по гравюре из Библии Вайгеля (Аугсбург, 1695), 2-го – «Крещение Господне» по работе Михаила Нестерова из Свято-Владимирского собора в Киеве (1882-1896). В 1980-х гг. в соборе установлен новый деревянный иконостас: он выполнен на основании фотографии утраченного барочного иконостаса XVIII в.


У южной стены храма на стыке ХХ-XХI вв. воссоздано надгробие игумении Евпраксии, управлявшей монастырем в 1898-1919 гг. В XIX в. вблизи западных углов собора стояли 2 деревянных беседки с источниками: сегодня на месте южной из них вода вытекает из небольшой каменной пирамидки. Приятно обратить внимание на 1-этажный каменный домик игумении к юго-востоку от собора: оставленный нам с 1821 г. зодчим Андреем Меленским как интересный образец малого жилого здания в стиле классицизма, он заметен по закругленным портикам с колоннами на боковых крыльцах. В том же смысле примечателен «11-й корпус» (1822-1832) южнее собора: обращенный к храму угол здания закруглен и украшен колоннадой с балконом.
У южной стены храма на стыке ХХ-XХI вв. воссоздано надгробие игумении Евпраксии, управлявшей монастырем в 1898-1919 гг. В XIX в. вблизи западных углов собора стояли 2 деревянных беседки с источниками: сегодня на месте южной из них вода вытекает из небольшой каменной пирамидки. Приятно обратить внимание на 1-этажный каменный домик игумении к юго-востоку от собора: оставленный нам с 1821 г. зодчим Андреем Меленским как интересный образец малого жилого здания в стиле классицизма, он заметен по закругленным портикам с колоннами на боковых крыльцах. В том же смысле примечателен «11-й корпус» (1822-1832) южнее собора: обращенный к храму угол здания закруглен и украшен колоннадой с балконом.


Кроме сгоревшей в 1718 г. деревянной церкви, перед пожаром обитель имела (согласно архивным данным 1759 г.) каменный трапезный храм св. ап. Иоанна Богослова (с верхним приделом св. блгв. князя Александра Невского). Ныне это – Николо-Тихвинская церковь, старейшее каменное здание монастыря. В 1758-1759 гг. храм отремонтировала монахиня Нектария (Долгорукова), после чего на хорах был устроен придел свв. мчч. Флора и Лавра (1759). После пожара 1811 г. храм отремонтировали: в 1812 г. надстроили 2-й этаж, а в нижнем был освящен придел свв. мчч. Флора и Лавра, в 1818-1819 гг. на 2-м этаже устроили придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1843 г. нижний престол перенесли в Казанский храм (см. ниже), а в 1857 г. на его месте был освящен престол в честь свт. Николая Мирликийского. Исполненная в стиле украинского барокко, Свято-Николо-Тихвинская церковь самобытна по своей планировке: трапезная палата примыкает к храму с северо-запада. На северо-восточной стене крытой паперти, примыкающей с юго-востока к алтарю, во 2-й пол. ХХ в. выполнена роспись «Моление прп. Серафима Саровского на камне» (в 1990-х гг. немного изменена при поновлении). По причине малых размеров церкви, регулярные богослужения в ней не совершаются, и для паломнического посещения она недоступна. У южной стены храма находится могила епископа Феодора (Власова) – иерарха, тайно посвященного в сан в связи с началом гонений на Церковь и почившего в 1924 г.
Кроме сгоревшей в 1718 г. деревянной церкви, перед пожаром обитель имела (согласно архивным данным 1759 г.) каменный трапезный храм св. ап. Иоанна Богослова (с верхним приделом св. блгв. князя Александра Невского). Ныне это – Николо-Тихвинская церковь, старейшее каменное здание монастыря. В 1758-1759 гг. храм отремонтировала монахиня Нектария (Долгорукова), после чего на хорах был устроен придел свв. мчч. Флора и Лавра (1759). После пожара 1811 г. храм отремонтировали: в 1812 г. надстроили 2-й этаж, а в нижнем был освящен придел свв. мчч. Флора и Лавра, в 1818-1819 гг. на 2-м этаже устроили придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1843 г. нижний престол перенесли в Казанский храм (см. ниже), а в 1857 г. на его месте был освящен престол в честь свт. Николая Мирликийского. Исполненная в стиле украинского барокко, Свято-Николо-Тихвинская церковь самобытна по своей планировке: трапезная палата примыкает к храму с северо-запада. На северо-восточной стене крытой паперти, примыкающей с юго-востока к алтарю, во 2-й пол. ХХ в. выполнена роспись «Моление прп. Серафима Саровского на камне» (в 1990-х гг. немного изменена при поновлении). По причине малых размеров церкви, регулярные богослужения в ней не совершаются, и для паломнического посещения она недоступна. У южной стены храма находится могила епископа Феодора (Власова) – иерарха, тайно посвященного в сан в связи с началом гонений на Церковь и почившего в 1924 г.


Каменный храм Воскресения Христова, исполненный в виде ротонды с примыкающими на северо-западе и юго-востоке прямоугольными в плане пристройками, возведен в 1821-1824 гг. в стиле классицизма зодчим Андреем Меленским – взамен сгоревшей в 1811 г. деревянной одноименной церкви, которую в 1757 г. соорудила при своей келье монахиня Нектария (Долгорукова), «дабы… по всегдашней почти по летам ее и слабости здоровья болезни, не довелось ей когда через болезнь Божественного церковного пения и чтения лишатися». Близ восточного фасада храма стоит застекленная металлическая часовня над старым надгробием прп. Елены (Бехтеевой, †1834).
Каменный храм Воскресения Христова, исполненный в виде ротонды с примыкающими на северо-западе и юго-востоке прямоугольными в плане пристройками, возведен в 1821-1824 гг. в стиле классицизма зодчим Андреем Меленским – взамен сгоревшей в 1811 г. деревянной одноименной церкви, которую в 1757 г. соорудила при своей келье монахиня Нектария (Долгорукова), «дабы… по всегдашней почти по летам ее и слабости здоровья болезни, не довелось ей когда через болезнь Божественного церковного пения и чтения лишатися». Близ восточного фасада храма стоит застекленная металлическая часовня над старым надгробием прп. Елены (Бехтеевой, †1834).


Храм Казанской иконы Божией Матери 1841-1844 гг. сооружен по проекту архитектора Павла Спарро в виде базилики с отделкой фасадов в псевдорусском стиле для зимних служб, в связи с ростом числа инокинь и теснотой Николо-Тихвинской церкви. Южный придел Казанского храма был освящен в честь свв. мчч. Флора и Лавра, северный – св. ап. Иоанна Богослова. В 1870 г. храм расписали. В 1881 г. у его стен была погребена игумения Парфения (Адабаш). Надгробия выдающихся киевлян, похороненных при церкви, не сохранились. С 1923 г. храм числился приходским, в 1934 г. был закрыт, передан фабрике детской одежды и переделан в фабричный корпус путем сноса купола и надстройки стен. В 1990-х гг. он возвращен монастырю, после чего вновь обрел дореволюционный вид снаружи.
Храм Казанской иконы Божией Матери 1841-1844 гг. сооружен по проекту архитектора Павла Спарро в виде базилики с отделкой фасадов в псевдорусском стиле для зимних служб, в связи с ростом числа инокинь и теснотой Николо-Тихвинской церкви. Южный придел Казанского храма был освящен в честь свв. мчч. Флора и Лавра, северный – св. ап. Иоанна Богослова. В 1870 г. храм расписали. В 1881 г. у его стен была погребена игумения Парфения (Адабаш). Надгробия выдающихся киевлян, похороненных при церкви, не сохранились. С 1923 г. храм числился приходским, в 1934 г. был закрыт, передан фабрике детской одежды и переделан в фабричный корпус путем сноса купола и надстройки стен. В 1990-х гг. он возвращен монастырю, после чего вновь обрел дореволюционный вид снаружи.


В 1758 г. монахиня Нектария (Долгорукова) обвела монастырь с 3-х сторон (северо-запада, северо-востока, юго-востока) каменной оградой, которую заново отстроили в 1819-1820 гг. В 1819 г. обители был передан господствующий над ней склон Замковой горы, а в 1835 г. и сама вершина – для устройства кладбища с церковью. В 1844-1845 и 1848-1850 гг. была по частям выстроена каменная ограда на Замковой горе: по контуру она напоминала букву «П», «ножки» которой находились на крутом северо-восточном склоне, а «полочка» – на юго-западном краю плато (от этой стены остались фрагменты руин). В 1854-1857 гг. на плато возвели каменный храм Св. Троицы (закрыт в 1927 и снесен в 1938). В 1858-1859 гг. на гору провели удобную дорогу-серпантин (после уничтожения кладбищенской церкви пришла в запустение). В 1920 г. на горе был погребен известный церковный историк Степан Голубев, в 1921 г. – его коллега Николай Петров. Сегодня Замковая гора частично покрыта лесом (с северной стороны). В XIV-XVII вв. гору венчал деревянный замок (отсюда ее название), который выполнял роль цитадели Киева под управлением Литвы и Польши. На 1552 г. в замке было 3 православных и один католический храм. Последним польским воеводой, проживавшим в замке, стал православный вельможа Адам Кисель, в память о котором гора обрела название Киселевки.
В 1758 г. монахиня Нектария (Долгорукова) обвела монастырь с 3-х сторон (северо-запада, северо-востока, юго-востока) каменной оградой, которую заново отстроили в 1819-1820 гг. В 1819 г. обители был передан господствующий над ней склон Замковой горы, а в 1835 г. и сама вершина – для устройства кладбища с церковью. В 1844-1845 и 1848-1850 гг. была по частям выстроена каменная ограда на Замковой горе: по контуру она напоминала букву «П», «ножки» которой находились на крутом северо-восточном склоне, а «полочка» – на юго-западном краю плато (от этой стены остались фрагменты руин). В 1854-1857 гг. на плато возвели каменный храм Св. Троицы (закрыт в 1927 и снесен в 1938). В 1858-1859 гг. на гору провели удобную дорогу-серпантин (после уничтожения кладбищенской церкви пришла в запустение). В 1920 г. на горе был погребен известный церковный историк Степан Голубев, в 1921 г. – его коллега Николай Петров. Сегодня Замковая гора частично покрыта лесом (с северной стороны). В XIV-XVII вв. гору венчал деревянный замок (отсюда ее название), который выполнял роль цитадели Киева под управлением Литвы и Польши. На 1552 г. в замке было 3 православных и один католический храм. Последним польским воеводой, проживавшим в замке, стал православный вельможа Адам Кисель, в память о котором гора обрела название Киселевки.


== Святые ==
== Святые ==