Что такое «обет трезвости»?

Что такое «обет трезвости»?

(10 голосов4.6 из 5)

Что и зачем?

Сто лет назад, в кон­це авгу­ста 1912 года, состо­ял­ся I Все­рос­сий­ский съезд прак­ти­че­ских дея­те­лей по борь­бе с пьян­ством. На нем гово­ри­лось об учре­жде­нии дня трез­во­сти — в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Сего­дня этот празд­ник, тогда не успев­ший — в силу исто­ри­че­ских при­чин — уко­ре­нить­ся, рож­да­ет­ся зано­во. По новой тра­ди­ции 11 сен­тяб­ря во мно­гих хра­мах дают обе­ты трезвости.

А что это такое — обет трез­во­сти? Все про­сто: обе­ща­ние. Чело­век обе­ща­ет Богу, что не будет пить ниче­го, что содер­жит алко­голь. Обе­ща­ет после осо­бо­го молеб­на, перед Кре­стом и Еван­ге­ли­ем, ико­ной или моща­ми свя­тых. Но отче­го нель­зя сде­лать это наедине с Богом — дома, у икон? «Отче­го же, мож­но, — счи­та­ет про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев, пред­се­да­тель обще­ства трез­во­сти при Миха­и­ло-Архан­гель­ском хра­ме горо­да Тал­дом. — Слу­ча­ет­ся, конеч­но, что дает­ся такое обе­ща­ние на эмо­ци­ях, так что после оно долж­но быть под­твер­жде­но в церк­ви, на осо­бом чино­по­сле­до­ва­нии. Ведь и испо­ве­ду­ем­ся мы Богу — через свя­щен­ни­ка, вся­кий раз обе­щая не повто­рять гре­хов. Обет не явля­ет­ся таин­ством. Но когда ты про­из­но­сишь сло­ва обет­ной молит­вы, да еще и перед сви­де­те­ля­ми, это и пси­хо­ло­ги­че­ски важ­но, это держит».

Но чем обет отли­ча­ет­ся от клят­вы, давать кото­рую нам, хри­сти­а­нам, запре­ще­но? Иерей Игорь Бачи­нин, пред­се­да­тель Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го брат­ства «Трез­ве­ние», объ­яс­ня­ет так: «Когда чело­век кля­нет­ся, он ста­ра­ет­ся дока­зать свою право­ту и при­зы­ва­ет Бога в сви­де­те­ли. А при­ни­мая обет, он при­зна­ет свою немощь и про­сит у Бога помо­щи. Кста­ти, я все­гда пре­ду­пре­ждаю: дан­ное Богу сло­во вы сами, без Его помо­щи выпол­нить не смо­же­те. У вас про­сто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не толь­ко люди пью­щие (об этом — ниже), но имен­но для них так важ­на его помощь, для них он порой жиз­нен­но важен. «Смот­рю на тех, кто про­сто решил не пить, — гово­рит Татья­на, дав­шая обет трез­во­сти на всю жизнь десять лет назад, — они слов­но ношу какую-то на себе тянут, а мы, наобо­рот, ее с себя ски­ну­ли». Дмит­рий (9 лет обе­ту) выра­жа­ет­ся ина­че: «суро­вые бла­го­дат­ные цепи». Олег (12 лет) срав­ни­ва­ет себя с «суд­ном, не захо­дя­щим в ино­стран­ные пор­ты»: вин­ные отде­лы в мага­зи­нах про­сто пере­ста­ли суще­ство­вать для него, буд­то и нет их. Как же это про­ис­хо­дит? Как дей­ству­ет обет?

Отец Игорь Бачи­нин при­во­дит свою ана­ло­гию: «Я не буду пить сер­ную кис­ло­ту — ни при каких усло­ви­ях, тут даже раз­мыш­лять не о чем. То же и с чело­ве­ком, кото­рый дал обет трез­во­сти. Если даже и воз­ни­ка­ют помыс­лы об алко­го­ле, он с ними не собе­се­ду­ет, бла­го­дать Божия покры­ва­ет его. А без обе­та те одо­ле­ва­ют, чело­век все вре­мя пре­бы­ва­ет в сомне­ни­ях, в борьбе».

Мож­но ли отка­зать­ся от пьян­ства без обе­та? Разу­ме­ет­ся. Едва ли не на каж­дом при­хо­де мож­но най­ти живые тому при­ме­ры. Обет не цель, а про­сто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трез­во­сти из-за бояз­ни нару­шить его, бояз­ни нака­за­ния. По мне­нию боль­шин­ства свя­щен­ни­ков, прак­ти­ку­ю­щих при­ня­тие обе­тов трез­во­сти, страх не может удер­жать чело­ве­ка. У тех, кто боит­ся, обыч­но уже заго­тов­лен сце­на­рий буду­ще­го отступ­ле­ния: помин­ки тети, сва­дьба сына, полет на само­ле­те, посе­ще­ние род­ной дерев­ни, кор­по­ра­тив на новом месте рабо­ты… Отец Игорь назы­ва­ет это отго­вор­ка­ми и убеж­ден, что при­чи­на одна: отсут­ствие реши­мо­сти. «Но если чело­век боит­ся послед­ствий, — сове­ту­ет он, — луч­ше не давать обе­та. Или дать сна­ча­ла совсем на неболь­шой срок, что­бы обре­сти опыт трез­во­сти и уве­рен­ность, что Гос­подь тебе помо­га­ет, а после продлить».

Мини­маль­ный срок обе­та трез­во­сти — Вели­кий пост, хотя чаще обет дают сра­зу на год. Потом обыч­но про­дле­ва­ют. Неко­то­рые реша­ют­ся отка­зать­ся от спирт­но­го сра­зу на всю жизнь. Но более рас­про­стра­нен­ной явля­ет­ся «сту­пен­ча­тая» прак­ти­ка. Мож­но про­ве­рить свои силы; попро­бо­вать на вкус абсо­лют­ную трез­вость — так ли прес­на она, как кажет­ся; при­ме­рить перья «белой воро­ны»; понять, все­гда ли трез­вое весе­лье, как при­ня­то думать, натуж­но или мож­но радо­вать­ся и без спиртного.

Если все же упал

Но сры­вы, конеч­но, быва­ют, несмот­ря ни на что. И неред­ко. По доре­во­лю­ци­он­ной ста­ти­сти­ке, дер­жа­ли дан­ное Богу сло­во не пить 56 про­цен­тов обет­ни­ков. Как обсто­ит дело сего­дня в целом по Рос­сии, ска­зать невоз­мож­но. Сви­де­тель­ство­вать могу лишь о том, что знаю допод­лин­но сама. Из 45 чело­век, дав­ших обе­ты за семь лет в общине трез­во­сти при Николь­ском хра­ме села Ромаш­ко­во, их нару­ши­ли 16 чело­век. Слу­чи­лось ли с кем-то из них что-то страш­ное? По-раз­но­му скла­ды­ва­лась жизнь. Кто-то воз­вра­щал­ся на «своя бле­во­ти­ны» — фина­лы быва­ли и самые печаль­ные. Скон­чал­ся в реани­ма­ции Сере­жа, все­об­щий люби­мец, музы­кант и бала­гур. Постыд­ной смер­тью окон­чил жизнь Васи­лий. При том обра­зе жиз­ни, кото­рый вели они после сры­вов, труд­но было пред­по­ла­гать иной финал. Но чаще чело­век вста­вал и, пусть спо­ты­ка­ясь, про­дол­жал сно­ва идти. «Все так же, как и в дру­гих ситу­а­ци­ях, когда совер­шен грех, — гово­рит иерей Игорь Бачи­нин. — Ниче­го экс­тра­ор­ди­нар­но­го тут нет. Чело­век кает­ся, испо­ве­ду­ет­ся, на него накла­ды­ва­ют епи­ти­мию». Пово­дов для сры­вов — мас­са, а при­чи­на, по сло­вам наших собе­сед­ни­ков-свя­щен­ни­ков, — «нару­ше­ние внут­рен­ней рели­ги­оз­ной жиз­ни». Когда на заня­ти­ях груп­пы в Ромаш­ко­ве мы подроб­но раз­би­ра­ли срыв кого-то из чле­нов общи­ны, пыта­ясь разо­брать­ся, что при­ве­ло к нему, непре­мен­но в кон­це кон­цов выяс­ня­лось, что чело­век начи­нал ман­ки­ро­вать утрен­ним и вечер­ним пра­ви­лом, про­пус­кать служ­бы в хра­ме, встре­чи группы.

Будь готов!

Послед­нее может пока­зать­ся чуже­род­ным в этом высо­ком ряду, но это не менее важ­но. Для того что­бы стать дру­гим, алко­го­ли­ку необ­хо­дим новый круг обще­ния, новая «эта­лон­ная груп­па». «Если чело­век даст обет, а потом опять погру­зит­ся в ста­рую сре­ду, где при­об­рел свою болезнь, ему там будет нелег­ко. Он сно­ва оста­нет­ся один на один со сво­и­ми про­бле­ма­ми, — гово­рит про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев. – Важ­но, что­бы он общал­ся с людь­ми, кото­рые уже про­шли его путь, живут трез­во, что­бы зара­жал­ся их обра­зом жиз­ни, обра­зом мыслей»

А может ли чело­век нево­цер­ко­в­лен­ный, а то и неве­ру­ю­щий дать обет трез­во­сти? Отец Игорь Бачи­нин таким гово­рит: «Хочешь начать жить трез­во — живи. Можешь дать обе­ща­ние на какой-то срок — мне, а то и… само­му себе. А к обе­ту Богу надо гото­вить­ся — преж­де все­го, жить цер­ков­ной жиз­нью». Под­го­тов­ка к обе­ту в раз­ных обще­ствах трез­во­сти — раз­ная. В брат­стве «Трез­ве­ние», напри­мер, обет дают люди, кото­рые про­шли двух­не­дель­ный цикл заня­тий. «Есть раз­ные мне­ния отно­си­тель­но под­го­тов­ки к обе­ту, — гово­рит отец Илия. — Одни счи­та­ют, что давать его нуж­но сра­зу, как появи­лось реше­ние, на неболь­шой срок — что­бы момен­та не упу­стить. А потом уже осо­знан­но про­дле­вать. Дру­гие — что к обе­ту нуж­но гото­вить­ся. Труд­но все све­сти к одной фор­му­ле. Судь­бы у всех раз­ные, и пас­ты­ри разные».

Руко­во­ди­тель Коор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра по про­ти­во­дей­ствию алко­го­лиз­му и утвер­жде­нию трез­во­сти Сино­даль­но­го отде­ла по бла­го­тво­ри­тель­но­сти Вале­рий Дорон­кин рас­ска­зы­ва­ет о слу­чае, когда некто «на колен­ках при­полз к свя­щен­ни­ку. Батюш­ка помо­лил­ся, поду­мал — и при­нял у него обет. До сих пор не пьет!». Вся­кое бывает.

Часто дают обет трез­во­сти люди и так непью­щие. Один из вдох­но­ви­те­лей трез­вен­но­го дви­же­ния в Рос­сии кон­ца XIХ века С. А. Рачин­ский счи­тал, что обет, дан­ный чело­ве­ком непью­щим, име­ет огром­ную нрав­ствен­ную силу. «Пья­ни­ца дает его вынуж­ден­но, — объ­яс­ня­ет про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев. — А он — по люб­ви к немощ­но­му. Его при­мер гораз­до более зара­зи­те­лен, ибо он решил не пить, не имея в этом жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­сти». Гово­ря об этом, все­гда вспо­ми­на­ют сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Луч­ше не есть мяса, не пить вина и не делать ниче­го тако­го, отче­го брат твой пре­ты­ка­ет­ся, или соблаз­ня­ет­ся, или изне­мо­га­ет» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конеч­но, так назы­ва­е­мые идей­ные трез­вен­ни­ки, беру­щие на себя подвиг воз­дер­жа­ния ради спа­се­ния всех страж­ду­щих — ближ­них и даль­них. Но сда­ет­ся мне, что если позна­ко­мить­ся бли­же с исто­ри­ей жиз­ни их сами и их семьи… «От хоро­шей жиз­ни обет трез­во­сти не дают, — уве­рен Вале­рий Дорон­кин, кото­рый по дол­гу служ­бы при­сут­ство­вал, навер­ное, на несколь­ких десят­ках при­ня­тий обе­тов. — На это тол­ка­ет лич­ное пере­жи­ва­ние. Чело­век стал­ки­ва­ет­ся со стра­да­ни­ем, болью, смер­тью… Он видит, что для тех, кого он любит, алко­голь стал страш­ным злом, и пыта­ет­ся что-то сделать».

Очень часто обет при­но­сят жены, мате­ри алко­го­ли­ков, наде­ясь, что это помо­жет. Игу­мен Сера­фим (Нико­лин) руко­во­ди­тель пра­во­слав­но­го обще­ства трез­во­сти горо­да Его­рьев­ска, назы­ва­ет такой обет «мол­ча­ли­вой про­по­ве­дью» и уве­рен, что он не может не иметь резуль­та­та — пусть даже пер­во­на­чаль­ная реак­ция будет совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ной: «Ведь семья — это еди­ное тело, и дей­ствие одно­го духов­но вли­я­ет на другого».

Слу­ча­ет­ся, что супру­ги дают обет трез­во­сти вме­сте — и это, навер­ное, самое логич­ное. Еле­на, давав­шая обет вме­сте с мужем 12 лет назад, объ­яс­ня­ет свой посту­пок про­сто: «А как ина­че: куда игол­ка, туда и нит­ка». В доме, где живет чело­век, дав­ший обет, не выстав­ля­ют вино на празд­нич­ный стол, не дер­жат спирт­но­го, ста­ра­ют­ся избав­лять­ся (или, по край­ней мере, пря­тать в даль­ний угол) от рюмок-гра­фи­нов и про­чей питей­ной посу­ды — что­бы не было лиш­не­го соблазна.

Порой руко­во­ди­те­ли обществ трез­во­сти нала­га­ют запрет на квас, лекар­ства на осно­ве спир­та, без­ал­ко­голь­ное пиво. Про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев счи­та­ет: «Все инди­ви­ду­аль­но. Если наве­ва­ет тот же квас какие-то ассо­ци­а­ции или дает лег­кий “кайф” — не сто­ит, конеч­но. Почти все­гда мож­но най­ти бес­спир­то­вые ана­ло­ги лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов. Что до без­ал­ко­голь­но­го пива, самый его вкус — пря­мой про­во­ка­тор: чело­век под­со­зна­тель­но ждет, когда захмелеет».

Обету — нет!

Бывая в палом­ни­че­стве в мона­сты­ре, упо­ми­на­ешь, что дава­ла обет трез­во­сти, и неред­ко наты­ка­ешь­ся на отпор: мол, не мир­ское это дело, а сугу­бо мона­ше­ское. Игу­мен Сера­фим (Нико­лин) не согла­сен: «Это же биб­лей­ская тра­ди­ция — давать обе­ты пред Гос­по­дом! Ска­жем, обе­ты назо­рей­ства про­но­си­ли не толь­ко чле­ны коле­на Ааро­но­ва, кото­рые ста­но­ви­лись свя­щен­ни­ка­ми, а все, кто духов­но для это­го созрел». Нема­ло про­тив­ни­ков обе­та и сре­ди бело­го духо­вен­ства. Отец Игорь Бачи­нин и Вале­рий Дорон­кин объ­яс­ня­ют это незна­ни­ем исто­рии, утра­той тра­ди­ции и тем, что люди про­сто не разо­бра­лись в сущ­но­сти вопро­са. «Ника­ких бого­слов­ских осно­ва­ний отвер­гать обет не суще­ству­ет, — гово­рит отец Игорь, — а люди есть люди, они могут и спо­рить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, воз­вра­ща­ясь к нача­лу, — отче­го ста­но­вит­ся так шум­но, сто­ит про­из­не­сти два сло­ва «обет трез­во­сти»? Непре­мен­но кто-то, скром­ный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шам­пан­ское на Новый год?» И некто с окла­ди­стой боро­дой ужас­нет­ся: «А архи­ерей­ские при­е­мы?» Как теперь ему, дей­стви­тель­но, на тех трапезах?

Трез­вость не про­сто пере­ста­ла счи­тать­ся доб­ро­де­те­лью. Даже в самом бла­го­нрав­ном обще­стве она дис­кре­ди­ти­ро­ва­на сти­ли­сти­че­ски. Сло­ва «Трез­вость — нор­ма жиз­ни», став­шие мемом, ниче­го, кро­ме усмеш­ки и све­де­ния скул, не вызы­ва­ют. В. Дорон­кин гово­рит: «Когда речь идет об обе­те, люди под­со­зна­тель­но боят­ся: у них отни­мут празд­ник, вве­дут раз­на­ряд­ку — и отни­мут! На мой взгляд, это — отго­лос­ки гор­ба­чев­ско­го “сухо­го зако­на”, когда свер­ху спу­сти­ли хоро­шую идею. Но народ-то не под­го­то­ви­ли, не объ­яс­ни­ли, зачем это нуж­но, как мож­но радо­вать­ся и без спирт­но­го. Не ска­за­ли: вы спи­ва­е­тесь, вы гиб­не­те, деградируете».

Воз­мож­но, при­чи­на неод­но­знач­ной реак­ции на сло­ва «обет трез­во­сти» лежит в недо­стат­ке инфор­ма­ции о нем?

Молитва обета трезвости

Вла­ды­ко Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий! Аз, недо­стой­ный раб Твой (имя), познав всю пагу­бу стра­стей обу­ре­ва­ю­щих мя, и гре­хов, от них исхо­дя­щих, пред пре­чи­стым обра­зом Вла­ды­чи­цы Нашея Бого­ро­ди­цы сим изъ­яв­ляю твер­дое наме­ре­ние и даю креп­кое обе­ща­ние не пить вина и ниче­го хмель­но­го, а так­же не соблаз­нять к тому дру­гих сро­ком от сего дня и (ука­зать срок).

О Пре­ми­ло­сер­дый и Все­щед­рый Иису­се Хри­сте! Бла­го­сло­ви бла­гое наме­ре­ние мое сие и помо­зи ми, сла­бо­му и немощ­но­му рабу Тво­е­му, силою чест­на­го и живо­тво­ря­ща­го Кре­ста, молит­ва­ми Все­пре­чи­стыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и всех свя­тых Тво­их, бла­го­по­луч­но совер­ши­ти его к сла­ве Тво­ей и во спа­се­ние души моей! Аминь.

Автор: Ека­те­ри­на Савостьянова

Источ­ник: Жур­нал “Нескуч­ный сад”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Дио­ни­сий, 01.09.2018

    Я недав­но при­нял обет трез­во­сти на всю жизнь. Ради при­ме­ра ближ­ним, кото­рые гиб­нут. У само­го нет про­блем с алко­го­лем, уже лет 8 абсо­лют­ный трез­вен­ник. Пра­во­слав­ный (бла­го­да­ря кста­ти пра­во­слав­ным трез­вен­ни­кам покре­стил­ся в зре­лом воз­расте), закон­чил мис­си­о­нер­ские курсы.

    Ответить »
  • Сер­гей, 26.02.2017

    В наше вре­мя, когда алко­го­ли­за­ция обще­ства в нашей стране при­об­ре­ла ката­стро­фи­че­ские мас­шта­бы, каж­дый Рос­си­я­нин (думаю понят­но, поче­му с боль­шой бук­вы) дол­жен встать на защи­ту трез­во­сти. Как? Кто обе­том, кто сво­им соб­ствен­ным при­ме­ром, кто ста­тьёй или теле(радио, интер­нет) пере­да­чей, НО сво­им нерав­но­ду­ши­ем к буду­ще­му Рос­сии и сво­их потом­ков. Ведь не так страш­ны убий­цы и пре­да­те­ли — они могут толь­ко убить и пре­дать -, а страш­ны рав­но­душ­ные: имен­но с их мол­ча­ли­во­го согла­сия совер­ша­ют­ся все пре­ступ­ле­ния. Не будем рав­но­душ­ны­ми, дру­зья! Вста­нем на защи­ту нашей Роди­ны, нашей семьи, наше­го буду­ще­го! Пока не мерк­нет свет! Пока горит све­ча! Хра­ни нас всех Бог… Спа­си Господи!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки