Икона

(8 голосов: 3.88 из 5)

См. раздел ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР 

 

Ико́на (греч. образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

Божественная благодать, действующая в изображённых на иконах, сопричастна и их иконам, поэтому так благоговейно, так почтительно мы относимся к этим изображениям.

Некоторые иконы имеют особые названия:

Аналойная – икона небольших размеров, предназначенная для возложения в храме на аналой. Запрестольная или выносная – находится непосредственно за престолом, у левого его угла; выносится на крестных ходах.

Местная – так называются иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся, соответственно, справа и слева от Царских врат, а также икона храмового святого или священного события, в честь которого освящен храм, находящаяся рядом с иконой Спасителя (носит еще название храмовой).

Мироточивая – из которой источается или источалось ранее св. миро.

Надвратная – находящаяся над входом в храм или монастырь.

Нательная – икона маленького размера, носимая на груди.

Праздничная – изображающая священное событие или святого, в честь которого совершается данная праздничная служба; возлагается на аналое посреди храма.

Семейная – икона, на которой изображены святые небесные покровители всех членов семьи (см. Именины).

Складная (складень) – состоящая из двух или трех небольших икон, складывающихся друг с другом.

Чудотворная – через которую обильно действует Божия благодать: совершались или совершаются чудеса, засвидетельствованные Церковью:(исцеления, защита от бедствий, исполнение прошений и т.п.).

Явленная – чудесным образом явившаяся или обретенная.

Образ, на котором Спаситель или святой изображен по пояс, называется поясным, а по плечи – оплечным.

Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту дел, наклон головы – внимание в своём сердце Божьему гласу, воздеяние рук – молитву, чуть склонённая фигура – смирение и послушание воле Божией.

Икона

Чем икона отличается от идола?

Изначально человек не был неверующим. До грехопадения первозданные люди живо ощущали присутствие Бога, пребывали в общении с Ним. Эти отношения были разрушены в результате дерзкого преступления. Первое время знание об Истинном Боге, Творце, распространялось между потомками от отцов и матерей к детям. Постепенно истинное знание о Боге вытеснялось ложным, обрастало мифами и легендами.

В конце концов, между народами распространились извращённые верования в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы вымышленных божеств, люди стали создавать себе кумиров и идолов. Нередко и сами кумиры «наделялись» сверхъестественными, божественными свойствами. Стало быть, идолы появились вследствие неведения Бога, как один из результатов греха греха.

Не так обстояло дело с христианскими иконами. В отличие от идолов святые иконы олицетворяют не обожествленную тварь, не воображаемых ложных богов. Они представляют образы Единого и Истинного Бога, а также образы Его угодников, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.

В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Православные относятся к иконам как к святыням, богоугодным средствам, способствующим единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, однако не наделяют их Божественными качествами.

При том, что сами по себе идолы не обладают никакой сверхъестественной) силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство угодно дьяволу); почитая идолов и кумиров, люди вступают в общение с демонами (1Кор.10:19-20).

Совсем другое дело — иконопочитание. Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21:8). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.

Идолы бессильны. А по молитвам истинно верующих, молящихся перед иконами Бог преподаёт благодать). Икона помогает богомольцу возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на ней. Стало быть, взирая на образ, христианин вступает в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся предстоит образу, его молитву действительно, а не мнимо слышит сам первообраз. В этой связи икона нередко обозначается как окно в горний мир.

Поклонение идолам развращает нравы людей. Смиренное же и покаянное моление перед иконами способствует восхождению по лествице духовных совершенств.

Поклоняющиеся идолам могут быть подвергнуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они ставят себя под угрозу вечной погибели (Втор.27:15). Почитающие же святые иконы нередко становятся объектами Божией милости, Божьих благословений.

***

Протоиерей Алексий Уминский:
Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры.

Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества.

Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий воплотился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, человеческую душу. Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто в природе не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным. Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что мы знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем Евангелии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

***

См. ИКОНОПОЧИТАНИЕ, ИКОНОСТАС, ОБНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ, СПИСОК ИКОНЫОБРАЗОК, ЦЕЛОВАНИЕ ИКОН, КЛЕЙМА, ДЕИСИС, ИЗВОД, ФРЕСКА, КИОТСКЛАДЕНЬ, АНАЛОЙ, СПАС, АГИОГРАФИЯ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru