Детская психотерапия. Какое направление выбрать?

Александра

Пользователь
Здравствуйте! Помогите мне понять и определиться.

Обучаясь в педуниверситете на дошкольном факультете, я поняла, что поглубже хочу окунуться в психологию, а именно в психотерапию. Прошла семинары по сказко- и игротерапии, чтобы лучше понять как работает психотерапия.

В результате у меня возникло много сомнений. С одной стороны, мне игровая терапия в действии очень понравилась, но с другой, - это проективный метод, берущий начало из психоанализа. В интернете я перелопатила кучу информации с массой разных взглядов на псиихоанализ с православной точки зрения.

Подскажите, какое направление в психотерапии выбрать для работы с детьми-дошкольниками? (я планировала получить базовое образование по психоаналитичекой психотерапии в работе с детьми). И как отличать "зерна от плевел" в этом многообразии подходов?

Заранее благодарна за ответы и помощь.
 
Добрый день Александра!
С детьми действительно работают проективными методами. Ребенок не в состоянии четко вербализовать ни свои проблемы, ни свои чувства. Можно работать с детьми методами арт-терапии. К примеру, через рисунок ребенок выражает многие свои внутренние состояния (тревогу, страхи...). В процессе арт-терапии будут меняться и сюжеты, и цветовая гамма рисунков. С опытом придет понимание, что в рисунке все важно. И все имеет значение для диагностики актуального состояния.
Через ассоциацию с героями сказок, через проигрывание каких-либо сказочных сюжетов, происходит эмоциональное проживание травмирующих ситуаций. И это дает терапевтический эффект.
Изучая светскую психологию вы обязательно столкнетесь с тем, что определенные техники будет вызывать у вас сомнение и тревогу в плане правомерности их применения. И вот эти конкретные моменты надо очень внимательно обдумывать и соотносить с христианским мировоззрением. Чем вы сами будете больше укрепляться в православии, тем легче вам станет отделять "зерна от плевел". Получается что от вас требуется прежде всего именно это - самой укрепляться в православии. Ведь на каждый конкретный случай ответ в интернете не найдешь.
Специально детским психоанализом я не занималась. Могу только сказать, что в самом психоанализе, в его классическом варианте, есть очень много спорных вещей, которые никак не согласуются с представлениями о человеке, представленном в святоотеческой традиции. И это понимание стало приходить постепенно по мере воцерковления и в процессе работы с людьми. Несколько положений я сформулировала довольно четко.
К примеру, психоаналитик работает со свободными ассоциациями. В этом есть определенная опасность. Поскольку в психоанализе нет понимания "бесовских помыслов", "духовной брани", "сочетания с помыслами" и т.д.
Психоаналитик работает с детскими травмами. Как правило, такая работы выводит на отношения с родителями. И роль родителей в этих отношениях не всегда, мягко говоря положительна. Но психоаналитика не интересуют вопросы примирения с родителями, прощения родителей. По крайней мере, этому не уделяется специального внимания. И часто в результате психоанализа возникает еще больший внутренний раскол и человек укрепляется в желании обвинять родителей в своих проблемах. Иногда обида на родителей после проведенного психоанализа только усугубляется и даже остается на всю жизнь. Здесь прямое противоречие пятой заповеди.
Работа со сновидениями в классическом психоанализе строится в основном на выявлении вытесненной сексуальности. И это тоже весьма спорно. Подробно об этом я уже писала в одной из своих статей.
И все -таки, по мере вашего созревания, как психолога, вам придется искать ответы на многие вопросы самостоятельно. И здесь залогом того, что вы совершите минимум ошибок будет именно то, что первоочередной задачей будет ваше личное духовное взросление основанное на глубоком понимании православия.
Уже сейчас, на этапе учебы вы должны для себя взять за правило критично относиться ко всему, чему вас обучают. Сомневаться - это нормально.
Нельзя избежать этого процесса. Многое нам дается только тогда, когда мы пропускаем это через свой опыт сомнений, личный опыт поиска истины, ну и разумеется опыт ошибок...
 
Последнее редактирование:

Александра

Пользователь
Марина, огромное спасибо Вам за ответ!

Я долго размышляла над тем, что Вы сказали, искала и читала информацию и пришла к выводу, что чисто на психоаналитическое направление я не пойду, а окончу переподготовку на клинического психолога. И мне понравилась программа курса Российско-австрийского института, готовящего на психотерапевтов. Надеюсь, я сделала для себя правильный выбор)))

Еще раз Вас благодарю)
 
Да, я думаю, что "сужать" психотерапию до психоанализа - это неверно. И может быть, в чем-то и опасно, поскольку будет формировать однобокий взгляд на проблему человека. Классический психоанализ не рассматривает человека, как существо духовное. И в связи с этим формирует свой подход к человеческим проблемам.
Вы же, когда реально начнете практиковать, обязательно с этим ограничением практически всех психотерапевтических направлений, непременно столкнетесь.
Постепенно, опытно у вас начнется формироваться иной подход. К сожалению, на данный момент православная психотерапия, как практика, плохо разработана. Эту задачу нам еще предстоит решать.
Успехов вам!
 
Сверху